Толкование на Ис. 55:2

Свт. Иоанн Златоуст

Вскую цените сребро не в хлебы, и труд ваш не в сытость? Послушайте Мене, и снесте благая, и насладится вo благих душа ваша

«И трудовое свое за то, что не насыщает?». Пророк говорит о первых трудах, которыми вы занимались, когда вы подвергались большим скорбям, собирая сокровища, и однако ваша бедность увеличивалась все более и более. Так как сокровища, собранные несправедливо, хотя бы были весьма многочисленны, тем не менее становятся малыми, то и вы, трудившиеся прежде, не сделали ничего полезного. Теперь же вы будете богатыми и будете более радоваться.

«Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком». Видишь ли, какою ценою Бог покупает послушание?

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Вскую цените сребро не в хлебы, и труд ваш не в сытость? Послушайте Мене, и снесте благая, и насладится вo благих душа ваша

Затем присовокупляет: Вскую цените сребро и труд ваш не в сытость? Лучшие из эллинов,-впрочем, (лучшие) по их собственному убеждению, - прияв дух мира (1 Кор. 2:12) и проповедуя силою Вельзевула, прельстили поднебесную, составив изложения мнений не истинных, но несостоятельных и лживых и говоря от собственного сердца, а не от уст Господних (Иер. 23:16), как написано. Тем не менее прельщаемые, не имея ни познания истины, ни божественного и небесного света, стремились к изучению пагубных догматов, предлая весьма большие деньги тем, которые обещают научить им. Но зачем, говорит, вы их оплачиваете серебром? Что пользы в желании знать ложь, подслащенную как медом чьим-либо краснобайством,-тлетворное учение, прикрытое блеском слов,-ложь в виде грязи, наложенной в золотой сосуд? Ибо мы в скуделных сосудах соблюдаем сокровище (2 Кор. 4:7)-Христа (или сокровище Христово).

Итак, зачем же вы, говорит, оплачиваете это серебром? И труд ваш, каков бы он ни был при усердных занятиях изучением, не будет в сытость, т. е. не пригоден к тому, чтобы напитать и оживотворить душу, ибо собрание гибельных учений приносит ей не пользу, а вред. Поэтому, справедливо говорит всемудрый Павел: где премудр? где книжник? где совопросник века сего? не обуи ли Бог премудрость мира сего? Понеже бо в премудрости Божией не разуме мир премудростию Бога, благоизволил Бог буйством проповеди спасти верующих (1 Кор. 1:20-21). Буйством проповеди называет простоту речи, свойственной боговдохновенному писанию.

Итак, перестаньте трудиться по пустому, собирать при отсутствии плодов, тратить усилия на бесполезные дела: послушайте мене и снесте благая, конечно, благодаря евангельской проповеди, которой, говорит, с избытком насладится душа ваша; там истинное познание Бога по естеству, научение всякой добродетели и святолепному благочинию и разум,-все это с дивною правильностью определяет, что нужно делать в каждом случае, и делает ум искусным в совершении доброго, так что он привыкает стремится ко всему разумному и удаляться от того, что предосудительно и служит причиною порочности для тех, кто неумеренно к сему привязан.

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 2-3 Для чего вы отвешиваете серебро не за хлебы и труд ваш за ненасыщение? Послушайте, слушающие Меня, и вкушайте благо и будет наслаждаться тучностию душа ваша. Приклоните ухо ваше и прийдите ко Мне; послушайте и будет жить душа ваша. И Я дам вам совет вечный, верныя милости Давида

Чтобы кто либо не подумал, что слушание, к которому призывает слово Божие, есть плотское, а не духовное, обещаются им блага не плотские, а духовные. Ибо аще послушаете Мене, благая земли снесте (Ис. 1:19) или благо, сказал тот, который говорит: Аз есмь пастырь добрый (Ин. 10:11).

