Толкование на Ис. 49:4

Свт. Иоанн Златоуст

Аз же рекох: вотще трудихся, всуе и ни во что дах крепость мою: сего ради суд мой пред Господем и труд мой пред Богом моим

А другие говорят: «исполнится, будет издержана и вместе будет истрачена». Видишь ли, какими словами Израиль приносит свои приношения Богу? Нет ничего иного лучше этих слов. Так как он сознавал, что Бог радуется такого рода словам, то сказал: «Но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего»; другие же говорят: «суд и правда», т.е.: Господь отомстил за меня. «И труд мой пред Богом моим» (этих слов в русском переводе нет): я, говорит, ради Него действую, ради Него тружусь.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Аз же рекох: вотще трудихся, всуе и ни во что дах крепость мою: сего ради суд мой пред Господем и труд мой пред Богом моим

Явился Спаситель всяческих, дабы всю поднебесную избавить от жестокости диавола, смерти и греха и осиять приходящих к Нему чрез веру священными дарованиями. Призваны же к сему, и притом прежде других, потомки Израиля. Таким образом они предпочтены язычникам, так что Христос Иисус говорит: несмь послан, токмо ко овцам погибших дому Израилева (Мф. 15:24). Но они, прияв столь славную и изрядную честь, оказались неверами, и дерзкими отступниками, и высокомерными, жестокими и надменными. И тогда как им надлежало со всею охотою прийти к благодати и обогатиться проистекающими из нее благами, они отнюдь не сделали сего, но сопротивлялись Зовущему ко спасению, безрассудно понося Его,и порицая неудержимо, и чего ужасного не наговаривая на Него бесстыдно, и наконец распяли. Итак, что касается до упорства неверующих и обвинений, нагло измышленных ими, то вотще трудился Спаситель, и всуе, и ни во что дал крепость Свою; ибо не терпел, как я сказал недавно, священной проповеди Его несмысленный Израиль, не почтил Его труд. А трудом для слова было то, что Оно стало подобным нам и претерпело человеческое уничижение. Но суд мой, говорит, пред Господом, и труд мой пред Богом моим. Ведал, говорит, Отец те труды, какие понес Я за спасение их; посему и суд произнесен Им. Какой же был суд? Отторгнуты от общения с Ним, отвержены от того, чтобы быть народом Божиим, непричастны стали спасения от Него, не вкусившими остались надежды святых, и вместо них призвано множество язычников. И вместо пастырей их рукоположены иные — праведные, и боголюбивые, и рачители святых подвигов, и могущие водительствовать народами, светила в мире, слово животно придержаще, как говорит всемудрый Павел (Фил. 2:15-16). Желаешь знать суд Отца или приговор над ними, послушай, что говорит Спаситель наставникам иудейским: человек некий бе домовит, иже насади виноград, и оплотом огради его, и ископа в нем точило, и созда столп, и вдаде и делателем, и отъиде. Потом говорит: посла раби своя прияти плоды, и все подверглись опасности. Когда же наконец послал Сына, и видевша его, говорит, реша в себе: сей есть наследник: приидите, убием его и удержим достояние его. И убиша. После того как сказана была эта притча, Господь говорит опять: егда убо приидет господин винограда, что сотворит делателем тем? Они же отвечали Ему: злых зле погубит их, и виноград предаст иным делателем, иже воздадят ему плоды во времена своя. И на это говорит Христос: сего ради глаголю вам, яко отимется от вас царствие божие и дастся языку творящему плоды его (Мф. 21:38-43), что и действительно приведено в исполнение. Назначены иные рачители вертоградов и мудрые земледельцы, то есть божественные ученики. При них облака ниспослали нам дожди, хотя им и повелено уже не орошать более виноградник иудейский. При них уже не терние, но гроздие собрал Христос, ибо мы научены говорить: Господь даст благость и земля наша даде плод свой (Пс. 84:13 и Пс. 66:6). Мог бы кто-либо сказать, что еще и иным образом труд Сына явился в очах Отца и совершился суд праведный. Для сего рассмотри опять значение слова (пророческого), приняв во внимание домостроительство, которое и сам премудрый Павел нам изъясняет говоря, — что сын, будучи в образе Отца и в равенстве с Ним, не восхищением непщева быти равен Богу, но себе умалил и был послушлив Отцу даже до смерти, смерти же крестныя; и по сей причине Он превознесен и имя даровано Ему паче всякого имене, да о имени Его всяко колено поклонится (Фил. 2:6-10). Он был и есть слово — Бог. После же того как наименовался человеком, и поистине стал таковым, Он восшел в славу с плотью; познан был, что Он есть Бог и трудился не всуе. Сей образ домостроительства послужил Ему в славу, так как Он посвятил Себя не на что либо бесполезное и странное, но явил Себя Спасителем и Искупителем поднебесной, что, будучи познано, приуготовило к поклонению Ему небо и землю и даже преисподняя.

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего

См. Толкование на Ис. 49:1

Лопухин А.П.

А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего

А Я сказал: напрасно Я трудился… Данными словами Отрок Господень, Сын Божий, выражает сомнение в успехе своей миссии - даже больше того - сознает ее бесполезность и как бы разочаровывается в ней. Историческое оправдание этих слов должно видеть в том печальном обстоятельстве, что первая и ближайшая цель пришествия Мессии - собрание заблужденных овец дома Израилева (Мф. 15:24; 23:37) - по жестокосердию последнего не осуществилась (Ин. 1:11). В сознании этой как бы некоторой недостаточности и неполноты искупительной миссии Богочеловека и следует видеть главную причину той глубочайшей сердечной муки и того чувства подавленности и покинутости, которые испытывал по человечеству Божественный Страдалец, как еще накануне, во время моления о чаше в Гефсиманской роще, так и вися на кресте, в последний предсмертный момент (Мф. 26:37-38 и 27:46).

Но Мое право - у Господа, и награда Моя - у Бога Моего… Вместо слов «право» и «награда» LXX и славян. перевод имеют: «суд» и «труд». В евр. тексте первое понятие выражено термином mischpath, что значит «суд», а также и признанное судом «юридическое право» на что-нибудь (Втор. 21:17); а термин - peulla соответствующий себе синоним имеет в латинском слове merces - «награда», «плата за труд». Следовательно, смысл этого утешения будет таков: хотя дело Мессии, т. е. результат Его искупительного служения, и не будет сопровождаться желанным успехом в отношении к большей части еврейского народа, однако через это оно не потеряет своей цены в очах высшей Божественной правды, которая ясно видит, что причина такого некоторого неуспеха лежит не в деятельности Мессии, а в жестокосердии людей, противящихся истине. Выражения, аналогичные данному, встречались нам у пророка Исаии и раньше (Ис. 35:4; 40:10). О самом же характере и содержании этой награды речь будет ниже (Ис. 53:10-12).

Толковая Библия.