Толкование на Ис. 26:11

Свт. Григорий Богослов

Господи! рука Твоя была высоко поднята, но они не видали ее; увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой; огонь пожрет врагов Твоих

Знаю это оружие очищенное, сей упивающийся меч на небесах (Ис. 34:5), которому повелено сечь, изничтожать, лишая детей, не миловать ни плоти, ни мозгов, ни костей. Знаю, что Бесстрастный - как лишенная детей медведица и как рысь, встречающаяся на пути ассирийцев (Ос. 13:7-8), не древних только, но и всякого, кто ныне ассириец беззаконием; и что нельзя убежать от крепости и скорости гнева Его, когда Он бодрствует пред нашими нечестиями, и когда врагов Его преследует ревность, готовая пожрать противников (Евр. 10:27).

На молчание отца.

Свт. Кирилл Александрийский

Господи, высока Твоя мышца, и не ведеша, разумевше же постыдятся: ревность приимет люди ненаказанныя, и ныне огнь супостаты пояст

В то время как Бог, что дается видеть в сейчас сказанных нам словах, делает угрозу людям, которые не научаются правде и не творят истины, пророк обращается к напоминанию о неведении и вместе непокорности Израиля. Ибо Творец всяческих, Бог Слово, всесильная Десница Отца, чрез Которого все пришло в бытие, Сущий в образе и подобии Отца, снизошел до добровольного истощания и смирил Себя, по написанному, сделавшись человеком, дабы оправдать живущих на земле, то есть чрез веру в Него Самого, и совершил неизреченные дела и чрез величие дел давал познавать, что Он – Бог и из Бога по естеству, говоря: аще не творю дела Отца Моего, не имите Ми веры: аще ли творю, аще и Мне не веруете, делом Моим веруйте (Ин. 10:37). Но они, будучи очевидцами и столь чудесных дел Его и непосредственными слушателями слов Его, остались упорными и непреклонными и даже, напротив, имели необузданный язык; они дерзали, нечестивствуя, называть Его самарянином и винопийцей, и сыном плотника, и другими еще более ненавистными именами. Посему пророк, предузнавший все это при озарении Духа, обращается с сими словами к небесному Отцу и Богу и говорит: Господи, высока мышца Твоя, и не ведеши: ибо по достоинству собственного своего превосходства и как бы в божественной славе Он велик и высок и подлинно есть всесильная мышца Отца, то есть Бог Слово, чрез Которого все произошло. Когда же Он явился во плоти, не познали Его славы, но, говорит, постыдились, подразумевается – когда узнают, что Он есть животворящее Слово Бога. Каким же образом узнают, если они сами умертвили начальника спасения и отвергли Святого Израилева, как говорит божественный Петр (Деян. 3:14-15). Но когда Христос, расторгши узы смерти, воскрес из мертвых в третий день, и когда об этом узнали в особенности начальники иудейские: когда-то они и постыдились, и убоявшись, как бы тайна воскресения не сделалась известною всем, сребреники довольны, даша воином, как написано (Мф. 28:12), дабы говорили, яко ученицы его нощию пришедше украдоша его (Мф. 28:13). Постыдятся же и другим образом: ибо когда увидят Его при кончине века грядущего во славе Отца с ангелами, тогда почувствуют и бесконечный стыд, потому что хотя они и были сынами брачными ради отцов, ибо им принадлежат обетование и законоположение и завет, однако посланы будут во тьму кромешную. Посему, справедливо называет их народом необузданным и говорит, что ревность обымет их и огонь пояст противников. Ибо, когда они стали отверженными и лишились надежды на Христа и оказались чуждыми обетований, и когда приняты были язычники, тогда-то они, несчастные, были мучимы ревностью и как бы истребляемы огнем, очевидно, зависти. Нечто подобное написано и в песнях (псаломских) о потомках Израиля, (именно) – что они возревновали Меня не к богам и огорчили Меня среди идолов своих; и Я возревную их не к народу; в народе неразумном возбужду гнев против них.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Господи! рука Твоя была высоко поднята, но они не видали ее; увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой; огонь пожрет врагов Твоих

