Толкование на Ис. 26:20

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 20-21 Идите, людие мои, внидите во храмину вашу, затворите двери своя, укрыйтеся мало елико елико, дóндеже мимоидет гнев Господень. Се бо Господь от святаго места наводит гнев на живущия на земли, и открыет земля кровь свою, и не покрыет избиеных

В сих словах представляется нам Бог, приготовляющий ум святых к терпению скорбей, поелику и потомки Израиля и распространяющие дух спасения по всей вселенной, то есть, совершающие проповедь Евангельского слова, имели подвергнуться страшным и нестерпимым испытаниям и подвергнуться опасности самых мучений и смерти: то Он весьма уместно убеждает их вести себя мужественно но время таких (страданий), говоря: идите людие мои, внидите в храмину вашу. Храминой же весьма мудро и хорошо называет, вероятно, гробы, находящиеся в земле: и подобно как для действительно сокрытых в них запирает двери и удерживает их там на короткое время, пока минует гнев Господа. Ибо сказано было начальнику рода (человеческого), то есть Адаму: земля еси, и в землю отъидеши, и природа человека за преступление была проклята, почему подверглась тлению. Но прекратятся и последствия гнева Божественного, и это окончательно исполнится во время кончины, когда будет уничтожена смерть, разрушено владычество диавола и истреблен грех. Посему укрыйтеся, говорит, людие мои, потерпите немного и самое малое время, пока смерть, последствие гнева божественного, не мимоидет и не наступит время всеобщего воскресения. Хотя ты, говорит, может быть, и подвергнешься смерти, когда обрушится злоба ненавидящих даже и на святых тайноводителей; но Господь всяческих подвергнет наказанию тех, которые убили святых; потому что Господь от святого места наводит гнев на живущих на земли. Это подобно сказанному (в Писании): и одожди Господь от Господа на Содом огнь и жупел (Быт. 19:24). Итак, Сын от Святого Духа (?) сотворил гнев на живущих на земле, как Сам Он негде сказал: Отец не судит никому же, но суд весь даде Сынови, да вси чтут Сына, якоже чтут Отца (Ин. 5:22-23). Когда же настанет время, в которое постигнет гнев поступавших нечестиво с освященными, тогда открыет земля кровь свою и не скроет убиенных, то есть, вся кровь, которая пролилась в землю, будет видна и никто из обиженных не скроется, или не останется в неизвестности. Ибо Творец всяческих вспомнит обо всех и не будет совершенно ни одного из неправедно убиенных, кто остался бы неизвестным и о ком бы не вспомнил Бог.

Толкование на пророка Исаию.

Сщмч. Климент Римский

Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев

Все роды от Адама до сего дня миновали, но усовершившиеся в любви по благодати Божией находятся в месте благочестивых. Они откроются с пришествием царства Христа. Ибо написано: войди на некоторое время в покои, доколе не пройдет гнев и негодование Мое, и вспомню о дне добром, и воскрешу вас от гробов ваших (Ис. 26:20; Иез. 37:12-13).

7-е послание к Коринфянам.

Прп. Ефрем Сирин

Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев

Идите, людие Мои, внидите во храмину вашу. Своими людьми Бог называет Иудеев. Укрыйтеся мало елико елико, дондеже мимоидет гнев Господень, то есть или мимо идет войско Ассирийское, которое есть орудие гнева Господня, или пройдет время скорбей, предопределенное сынам гнева.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев

См. Толкование на Ис. 26:19

Комментарии на малых пророков.


