Толкование на Ис. 44:24

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 24-25 Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней: Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю, Который делает ничтожными знамения лжепророков и обнаруживает безумие волшебников, мудрецов прогоняет назад и знание их делает глупостью

Они, говорит, побуждают Его, чтобы Он произвел и нечто величайшее. «Кто ин удержаваяй?» (в русском переводе этих слов нет). Акила: «кто есть спорящий со Мною?» Я не говорю: кто накажет, или кто может быть помощником? Хотя это гораздо легче, однако из этого Я открываю силу Своего могущества.

«Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней: Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса». Везде Он представляет творения выше прочего, чтобы показать Свою силу и попечение, а также подтвердить, что никому невозможно бороться против Него. Если бы Он не сотворил, то Он не мог бы также сохранять. Если Он вначале сотворил без принуждения, или без услуг чьих-либо, то тем более Он будет сохранять после творения. Так как во время творения никому не представлялось случая выражать неудовольствие, и предание твари большим скорбям казалось невозможным, то поэтому величайший из пророков говорил: «чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли» (Исх.32:12).

«Я Господь, Который сотворил все», – как то, что касается вас, так и то, что касается врагов. Не думайте, что есть иной Бог: «один распростер небеса и Своею силою разостлал землю». Он опять говорит о славнейших творениях, которые имеют особое преимущество между прочими. Уразумевай (отсюда), что Он желает удостоверить нас посредством видимого, а не невидимого. «Разостлал, – говорит, – землю» и кто может разрушить? Это указание великой силы: Он может что-либо сотворить такое, чего не может никто разрушить, не только разрушить, но даже подумать об этом; не только никто не в силах разрушить, но неспособен даже об этом и думать. «Который делает ничтожными знамения лжепророков и обнаруживает безумие волшебников»; Симмах говорит: «лжецов». Удивительно, что то, что Он делает, Он делает таким образом, что никто не может уничтожить этого. Пусть не Я сотворил небо и утвердил землю; однако, Я разрушил то, что почиталось всеми за великое, и удержал силу тирана, так как Я не только рассыпал слова чревоволшебников, но уничтожил из их сердца самое прорицание. Вот великая сила и непреодолеваемая крепость! «Мудрецов прогоняет назад и знание их делает глупостью», – чтобы показать, что Он Господь мудрости и совета.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 24–26 Сице глаголет Господь избавляяй тя и создавый тя от чрева: Аз Господь совершаяй вся, распрострох небо един и утвердих землю. Кто ин разсыплет знамения чревоволшебников и волшбы от сердца, отвращаяй мудрыя вспять и советы их обуяяй, и уставляя глагол раба своего, и совет вестников своих истинен творяй? Глаголяй Иерусалиму: населишися: и градом Иудейским: возградитеся, и пустыни его просияют

Также и в сих словах Бог всяческих беседует с нами в наивысшей степени благостроительно, и тех, которые безумствовали против славы Его, перенося ее на других, то есть, на не сущих богов, желает удостоверить в том, что Он есть Содетель всяческих и Охранитель, Зиждитель и Творец и самих наставляемых. Поелику же о делах столь многих и дивных дал такие обещания, которые могли вызывать недоверие со стороны некоторых, то благополезно, как я сказал, наперед открывает им свою силу и превосходство, дабы они знали, что непременно и во всяком случае прийдет к концу то, что Он решил совершить. Ибо в каком отношении мог бы быть не довлеющим, или как не в состоянии был бы избавить кого-либо создавый от чрева, то есть, приведший и к самому бытию не существовавших некогда, совершаяй вся, то есть Охранитель всего, все устроящий и направляющий по своей воле? И все это о безусловным совершенством, потому что Бог не может ошибаться в том, что наиболее прилично Его славе.

