Толкования на Ис. 30:15

Свт. Иоанн Златоуст

ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели

Мы тогда научимся лучше, когда отступим от грехов, как от грехов. Во время совершения грехов, очи бывают окружены мраком и никто не желает греха, как греха; когда же кто-либо отступает от грехов, тогда он чувствует скорби грехов, подобно тому, как, после таяния льда, вырываются из льда источники, – как это случилось с великим Давидом, или как бывает в том случае, когда кто-либо, упав стремительно в глубокую и темную пропасть, после выхода из нее, охватывается ужасом. Какой, говорит пророк, плод был для вас тогда, почему вы пришли теперь в смущение? Трудно бывает сознать злобу грехов, когда ты грешник, но когда покаешься, тогда, вследствие праведности, уразумеешь грехи, как грехи. Итак, вследствие грехов, должно плакать, потому что плач и стенание суть признаки осуждения соделанного. Поэтому ясно, что нужны обращение, слезы и стоны, так как стенание есть подтверждение и ручательство обращения. Господь был крепость ваша, и вы не хотели слушать Его, и хотя вы видели зрелище вещей, однако из этого ничему не научились.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кесарий Арелатский

ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели

Дражайшие братия! Станем же усердно размышлять об этом, насколько это, с Божией помощью, для нас возможно: страшиться язв грешников, словно смертоносных ядов; проявлять рвение в благодеяниях, посте и молитве; а прежде всего да будем любить, и любить не только друзей, но даже и врагов - вкушая духовные лекарства ради исцеления душ наших, да прибегнем к милости Небесного Врача. Ведь Он Сам говорит: Я не хочу смерти грешника, но чтобы он обратился и жил (Иез. 18:32), а также: Когда ты обратишься и заплачешь, тогда будешь исцелен. К этому-то исцелению да приведет нас, по доброте Его, Тот, Кто живет и царствует вместе с Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Проповеди.

Свт. Кирилл Александрийский

Тако глаголет Господь, Господь Святый Израилев: егда возвратився воздохнеши, тогда спасешися и уразумееши, где еси был: егда уповал еси на суетная

Грозно возвестив им наибольшее из всех наказание и устрашив их ожиданием ужасного будущего, он для пользы их тотчас же показывает и причину самого гнева и путь ко спасению. Ибо Творец милосерд и человеколюбив и, как Сам негде говорит устами Иезекииля, не хощет смерти грешники, но еже обратитися ему от пути лукаваго, и жити души его (Иез. 18:32). Итак, хотя Израиль и подвергается наказанию за то, что он всячески удалялся от любви к Богу и предавался служению идолам, но желающему Бог предоставляет возможность раскаяться и находиться вне зол. Егда, говорит, возвратишися, как бы с дурной и грязной дороги, говорю, от поклонения твари и воздавания божеских почестей дереву и камню: тогда спасешися и при этом уразумееши наконец, где еси был некогда своим умом, или, вернее – глупостью, полагаясь на суетных (богов). Ибо если они не были в состоянии помочь самим себе, то как могли бы подать помощь другим? Что бессильнее идола? Бездушное вещество, и ничего более суть боги заблуждающихся.

Ст. 15-17 Тщетна крепость ваша бысть, и не хотесте послушати, но рекосте: на конех побегнем. Того ради побегнете. И рекосте: на легких всадники будем. Того ради легцы будут гонящии вас. От гласа единого побегнут тысяща, и от гласа пяти побегнут мнози, дондеже оставлени будете аки щогла на горе и яко знамя носяй на холме

Хотя вы опытом дознали бесполезность упования на мнимых богов и увидели ничтожество их силы, тем не менее, говорит, вы остались непокорными. Ибо слыша повеление не ходить в Египет, но почтить верою Обещавшего спасение, вы не хотесте послушати, (Его), но рекосте: на конех побегнем и на легких всадники будем. Вы думали, что для спасения вам довольно убежать из Иудеи. Но легцы, говорит, будут гонящии вас, то есть, окрылены и быстры, – столь ужасны и страшны для вас, и дух непослушных дойдет до такой трусости, что при крике только одного из врагов, обратится в бегство тысяча; а если издадут крик пятеро, то из отряда Иудеев побегут многие. Подвергнутся столь необычайному бедствию, что оно сделается заметным и известным всем; оно будет видимо так же, как мачта, если кто поставит ее на горе или знамя на холме. Знаменем же и мачтой (щогла) называет дерево, воздвигаемое на холмах или возвышенностях, имеющее на себе некоторые знаки, при помощи которых полководцы дают знать войскам или о том, что они одержали победу и военное счастье благоприятствует им, или о том, что должно собраться к ним, чтоб выслушать что либо необходимое.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Иерусалимский

ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели

Хочешь ли узнать, сколь сильно покаяние? Желаешь ли узнать крепкое оружие спасения, и уразуметь, сколь сильно исповедание? Сто восемьдесят пять тысяч (4 Цар. 19:35) неприятелей исповеданием обратил Езекия в бегство. Велико поистине и это дело, но оно еще малозначительно в отношении к тому, о чем сказано будет. Он же покаянием остановил произнесенное Божественное определение. Во время болезни его говорит ему Исаия: Сделай завещание для дома твоего, ибо умрешь ты и не выздоровеешь (4 Цар. 20:1; Ис. 38:1). Можно ли после сего ожидать, можно ли надеяться на исцеление, когда пророк говорит: ты умираешь? Однако же не оставил покаяния Езекия, но, вспомнив слова Писания: Когда бы ты повернул назад и восстенал, тогда бы спасся, он обратился к стене и, от ложа простерши мысли к небу (ибо непроницаемость стен не останавливает молитв с благочестием воссылаемых), говорит: Господи, помяни мя (4 Цар. 20:3). Ибо для того, чтобы исцелиться мне, мне довольно вспомнить о Тебе.

Ты не подчинен времени, но Сам Ты законоположник жизни. Не от свойства расположения звезд, как некоторые пустословят, зависит жизнь наша, но Ты Сам по Своей воле располагаешь, кому и когда жить. И тому, которому, по изречению пророка, не оставалось надежды жить более, прибавлено еще пятнадцать лет жизни, в знамение чего солнце восприняло обратное движение. Тогда для Езекии солнце обратилось вспять, а для Христа солнце померкло. Оно не возвратилось, но померкло, а чрез это и показало различие между тем и другим, то есть между Езекией и Иисусом. И тот возмог отвратить Божественное определение, а Иисус не дарует ли отпущения грехов? Обратись и восплачь о самом себе, заключи дверь и помолись, чтобы отпустил Он тебе и чтобы освободил тебя от горящего пламени. Ибо исповедание в силах и огонь потушить, и львов укротить.

Огласительные слова для просвещаемых.

Свт. Пациан Барселонский

ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели

Апокалипсис угрожает также семи церквям, если не раскаются. И как бы то ни было, не раскаявшимся не угрожал бы, если бы не простил раскаявшегося. Также сам Бог говорит: Итак, вспомни, откуда ты ниспал и покайся (Откр. 2:5). И еще: Если возвратившись, покаешься, тогда спасешься, и уразумеешь, где был. Пусть никто так не отчаивается в ничтожности своей грешной души, чтобы поверить, что он уже не нужен Богу. Бог хочет, чтобы никто из нас не погиб: также Он взыскует и самых малых. Если не верите, рассмотрите: в Евангелии ищется драхма, и найденная показывается соседям. Овечка, которая должна быть отнесена назад на его поддерживающих плечах, не обременительна пастуху. Об одном раскаявшемся грешнике радуются ангелы на небе, и хор небесный ликует. Ты же, грешник, не прекращай просить: видишь, где о твоем возвращении радуются! Аминь.

О кающихся.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 15-17 Тако глаголет Господь, Господь Святый Израилев: егда возвратився воздохнеши, тогда спасешися… но рекосте не тако: на конех всадники будем, и… на легких… побегнем. Того ради побегнете, и легцы будут гонящии вас… дондеже оставлени будете аки щогла на вершине гор и яко знамя носяй на холме. Пророки возвещали Иудеям: «Когда воздохнете и покаетесь, тогда будете спасены». Крепость ваша будет в уповании. Но вы говорили: Нет, на конех всадники будем, и… на легких… побегнем.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели

Покаяние никогда не поздно. Хоть и вышел ты из Иерусалима и изранен на пути, самарянин, возложив тебя на свою скотину, перенесет оттуда для излечения в гостиницу. Даже если и мертвый лежишь ты в гробе, и тогда и смердящего восставит тебя Господь. Подражай, по крайней мере, тем слепцам, ради которых Спаситель, оставив дом Свой и наследие Свое, пришел в Иерихон. Как сидящим во тьме и тени смертной, свет воссиял (Мф. 4:16; Лк. 1:79) тем, которые, узнав проходящего мимо Господа, стали вопить: Сын Давидов, помилуй нас! (Мф. 9:27; 20:30-31; Мк. 10:47-48; Лк. 18:38-39). Можешь и ты прозреть, если будешь вопить, если по призыву Его сбросишь грязные одежды. Если возвратившись, покаешься, тогда спасешься, и уразумеешь, где был.

Послания.


