Толкование на Ис. 49:18

Свт. Иоанн Златоуст

Возведи окрест очи твои и виждь вся, се, собрашася и приидоша к тебе, живу аз, глаголет Господь: яко всеми ими аки в красоту облечешися и обложиши себе ими яко утварью невеста

«Возведи очи твои и посмотри вокруг, – все они собираются, идут к тебе». Сошедшиеся вокруг тебя, бесчисленные, не как рассеянные во время плена, но совокупленные, собравшиеся вместе и соединенные, они будут ведены Богом, как вождем. Смотри, с каким промышлением, с каким разнообразием и разновременностью совершалось возвращение. Возвращение одних и пребывание других было признаком силы Божией. Я, говорит, освободил тебя от твоего плена, но ты не поверил, что Я намеревался тебя освободить. Теперь вновь Я отнимаю Свою помощь, и ты возвратишься к прежнему состоянию, вновь будешь связан в узах и задержан, пока ты не узнаешь, что только Я совершал как освобождение, так и удержание. Чтобы показать возвращение всех вместе, Он утверждает это клятвою: «Живу Я! говорит Господь, – всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста». Этими словами пророк показывает, от какого жалкого состояния они избавились и к какой пришли славе. Они освободились из плена, их город воздвигнут, все порядки, разрушенные прежде, восстановлены вновь; не так, как в то время, когда они в пятом поколении выходили из Египта, в количестве шестисот тысяч. Что же мы скажем? Ужели Бог сотворил людей для того, чтобы они, долго оставаясь живыми, распространились и наполнили вселенную? Не это причина; Бог может размножить людей и в малом месте, когда они – истинные люди.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Возведи окрест очи твои и виждь вся, се, собрашася и приидоша к тебе, живу аз, глаголет Господь: яко всеми ими аки в красоту облечешися и обложиши себе ими яко утварью невеста

Чрез все святое и боговдохновенное писание ясно высказывается, что часть и наследие Христа есть у потомков Израиля, или у чад земного Сиона, в последние времена века. Обратятся, сказано, к Господу Богу своему и Давиду царю своему: и почудятся о Господе и о благостях Его в последние дни (Ос. 3:5). Правда, между тем, как они не уверовали, привзошла церковь из язычников, которую мы и называем мысленным Сионом. Но призовутся и они, будут едино стадо и един пастырь (Ин. 10:16), так чтобы уже не именоваться двумя Сионами, но обоим совершаться во единую Церковь, став под власть Единого над всеми Пастыреначальника. А что это непременно и всецело сбудется, в сем удостоверяет, говоря к матери Иудеев: возведи окрест очи твои и виждь вся, се, собрашася и приидоша к тебе: живу Аз, глаголет Господь, яко всеми ими облечешися и обложиши себе аки утварью (красотою) невеста.

Они рассеялись, так как уже не стало у них пастыря. Так одним из святых пророков сказано, как бы от лица Христа: «и рех: не имам пасти вас, и умирающее да умрет, и исчезающее да исчезнет, и прочая да поясть кийждо плоть ближняго своего (Зах. 11:9); ибо совершенное отпадение от милосердия и любви Божией, какому вреду не подвергнется? Предадутся они желающим расточать и увлекать их туда, куда угодно каждому из беззаконствующих. Отторгают их от Бога и лукавые и заблудшие демоны, как написано: части лисовом будут (Пс.62:11). Учиняют (демоны) это и также многообразные страсти в нас, ибо преданы некоторые, говорит всемудрый Павел, в страсти бесчестия и в неискусен ум (Рим. 1:26, 28).

Итак, что же обещает в изъясняемых изречениях божественное слово? Призвание и собрание рассеянных, духовное обращение погибающих, возвращение беглецов, обращение и бодрствование и награды любви ко Христу: осмотрись, говорит, и приметь всех,-вот они собраны к тебе. Но дабы явить обещание верным, клятвою подтверждает сказанное и говорит: живу Аз, глаголет Господь, яко всеми ими облечешися в красоту невесты, так как украшением Церквей служит единство во множестве. Посему-то боговдохновенному Писанию обычно украшать Церковь ризами позлащенными и преиспещренными (Пс. 44:10). Как многовидные и многоценные камни, разумею индийские, будучи окованы золотою оправою, составляют удивительное и досточудное украшение; так и души святых, преукрашенные отличиями из добродетелей, сияют блистающею красотою в очах Божества, так что каждый, воссылая благодарение Христу, говорит: да возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одеждою веселия: яко на жениха возложи на мя венец и яко невесту украси мя красотою (Ис. 61:10).

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Возведи очи твои и посмотри вокруг, - все они собираются, идут к тебе. Живу Я! говорит Господь, - всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста

См. Толкование на Ис. 49:14

Лопухин А.П.

Возведи очи твои и посмотри вокруг, - все они собираются, идут к тебе. Живу Я! говорит Господь, - всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста

С 18-21 включительно все эти мысли, с еще большей выразительностью и силой развиваются в новом величавом образе, особенно близком и понятном народам древнего Востока. Для них, в особенности для евреев, не было большего несчастия, как бездетность и вдовство, и наоборот - не было большей радости, как многочисленное потомство. И вот, Сион, который сначала выводится в скорбной роли бездетной вдовицы, изображается теперь в положении ликующей невесты, которой уже обеспечено самое многочисленное потомство, настолько обильное, что ему будет даже тесно около своей матери, которая и сама будет удивляться, откуда у ней, еще так недавно бездетной, бесплодной и всеми покинутой, вдруг собралась такая большая и уже взрослая семья?

Возведи очи твои и посмотри вокруг, - все они собираются, идут к тебе. Вдохновенный, высоко-поэтический призыв, встречающийся у пророка Исаии и еще не раз, в связи с призванием в церковь Христову язычников (Ис. 9:4; 61:10). Недаром он вошел в состав одной из песен известного пасхального канона.

Всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста. «Обилие, разнообразие и красота собравшихся отовсюду чад Сиона подобны обилию, разнообразию и красоте украшенной невесты. Сравнение церкви с невестой в Священном Писании одно из обычных, ср. Песнь Песней, Еф. 5:23-24 » (СПб. проф.).

«Невестой» Христовой в Новом Завете называется вся церковь, а не одна какая-либо часть ее (2 Кор. 11:2; Еф. 5:29, 32; Откр. 21:2, 9; 22:17 и др.).

Толковая Библия.