Высока Твоя мышца, и не видеша. Не видят руки, наказавшей Ассириян. Но и те, которые не видят спасения народа Иудейского, увидят и устыдятсяревности народа, то есть те немногие, которые останутся, увидят любовь и ревность Божию к народу Своему и постыдятся идолов своих, не оказавших им никакой помощи. Как огнь истребишь супостатов Твоих. Истребишь тех, которые прогневали величие Твое и хулой уст своих возжгли против себя огнь гнева Твоего.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Господи, да превознесется рука Твоя, и да не видят: да видят, и да смятется ревность народа, и огонь врагов твоих да пожрет

Сказанное Им выше: и не увидит славы Господа, можно так понимать: Ты, пророк, требуешь, чтобы Я не был милостив к нечестивому, чтобы, если Я помилую его, не сделался разумеющим правды поступавший нечестиво на земле святых; Я тебе отвечаю: итак не увидит славы Господа? Итак не будет созерцать торжеств Моих тот, который наиболее должен бы видеть Меня царствующим, чтобы знать, сколь великого блага он лишается? Это следует читать для большей выразительности, в смысле вопроса. На это пророк отвечал: Господи, высоко да поднимется рука Твоя, и да прострется для поражения, чтобы нечестивые не видели Тебя, и чтобы они даже и для раскаяния не пользовались светом Твоей славы. Господь сказал ему в ответ: Лучше пусть видит и смятутся, — или ревность народа, или ревнители народа, — и пусть огонь пожрет и истребит врагов твоих, то есть врагов святых народа. Огонь же разумеется раскаяния, который будет мучить сердца их за то, что они умертвили такого Господа. Можно это разуметь и по отношению к Иудеям, которые не узнали Христа, мышцу Господню (Ис. 53:1; Ин. 12:37-38), и когда увидят и узнают Того, Которого пригвоздили ко кресту, то смятутся. Непросвещенный и незнающий закона Божия народ тогда возбужден будет жалом ревности, когда увидит, что язычники заняли его место, и тогда будет съедаем огнем раскаяния, или болью наказания, когда услышит написанное: идите во огнь вечный, уготованный диаволу и стелам его (Мф. 25:41).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая.

Блж. Августин

Господи! рука Твоя была высоко поднята, но они не видали ее; увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой; огонь пожрет врагов Твоих

Обрати внимание, что у ревности два порождения: совершенная любовь и совершенная ненависть. Как говорит в добрую сторону: ибо ревность по доме Твоем снедает меня (Пс. 28:10), так говорит и наоборот: Ревность овладеет народом ненаученным, и ныне огнь врагов поест.

О граде Божьем.

Магн Аврелий Кассиодор

Господи! рука Твоя была высоко поднята, но они не видали ее; увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой; огонь пожрет врагов Твоих

Пришествию Господа предшествовал огонь, когда сердца неверных от предсказаний пророков встрепенулись так, что, воспламенившись огнем ярости, обратились к убийству предсказывающих. Итак, речь идет о том самом огне, который будет предшествовать Господу, но этот огонь истребит, скорее, виновников своего возникновения, как говорит пророк Исаия: И ныне огонь истребит противников. Следуют слова: Воспламенит вокруг недругов Его. Слово воспламенит (как мы сказали) намекает также и на то негодование и внезапный гнев души, который во время оно охватывал врагов святой Церкви. Под словом вокруг мы должны понимать отовсюду, ибо при малом количестве проповедников было неисчислимое множество окружавших их противников.

Изъяснение Псалмов.

Лопухин А.П.

Господи! рука Твоя была высоко поднята, но они не видали ее; увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой; огонь пожрет врагов Твоих

Пророк замечает приближение великих событий, но другие люди ничего не видят. На это последнее обстоятельство пророк и жалуется Господу. «Твоя рука, - говорит он Господу, - была поднята для удара, но они этого не видят». Люди, следовательно, не обращают внимания на знамения (Мф. 24:37-39). Но они все-таки должны будут признать свою ошибку, когда наступят те события, какие предвещались особыми знамениями от Бога, и это приведет их в стыд. Огонь ревности Божией - ревности о народе Божием - пожрет этих людей, которые могли видеть опасность, но не хотели видеть.

См. также Толкование на Ис. 26:7

Толковая Библия.