Ст. 15-16 Святый, говорит он, об имени которого я выше умолчал есть сам Господь Бог, который вам говорит и чрез меня и чрез Иеремию (Иер. 12 и Иер. 18): если покаетесь и оставите или пороки или заблуждение нечестивого замысла, и останетесь в Иудее, боясь не нападения [или власти] вавилонян, а Моих заповедей, то спасетесь. Оставайтесь в покое и уповайте на Господа и имейте сильную надежду на Мои обетования,— вы, которые презрев заповеди жизни, сказали с отчаянием: не будет так как говоришь, но побежим на конях к египтянам и отправимся к ним с быстротою и поспешностью. Поелику так вы связали, то действительно побежите и поспешно отправитесь в Египет; но еще быстрее будут вавилоняне, которые будут преследовать вас до самого Египта, и такой страх и ужас овладеет Египтом, что одному халдею не будут в состоянии сопротивляться тысяча египтян, и пяти врагам — великое множество бегущих, по оному, что читаем во Второзаконии: даст тя Господь на изсечение пред враги твоими: путем единем изыдеши к ним, и седмию пути побежиши от лица их и будеши в разсеяние во всех царствах земных (Втор. 28:25).

В иносказательном смысл и по изданию Семидесяти, божественная речь призывает всех грешников и в особенности еретиков к покаянию, потому что если они, обратившись от пороков, возстенают, то спасутся, и тогда поймут, где они прежде были и что напрасно надеялись на тщетное. И между тем как он призывает их к покаянию, они, напротив того, надеются на лжеучителей и на неверный мир; ибо не желая слушать слов Божиих, они стремятся к египтянам и радуются о быстроте тех, умножать которых воспретил Господь (Втор. 17:16). Поэтому церковные мужи быстро будут преследовать их, и голоса одного воителя или пяти борцов (это мы должны относить к уму и к пяти чувствам) не будет в состоянии вынести тысяча человек и нестройная толпа бегущих.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга девятая.

Авва Кроний

ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели

Брат спросил авву Крония: «Что делать мне с забывчивостью, которая пленяет ум мой и не дает мне помнить себя, доколе не приведет меня к самому греху?». Старец сказал ему: «В наказание за злые дела сынов Израилевых иноплеменники взяли кивот Господень и влачили его, пока не принесли во храм бога своего Дагона. И тогда идол пал на лицо свое».— «Что же это значит?» — спросил брат. Старец отвечал: «Когда враги успеют пленить ум человека по собственной вине его, то тайно влекут его, доколе не приведут к невидимой для него страсти. Если здесь ум обратится, взыщет Бога, вспомнит о вечном суде, то страсть тотчас падает и исчезает. Писание говорит: егда возвратився воздохнеши, тогда спасешися и уразумееши, где еси был (Ис. 30:15)».

Скитский патерик.

Фульгенций Руспийский

ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели

Воистину, сердечная скорбь столь полезна для христиан, что дух наш посредством ее приносит жертву Господу. Ибо в Псалтири сказано: Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50:17). Наставляемые такими свидетельствами (а также многочисленными им подобными), мы должны тем паче спешить обратиться к Богу… Обратившись же, мы никоим образом не должны разуверяться в отпущении наших грехов, памятуя о непреложном Господнем обетовании, гласящем: Если обратишься и восскорбишь, будешь спасен. Те же тяготы, которые будут обременять нас в нынешнем бытии, мы должны переносить весьма терпеливо, никогда не забывая страх Божий, ибо апостол учит нас терпению в скорбях. Также он свидетельствует о том, что наше наказание в сем веке помогает нам избежать наказания на грядущем суде: Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (1 Кор. 11:32).

Послания.

Лопухин А.П.

Ст. 15-17 ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели и говорили: «нет, мы на конях убежим », - за то и побежите; «мы на быстрых ускачем », - за то и преследующие вас будут быстры. От угрозы одного побежит тысяча, от угрозы пятерых побежите так, что остаток ваш будет как веха на вершине горы и как знамя на холме

Евреев ожидает страшное поражение, несмотря на их союз с Египтом! Однако Всевышний, как Бог правды, снова наградит Иуду Своими милостями после того, как он исправится и искупит вину свою пред Богом своими страданиями. Господь пошлет тогда Своему народу и плодородие как необходимое условие спокойной жизни.

Оставаясь на месте. Евреи, очевидно, замышляли в то время сделать набег на области, принадлежавшие ассирийцам.

Убежим, ускачем - возможно правильнее: «устремимся, поскачем». Евреи рассчитывали на коней и колесницы, какие они могли получить от египтян.

За то и побежите, т. е. кони и колесницы разве только помогут вам убежать от врагов!

Как веха - по-евр. : как кедр или как мачта; сделанная из кедра. Здесь пророк указывает на то, что остаток Израиля будет очень мал - похож на одиноко стоящую мачту.

Толковая Библия.