Или каким образом не был бы всесилен и превыше всякого ума и слова Тот, Кто простер сие превеликое небо и утвердил землю, как говорит Псалмопевец: Он основал землю на тверди ея (Пс. 103:5)? Кто обладает такою силою, или лучше, сам есть всякая сила, Тот, конечно, и доведет до конца все, что бы ни восхотел совершить, без всякого препятствия со стороны кого бы то ни было. Когда же говорит, что един распростер небо, то не исключает сущего из естества Его единородного Бога – Слово, чрез Которого все и в Котором все, но выражает только то, что из лжеименных богов совершенно никто ни в чем не содействовал сущему над всеми Богу; ибо вовсе не существующие каким образом могли бы быть допущены, как делатели, или лучше сказать, соделатели Зиждителю Богу? Итак, в сих словах, говорим, нет противопоставления Бога Отца в отношении к рожденному из Него и по естеству Сыну, но заключается следующее: делом не иного кого, как только Бога было то, что небо распростерто или что земля возъимела неподвижные основания. Показав таким образом чрез сие славу свою и несравнимое превосходство и величие силы, в последующем раскрывает и ясно излагает: совершителем каких дел будет Он в свое время.

Кто ин, говорит, разсыплет знамения чревоволшебников, и волшбы от сердца? Пока еще не воссиял нам с небес Спаситель всех нас Христос, насилие властительства диавола простиралось на всех, и всех живущих на земле поглощала глубокая тьма: по странам и городам были, подлинно были жертвенники, капища, вереница кумиров, неисчислимое множество лжеименных богов, волшебства и лжепрорицания повсюду и обманы демонов, представляющихся, будто могли знать и предвозвещать будущее, а между тем ничего совершенно не говорящих и не знающих. Когда же свет истинный, то есть единородное Слово Бога, осиял всю поднебесную евангельскими откровениями, когда таким образом прогнана мгла греха, прекратилась оная глубокая тьма и заблуждавшиеся призваны к познанию истины: тогда, и только тогда рассыпались знамения чревоволшебников. Чревоволшебниками же называет лжепророков или пифийских прорицателей, от сердца своего отрыгавших, что было угодно им, и не знавших ничего истинного, о таковых и пророк Иезекииль говорит: люте прорицающим от сердца своего, а отнюдь не видящим (Иез. 13:3).

Итак рассыпаны даваемые от лжепрорицания некоторым знамения или предречения таковых: потому что упразднены повсюду эллинские оракулы и умолкли те из богов эллинских, которые обыкли говорить ложь; отвращены мудрые вспять и обуяли советы их. Мудрыми же в сих словах, кажется, называет или бывших у Эллинов волхвов, ибо они именовались у них мудрецами; или же, быть может, пользовавшихся у них славою мудрости и острых разумом, обладавших искусством слова и превосходных в красноречии и не имевших недостатка в способности украшать ложь изяществом речи своей. Таковые, говорим, отвращены вспять, так как бесплодною и бесполезною оказалась наконец мудрость их, как душевная, земная и демонская. А что в безумие обращена, очевидно, Богом, премудрость мира сего, об этом говорит и премудрый Павел (1 Кор. 1:20). Когда же были отвращены, говорит, мудрые, и весь совет их объявлен неразумным и совершенно бессмысленным, тогда Бог и Отец уставил глагол раба своего, то есть, евангельское и спасительное откровение, которое изрек нам сам Христос.

Показал Бог также и истинным совет вестников своих. Под вестниками можно разуметь исполняющих обязанности посланников Христовых и проповедующих миру. Совет же их был благ и увещание повсюду состояло в том, чтобы удаляться от древних пороков, а укрепляться в делании добра и держаться лучшего, познавать сущего по естеству и истинно Бога, его законам подклонять выю свою и таким образом идти к спасению и жизни. Итак, их словеса полны всякой истины, словеса же Эллинов обращены в безумие (обуяли), не имея красоты истины; ибо все у них лживо: и пророчество, и разумение, и неизвестное даже и для самих заблуждающихся множество мнимых богов.

С этим изречением предыдущее может соединиться таким образом: Аз есмь, то есть, о Иерусалим, избавляяй тя, совершаяй вся и распростерший небо; посему-то Я есмь, говорит, глаголяй Иерусалиму: населишися. Ибо взяли его силою Вавилоняне, опустошившие всю страну Иудейскую; но они избавлены были Богом и свергли иго пленения, так как им позволил это сделать тот, кто сжег Вавилон, – Кир говорю, сын Камбиза. И возвратившись в Иудею, они снова обстроили города и храм и жили в мире. Итак, слово пророческое, говоря о том, что Иерусалим будет вновь построен, благоусмотрительно дает понять слушателям, что он в свое время будет взят и разрушен. И не с печального начинает предсказание имеющего случиться, а наоборот с того, чему естественно было весьма обрадоваться, но вместе с тем приходили на мысль и предметы более печальные.