И будет наслаждаться благами и тучностию душа ваша

Следовательно за блага, обещанные душе, нужно признать не богатство, не плотское здоровье и не мирские отличия, которые и философы называют безразличными, то есть ни благом, ни злом и изменяющимися, смотря но свойству пользующихся ими, но те, к которым призывает нас Бог: уклонися от зла и сотвори благо (Пс. 36:27). Если же благами души называются честность и добродетели, то следовательно и под злом нужно понимать не бедность, не немощь телесную и не незнатность, а все пороки, которые поистине служат злом. Вследствие этого и Авраам не потому имел блага, что был богат, а потому, что во благо употреблял богатства (Быт. 13). Также Лазарь, который впоследствии покоился на лоне его, претерпевал злое не потому, что вместе с нищетою испытывал мучения болезней, но чрез то, что считалось в мире злым, он достиг истинных благ. Поэтому и оный богач, одевавшийся в порфиру, получил благое свое в жизни своей, которое было благим для того, кто считал это за благое, но о Лазаре, напротив того, не говорится: «получил злое свое в жизни своей», а: «получил злое в жизни своей», которое казалось злым не тому, кто это терпел, а другим (Лк. 16). Пример того и другого дал нам блаженный Иов, который не был побежден ни благами, ни злом мира, но все перенес с одинаковою твердостию (Иов. 2). Поэтому Соломон молит Бога: богатства и тщеты не даждь ми. Устрой же ми потребная и самодовольная, да не насыщся ложь буду, и реку: кто мя видит? или обнищав украду, и клянуся именем Божиим (Притч. 30:8-9). Если же умоляет о том, чтобы не иметь ни богатства, ни бедности, а только потребное для пропитания, о котором и апостол говорит: имеюще пищу и одеяние, сими довольни будем (1 Тим. 6:8), то очевидно, что богатство и бедность, здоровье и немощь, наслаждение и мучение не составляют ни благ, ни зол, но смотря по различию испытывающих это бывают и благом и злом. Следовательно Господь не обещает душе, согласно с хилиастами (χιλιαστάς), богатoго состояния, и привлекательных кушаний, и телесной тучности, и фазанов, и фаршированных горлиц, сладких напитков, цельного вина, красивых жен, массы детей, а те наслаждения, к которым Он таинственно призывает нас говоря: насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего (Пс. 36:4), и в другом месте: верую видети благая Господня на земли живых (Пс. 26:13), и в ином псалме: благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его, исполняющаго во благих желание твое (Пс. 102:1-5).

Наконец Он прибавляет: послушайте, и будет жить душа ваша. Обетованием всех благ служит жизнь вечная. Если же вы захотите послушать и будет жить душа ваша вечно, то Я дам вам завет вечный, верные милости Давида. О них тот же псалмопевец пел: милости Господни во век воспою, в род и род возвещу истину Твою (Пс. 88:1). А чтобы мы знали, какие эти милости, он показывает [это] в следующих затем словах: единою кляхся о святем Моем, аще Давиду солжу: семя его во век пребудет, и престол его яко солнце предо Мною и яко луна совершена в век и свидетель на небеса верен (Пс. 88:36-38). Он потому называется верным, что исполнил обещанное. Вместо этого LXX перевели: святое верное Давида, что можно понимать в смысле твердого и крепкого, подобно оному: верны вся заповеди Его, утверждены в век века (Пс. 110:8), и в другом месте: Бог верен, и нест неправды в Нем (Втор. 32:4). И апостол Павел говорит: аще не веруем, Он верен пребывает, отрещися бо Себе не может (2 Тим. 2:13), и в другом месте, пиша Тимофею: верно слово и всякаго приятия достойно (1 Тим. 1:15). Завет же этот, обещаемый Господом, не будет коротким и единовременным, подобно бывшему с народом иудейским, но будет пребывать во веки, чтобы пришел истинный Давид и чтобы в Евангелии исполнилось обещанное от лица Бога: обретох Давида, раба Моего, милостию святою помазах его (Пс. 88:21), которого руку положил на море и на реках десницу его. Его, по Иезекиилю, уже чрез много столетий после смерти Давида, называет рабом Своим и пастырем, говоря: возставлю вам пастыря единаго, раба Моего Давида (Иез. 34:23).

См. также Толкование на Ис. 55:1

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятнадцатая.

Лопухин А.П.

Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком

Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб… что не насыщает?… Сопоставляя данный здесь пророческий образе известной речью Спасителя о «хлебе жизни» (Ин. 6 гл.), мы получаем право сказать, что пророк противополагает чувственные и обманчивые земные удовольствия высшим духовным благам, в центре которых стоит забота о вечном, небесном спасении. Дополнительным комментарием к этому месту может служить также сравнительное рассуждение Апостола Павла о ветхозаветной и новозаветной праведности: «ибо когда вы были рабами греха… какой плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная» (Рим. 6:20-22).

Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо… Точнее, мысль пророка должна быть передана в условной форме: «если послушаете Меня, то вкусите благо». Самое приглашение «послушать» речи о спасении и истинном благе очень близко напоминает подобные же воззвания Божественной Премудрости к ее чадам (Притч. 8:1, 6). О «вкушении же блага», как уделе праведного, пророк говорил не раз и раньше, даже еще в первой половине своей книги (Ис. 1:19; 3:10. См. также и вперед 58:14). А что это «благо» имеет не материальный, а духовный характер, это следует уже из одного того, что с ним пророк все время связывает «жизнь души» (2-3 ст.).

Ст. 2-3 Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, - и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду

стихи выражают одну и туже мысль - о превосходстве вечных, небесных благ пред суетными и призрачными земными, - которая, сначала выражается в вопросительно-отрицательной (2 ст.), а затем, в категорически-положительной форме (3 ст.).

Толковая Библия.