Ст. 20-21 Выше пророк сказал о святых: воскреснут мертвые, и возстанут находящиеся в гробах, ибо роса от Тебя есть здравие их, и, напротив, о нечестивых: земля же нечестивых падет; ныне он говорит святым: поелику вам обещано воскресение, то пока гнев Божий будет свирепствовать против грешников и нечестивых, войдите в гробы ваши и скройте себя, ибо кратко время, пока пройдет негодование Божие. Господь как бы выходит из места Своего, когда Он, милосердный и сострадательный Господь и любвеобильнейший Отец, вынужден бывает поражать нерадивых детей и некоторым образом измениться в своем расположении, чтобы наслать посещение и навести гнев Свой на жителей земли, о которых говорится у Осии: «клятва, и лож, и прелюбодейство, и воровство излились на жителей земли» (Ос. 4:2), и в Апокалипсисе троекратно читаем: горе живущим на земли (Апок. 8:13). Но праведники, могущие говорить: я пришлец и странник на земле, как и все отцы мои (Пс. 38:13), и наслаждающиеся жилищем Вышняго, о которых святый говорит: живый в помощи Вышняго в крове Бога небеснаго водворится (Пс. 90:1), хотя видимы на земле, однако жительство их на небесах (Фил. 3:20). Тогда земля откроет кровь свою, о которой Бог говоритъ Каину: глас крове брата твоего вопит ко Мне от земли, яже разверзе уста своя, прияти кровь брата твоего от руки твоея (Быт. 4:10-11). Можно и это разуметь по отношению к мученикам, которые за Христа пролили кровь и под жертвенником Божиим вопиют: доколе Владыко святый и истинный не судииши не мстиши крови нашей от живущих на земли (Апок. 6:10)? О них и Моисей говорит в песни: кровь сынов Своих отмщает и отмстит и воздаст месть врагом (Втор. 32:43). Земля, принявшая эту кровь, откроет оную и не скроет убиенных Господних, но обнаружит их пред всеми, для осуждения убийц учеников. Это пусть разумеется по отношению к простому воскресению. В таинственном же смысле повелевается народу Божию войти в свои покои или хранилища, ибо τ α μ ε ία означает то и другое, затворить, по Евангельской заповеди, дверь своей комнаты (Мф. 6:6) и говорить с пророком: положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих (Пс. 140:3), и укрыться на малое, очень малое время, пока пройдет гнев Господень, так, чтобы ничего не делать для славы, но наслаждаться благом совести и ожидать единого Судию — Бога. Хранилища же, которые обогатившимися делами и словами (1 Кор. 1:5) должны быть заперты и скрыты, чтобы левая рука не знала, что делает правая, для того, чтобы мы наслаждались сокровищами Закона и Пророков и Евангелия, суть благоразумие, воздержность, твердость, праведность. А что все дни нашей жизни кратки и малы, об этом Иаков, имея более ста лет, говорит: малы и злы быта дние лет жития моего (Быт. 47:9). Гнев же Господень, имеющий пройти, есть тот , который собирают себе не желающие принести покаяние; после того как он пройдет, хранилища не будут уже заперты, но исполнится написанное: ничтоже покровено есть, еже не открыется, и тайно, еже не уразумеется (Лук. 12:2). А слова: ибо вот Господь от святаго наведет гнев Сбой, означают то, что гнев Божий начнется со святых (1 Петр. 4:17), или что всякое мщение Его праведно и свято, исходя не из взволнованного состояния духа, как обыкновенно бывает у людей, но из желания исправления. Земля же жителей, я думаю, есть та, о которой написано: да слышит земля глаголы уст моих (Втор. 32:1), и: внуши земле (Ис. 1:2), и опять: земле, земле, земле, слыши слово Господне (Иер. 29:22). Ибо как обитающие на земле, так и сущий в плоти Богу угодити не могут (Рим. 8:8). Земля же в этом месте означает душу, которая живет плотски. И откроет она кровь свою, если соблазнила кого либо, и заслуживает вместе с Каином услышать: глас крове брата твоего вопиет ко Мне от земли, яже разверзе уста своя, прияти кровь брата твоего (Быт. 4:10-11). И так всякая кровь в день суда взыщется, и земля не скроет крови своей, и убиеных, которых убила, или с намерением, или по небрежности, обнаружит пред всеми.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая.

Блж. Августин

Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев

Есть две вещи, которые позволяют надеяться на блаженство праведных и конец всякой скорби, - это смерть и воскресение мертвых. В смерти даруется тот покой, о котором говорится через пророка: Пойди, народ мой, войди в покой твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев Господень; в воскресении же - совершенная радость для всего человека в целом, то есть из плоти и духа. Отсюда и произошло, что сочли подобающим отмечать эти две вещи не трудом поста, но скорее - радостью из-за обновления.

Послания.

Тертуллиан

Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев

Если мы читаем: Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои… доколе не пройдет гнев, - то кладовыми будут гробницы, в которых на короткое время упокоятся те самые, кто в конце века умрут от насилия антихриста. Или почему он охотнее воспользовался словом кладовые, а не словом, обозначающим другое какое-либо место хранения, если не потому, что в кладовых хранится соленое и назначенное к употреблению мясо, которое оттуда в свое время должно быть взято? Ибо тела бальзамируются с ароматами для погребения и кладутся в мавзолеи и гробницы для того, чтобы выйти оттуда, когда повелит Господь. Если это так надлежит понимать (ибо какие же кладовые могли бы уберечь нас от гнева Божия, как места убежища?) и именно потому, что он говорит: Доколе не пройдет гнев Мой, который уничтожит антихриста, то этим он дает знать, что тело после гнева выйдет из гроба, в который оно было положено до гнева. Ибо из кладовых более ничего не выносится, кроме положенного в них, и воскресение совершится после уничтожения антихриста.

О воскресении мертвых.

Лопухин А.П.

Ст. 20-21 Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев; ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих

Земля не только отдаст тела благочестивых людей. Она выведет на свет также все кровавые преступления, какие погребены в ее недрах. Это совпадет с днем страшного суда. На время его община воскресших должна сокрыться, чтобы потом, по его окончании, начать новую жизнь.

Здесь пророк обращается уже к людям воскресшим. Так, по крайней мере, можно утверждать на основании Апокалипсиса, в котором различается первое и второе воскресение.

После первого воскресения (праведных) совершится освобождение сатаны, который нападет на город Божий, а затем последует уже всеобщее воскресение (второе) и страшный последний суд (Откр. 20).

Куда должны укрыться на это время праведники, в какие покои - пророк не объясняет. [В Славянском переводе об этом говорится - внидите во храмину вашу, затворите двери своя… дондеже мимоиде гнев Господень - явное указание, что спастись от гнева Божия может лишь тот, кто ВОЙДЕТ В ХРАМ, то есть верующий. Прим. ред.]

Гнев, о котором говорит пророк, очевидно, есть тот страшный суд, какой обрушится на сатану и всех нечестивцев (Откр. 20:9-15).

Толковая Библия.