Итак, если Бог повелевает, что Иерусалим должен быть построен, то слово пророчества обозначает Иерусалим как взятый в плен конечно ранее (построения его). Если же кто желает вдаться в более глубокие умозрения, тому скажем, что истиннейшая Иудея, очевидно, есть Церковь обитателями коей и гражданами могут быть почитаемы носящие обрезание в духе (Рим. 2:29). Ее, некогда пустынную, явил многолюдною Повелевший быть сему, то есть Бог во Христе. И просияли пустыни ее: она оказалась поросшею и как бы покрытою мысленными и прекрасными деревьями и имеющею высокие вершины святых; ибо богодухновенному Писанию обычно растениям и деревьям уподоблять иногда лик святых. Так Бог всяческих сказал устами святых: положу в безводную землю кедр, и смерчие, и мирсину, и кипарис, и тополю (Ис. 41:19). Сказано также к Богу и устами Псалмопевца о святых, в одном месте: насытятся древа польская, кедри Ливанстии, ихже еси насадил (Пс. 103:16); а в другом опять: тогда возрадуются вся древа дубравная от лица Господня, яко грядет судити земли: судити вселенней в правду, и людем истиною своею (Пс. 95:12, 13). Не утверждаем, что радоваться свойственно бесчувственным деревьям; напротив, это подобает святым, о которых и говорит, что они возрадовались, когда воссиял миру Христос. Таким именно образом Он и судил вселенней в правду, в вере оправдав некогда заблуждавшихся, а сатану и аггелов его осудив на погибель.

Толкование на пророка Исаию.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней: Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю

Какая возвышенность в словах Иеговы, какая полнота истины! Какое языческое божество могло говорить когда что-нибудь подобное устами обманщиков! Когда диавол от лица Бога истинного мог провозгласить что-нибудь в этом смысле? Только истинному Богу свойственно так говорить. Вся полнота тварей есть, так сказать, преизбыток бытия Его. Все – дело Его премудрого ума, осуществление Его идей: и небо, и земля со всем, что в них и на них есть. Потому-то только Он в полноте сознания истины может говорить: Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 24-28 Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший от чрева: Я Господь, совершающий все, один распростирающий небеса, утверждающий землю и никого нет со Мною; делающий недействительными знамения прорицателей и приводящий гадателей в исступление, обращающий мудрых назад и делающий знание их глупостию, утверждающий слово раба Своего и исполняющий решение Своих посланников; говорящий Иерусалиму: «ты будешь населен» (или построен), и городам Иудиным: «вы будете построены, и пустыни его Я восстановлю»; говорящий бездне «иссякни» и реки твои Я осушу; говорящий Киру: ты пастырь Мой и исполнишь всю волю Мою“; говорящий Иерусалиму: «ты будешь построен» и храму: ты будешь основан

После уничтожения идолов и беззаконий Израиля и измышления грехов, когда вся вместе тварь будет ликовать и, по свидетельству Евангелия (Лк. 15), будут радоваться ангелы на небесах о покаянии грешников: описывается могущество Бога,— что для Него не великое дело — искупить Иакова и восстановить правое сердце в Израиле, которого Он образовал от чрева. И если кому либо это покажется не малым, то это не трудно для того, кто один распростер небеса, как и в другом месте читается: простира небо яко кожу (Пс. 108:2). И это не потому, чтобы Сын исключался от простертия небес, ибо вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин. 1:3), но для того, чтобы чрез эту мысль, как мы часто говорили, исключить идолов. Ибо и в Притчах Соломоновых от лица Христа, Божией силы и Божией премудрости, говорится: егда готовяше небо, с Ним бых (Притч. 8:27). Яко Той рече, и быша; Той повеле, и создашася (Пс. 32:9), и: словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Пс. 32:6).

