Толкование на Ис. 57:11

Свт. Иоанн Златоуст

Кого же ты испугалась и устрашилась, что сделалась неверною и Меня перестала помнить и хранить в твоем сердце? не от того ли, что Я молчал, и притом долго, ты перестала бояться Меня

Здесь не было места страху, потому что ты не знал величия Моей силы и их слабости. Ясно, что это послужило тебе только бесчестием.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 11-12 Кого благопочет убоялся еси, и солгал Ми? и не помянул еси Мене, ниже приял Мя еси во ум, ниже в сердце твое? И Аз тя видя, презираю, и не убоялся еси Мене. И аз возвещу правду твою и злобы твоя, яже не успеют тебе

Но, о неразумный, говорит, кого благопочести убоялся еси, и солгал Ми еси? Ибо тиран Вавилонский-человек и в сравнении с божественною силою находящееся у него войско-ничто; потому что о Боге написано: содержай круг земли: и живущия на ней аки пруги (Ис. 40:22). И опять пророк Исаия сказал: вси языцы, аки капля от кади и яко претяжение веса, вменишася и аки плюновение вменятся. Кому уподобисте Господа, и коему подобию уподобисте его? (Ис. 40:15,18). Посему безумные подумали, что земной человек сильнее Бога и изменили благоговению пред Ним и вообразили, что спасутся чрез богов, которые не суть боги. Ибо какая польза может быть от камня и дерева? Посему и сказано о них: во время озлобления своего рекут: востани и избави нас. И где суть бози твои, яже сотворил еси тебе? да востанут и избавят тя во время озлобления твоего (Иер. 2:27,28). Обманули же Бога не словами только, но и самыми делами. Вот что, например, сказано о них: ждах, да сотворят гроздие, сотвори же терние, и не правду, но вопль (Ис.5:4,7). И божественный псалмопевец как бы от лица Христа сказал о всех: сынове чуждии солгаша Ми: сынове чуждии обетшаша, и охромоша от стезь своих (Пс. 17:45,47)

Устами пророка Иезекииля Бог сказал матери Иудеев, разумею, синагоге: якоже сотворила еси, сице будет ти, воздаяние твое воздастся на главу твою (Ав. 1:15). Точно также и пророк Исаия говорит: горе беззаконному: лукавая бо приключатся ему по делом рук его (Ис. 3:11). На тоже самое указывается и теперь вышеприведенными словами: поелику, говорит, ты отверг познание о мне; то будешь презрен Мною и подвергнешься равному твоим преступлениям наказанию. Забывает же истинного и по естеству Бога и владыку всяческих не тот только, кто не помнит, что Бог есть (ибо и беси веруют и трепещут, по слову Апостола (Иак. 2:19)), но и кто не хочет служить Ему и пренебрежительно относится к повелениям Его, так что является необузданным и непокорным и всецело преклонившимся ко всему несогласному с тем, что должно исполнять.

Посему и Бог забывает и презирает не помнящих Его, как бы не простирая помогающей десницы своей, и лишая их всякого попечения. Это и случилось с Израилем; ибо он не убоялся Господа неба и земли, Творца и Художника всяческих; но как бы отрешивши свою выю от Его власти, служил мнимым богам. Поэтому-то и говорит, что не убоялся еси Мене, и аз возвещу правду твою и злобы твоя. Злобами называет, очевидно, отступление от него и поклонение тем богам, которые он сам сделал. Бог всяческих возвещает правду свою против тех, которые привыкли поступать так, произнося над ними божественный приговор и налагая на них должное наказание. Ибо они поступали дерзко не по отношению к какому-нибудь подобному человеку, но по отношению к верховному и высшему и всем правящему Существу.

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Кого испугавшись, ты убоялась! Ибо ты лгала и не помнила обо Мне и не помышляла в сердце своем, так как Я молчал и как бы не видел, и [поэтому] ты забыла обо Мне

Так как ты, обладая полными житницами, полагаешься на богатство, не хотела просить Меня; то боялась весьма многих. Ибо ты не могла сказать: Господь мне помощник и аз воззрю на враги моя (Пс. 117:7): и опять: Господь просвещение мое и Спаситель мой, то убоюся (Пс. 26:1). Если, вопреки сознанию своего ума, ты когда либо захотела [сказать] это, то лгала. Ибо как могла призывать Меня ты, которая не помнила обо Мне и не помышляла о заповедях того, кто говорит: чти Господа, и укрепишися: кроме же Его не бойся иного (Притч. 7:1). Ибо Я тот, который, по Симмаху и Акиле, всегда молчал о грехах твоих и как бы не видел и, оставляя, без внимания, пренебрегал преступления, делавшиеся тобою, чтобы ты возвратилась ко Мне если не чрез страх предо Мною, то чрез долготерпение, который не очами, а веждами испытываю сынов человеческих (Пс. 10). А ты, напротив, позабыла обо Мне и заслужила того, чтобы услышать: забыла еси закон Бога своего, забуду и Аз чада твоя (Ос. 4:6), и еще: „они ходили обратившись против Меня, и Я буду ходить с гневом, обращенным против них“. Об уме, который у Семидесяти соединяется с сердцем, не написано в еврейском, но это прибавлено, как пояснение того, что следует разуметь в Писании под сердцем.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая.

Лопухин А.П.

Кого же ты испугалась и устрашилась, что сделалась неверною и Меня перестала помнить и хранить в твоем сердце? не от того ли, что Я молчал, и притом долго, ты перестала бояться Меня

См. Толкование на Ис. 57:5