Это мы часто приводим для того. чтобы не оставить никакого повода еретикам к хуле на Христа. Также при утверждении земли, когда Он укреплял основания ея, не было никого с Богом, кроме Того, Кто был в Нем. Итак, Он обладает такими качествами и свойствами, что когда наступит время предопределенного таинства, то будут разрушены все идолы и будет проповедоваться во всем мире познание единого Бога, и Он ниспровергнет и уничтожит все прорицания предсказывателей и чревовещателей и знамения и чудесные явления гадателей, которыми они обольщали род человеческий, и мудрость философов, которая также составляла весьма большую часть заблуждения, обличит в глупости, так как они восхваляются за то, что не человеческою, а божественною мыслию постигли премудрость. Он также осуществит на деле слово отрока или раба Своего, о котором мы выше сказали, и решение Своих посланников, то есть апостолов и всех учителей, возвещавших народам волю Учителя своего. Итак сам имеющий совершить это, могущество которого я описал вкратце, также и к Иерусалиму, который должен быть разрушен вавилонянами, говорит теперь, прежде его разрушения, что он опять будет населен народами, и городам Иудиным, — что они будут восстановлены тем, кто восстановит пустыни его, чтобы все наполнилось жителями. Итак, кто говорит Иерусалиму и Иудее и пустыням ея, что будет населен и построен и возстановлен, тот говорит глубине и бездне, то есть Вавилону: «изсякни, и реки твой Я изсушу», [то есть] все могущество царей. Или же так как назвал глубину и бездну, то правильно поставил, в переносном смысле, и реки, о которых и псалмопевец поет: на реках вавилонских, тамо седохом и плакахом (Пс. 136:1). И кто восстановляет Иерусалим, тот и разрушает Вавилон. Он говорит также Киру, царю персидскому, который первый разорил Вавилон и халдеев: ты пастырь мой, или, как перевели LXX: чтобы он понимал. Причина этой разности очевидна. Ибо еврейское слово rоі, если читать чрез букву реш, значит пастырь мой, а если чрез далет, — знающий или понимающий мой, — будучи сходными, они различаются небольшою чертою и потому часто смешиваются. В начале книги Ездры написано, что по повелению Кира, царя персидского и индийского, народ иудейский освобожден из плена, и отпущены в Иерусалим, пожелавшие возвратиться с Зоровавелем, сыном Салафиилевым, и Иисусом, сыном Иоседековым, иереем великим. Ибо Господь вдохновил его, чтобы он совершал волю Его и исполнял Его повеления. И ясно присоединил: говорящий Иерусалиму: ты будешь построен, и храму: ты будешь основан. Ибо при Кире было повелено, чтобы был построен Иерусалим и храм, для которого было положено только основание при его жизни. Но при Дарии, во второй год его, по пророчеству Аггея и Захарии, начали строить храм.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая.

Лопухин А.П.

Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней: Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю

С 24-28 начинается новый отдел, который, дойдя до конца главы, сам здесь еще не оканчивается, а простирается и на 8 первых стихов следующей 45 главы. Первая половина этого периода представляет собой, так сказать, только повышение (арсис), т. е. развитие и усиление тех мыслей, которые обстоятельно излагаться будут лишь во второй части периода, в его понижении (тезис), т. е. в следующей главе. Все повышение рассматриваемого нами периода состоит из одной непрерывной речи Господа, в которой Он воспоминает Израилю главный догмат его веры - о Боге Творце (24), указывает на ничтожество языческих верований и безумие их мнимых мудрецов (25), напоминает оправдание целого ряда Своих прежних пророчеств и произносит новое - о восстановлении Иерусалима и городов Иудиных (26), наконец, говорит о чудесном осушении какой-то символической бездны (27) и об избраннике Божием - Кире, как орудии Его воли в отношении к Иерусалиму и храму (28).

Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою сильно разостлал землю. Одно из самых выразительных и ясных мест Ветхого Завета, где с такой убедительностью и силой утверждается догмат о Боге-Творце. Подчеркнутое здесь указание на единство Творца направлено, разумеется, не против троичности Лиц Божества, но против сильно распространенного в языческой мифологии известия, что творцом мира был какой-то низший, второстепенный бог, (δημιουργός), который не творил мир из ничего, а лишь преобразовывал, или устроял его из готового материала, да и эту упорядочивающую работу он производил не самостоятельно, а по чужой указке (высших богов) и при помощи различных других сотрудников (низких божеств). В противоположность таким языческим басням Господь устами пророка твердо провозглашает, что Он есть единый первовиновник всего Сущего (Ис. 45:6-7), истинный Творец неба и земли (Ис. 40:22; 42:5), у которого не было при этом никаких советников и помощников (40:14, 28). Самый образ «распростертия небес» хорошо нам знаком по известному выражению Псалмопевца: «простираешь небеса, как шатер» (Пс. 103:2).

Толковая Библия.