Толкование на Ис. 63:8

Свт. Иоанн Златоуст

Он сказал: «подлинно они народ Мой, дети, которые не солгут », и Он был для них Спасителем

«Он сказал: «подлинно они народ Мой, дети, которые не солгут«». А другие говорят: «не отвергну», т.е.: как чада, они могли ожидать от Меня благ, пока не отвергали Меня. Я не говорю, что они не получили от Меня благ; но так как они чада, то им неприлично было оставлять отца. «Во всякой скорби их Он не оставлял их». Он не отнимает наказания в половину, и не попускает его в половину. Когда соединены сила и желание, то ничто не может противостоять (им).

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 8–10 И рече Господь: не людие ли мои? Чада, и не отвергнутся. И бысть им во спасение от всякия скорби их. Не ходатай, ниже ангел, но сам Господь спасе их, зане любит их и щадит их. Сам избави их и восприят их и вознесе их во вся дни века. Тии же не покоришася и разгневаша Духа Святаго Его, и обратися им на вражду, и той воева на ня

Обрати внимание на то, что опять введено лице Бога, как бы жалующегося на непокорность Израиля. Рече, говорит, Господь, то есть Сам Бог всяческих: не за чад ли Моих считал Я народ Мой? И поелику это истинно (ибо сказал, что Сын первенец Мой Израиль (Исх. 4:22)); то никто не мог сомневаться в том, что он не будет жестоким и непокорным; напротив примет посланного (с небес) Сына. Но хотя этого и не случилось на деле, однако же не обманулся в своей надежде Всеведущий, ибо Он знал будущее и от него ничто не сокрыто. Речь построена человекообразно. Когда Бог говорит это, пророк, внимая этому, обвиняет Израиля за его бесчувственность и вместе неблагодарность и показывает, что он совсем не помнит оказанных ему благодеяний: бысть им, говорит, во спасение от всякия скорби их; никто иной кроме Его не спас их, не ходатай, ниже ангел, но сам Господь спасе их чрез Себя Самого. Так Он сотворил чудеса в Египте, хотя при посредстве Моисея, но Сам совершая необычайные дела. И когда Израиль слил тельца, и Бог разгневался на это и возвестил, что Он пошлет вместе с ними ангела; то Моисей выразил скорбь свою, говоря: аще сам ты не идеши с нами, да не изведеши мя отсюда (Исх. 33:15). Итак, Он Сам спас их, совершенно ничего не получив от них, но только ради Своей любви к ним и попечения о них. Это служит ясным доказательством несравненного Его человеколюбия и божественной кротости. Таким образом, Он освободил их из дома рабства, укрепил, возвысил. И это, думаю, означает тоже, что Он сказал в начале: сыны родих и возвысих, то есть, воспитал и сделал славными, тии же отвергошася Мене (Ис. 1:2). Выражение: во вся дни века может означать: всегда и постоянно. Бог всяческих был так благ к ним, а они сделались непокорными и не переставали прогневлять Духа Святаго Его. Это подтвердит и божественный Давид, говоря: колькраты преогорчиша его в пустыни, прогневаша его в земли безводней (Пс. 77:40)? Или может быть здесь указывается на то, что они, будучи жестокими и злобными, необузданными в непокорными, огорчали Дух Христов; так как они не внимали Ему, когда Он призывал их ко спасению. Итак, обратися ум на вражду и воева на ня; ибо неизбежно было, чтоб те, которые не помнили о необычайных делах Его и не извлекли ни малейшей пользы из того, что по справедливости могло бы пробудить стремление ко всякой добродетели, - лишились попечения и любви Желающего спасти их, так что наконец Он восстал против них как бы в виде врага.

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 8-10 Он сказал: подлинно они народ Мой, дети, которые не солгут, и Он был для них Спасителем. Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние. Но они возмутились и огорчили Святаго Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них

Где мы перевели во всякой скорби их не был утомляем, что по-еврейски выражается чрез lо, то есть чрез отрицательное наречие, там вместо не можно читать и Сам, так что смысл следующий: во всякой скорби их Он сам был утомляем, то есть Бог, Сам нося не только грехи, но и наши скорби. Ибо Той недуги наша прият и болезни понесе (Мф. 8:17). Затем LXX поставили другое, чего нет в еврейском: не посланник и не ангел, но Сам Он спас их, о чем мы скажем в своем месте. Итак, Бог, который есть праведный Судия дома Израилева и смягчает строгость правосудия благостию судящего, сказал: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене (Ис. 1:2). Но так как они - народ Мой и раз были наименованы чадами, то не погибнут во веки: если они перестанут отвергать и отрекаться, то узнают [в нем] Спасителя; ибо во всякой скорби их Он сам был утомляем. Или Он не был утомляем, чтобы оставить их на короткое время и лишенных Его помощи побудить к молению. Или, наоборот: не утомлял их, но когда прочие преследовали, Он был помощником и посылал ангела Своего для избавления их от опасности. Или по Семидесяти, не чрез ангелов и пророков и других святых мужей восхотел Он спасти народ Свой, но Сам сошел к овцам погибшим дома Израилева, чтобы больную овцу отнесть на своих плечах и найти потерянную драхму и с радостию встретить возвращающегося распутного сына. Поэтому невеста говорит в Песне Песней: да лобжет мя от лобзаний уст своих (Песн. 1:1). Не чрез патриархов, Моисея и пророков, но пусть приймет мое тело, пусть живет в моей плоти. Слово да будет плотию и так пусть лобзает меня обитая во мне, как Еммануил. Таким образом не как посланник, не как ангел, но Сам спасет принявших спасение, не за дела, но по любви Божией. Ибо тако возлюби Бог мир, яко Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в онь не погибнет, Но имат живот вечный (Ин. 3:16). А так как благоразумный читатель, размыслив молча, может сказать в ответ на это: почему многие не спаслись, если Он сам спас их, и возлюбил, и пощадил чад Своих, и искупил их кровию Своею и возвысил принятых? то приводится ясная причина: но они сами не уверовали и огорчали Духа Святаго Его (sanctum ejus) или Его Святаго (sancti illius), что по-еврейски называется cadeso. Таким образом Бог восхотел спасти желающих и призывал ко спасению, чтобы воля имела награду; но они не захотели веровать. Также и об Иоанне написано: быcть человек послан от Бога; имя ему Иоанн: сей прииде, да свидетельствует о свете, да вси веру имут ему (Ин. 1:6-7). И нет вины в том именно, если многие не захотели веровать, но воля грядущего [или призывающего] была такова, чтобы все веровали и спасались. Если же кто огорчит и оскорбит Духа Святаго или [Духа] Его Святаго, то есть Христова, тот огорчает Бога: Дух Святый одного и того же естества с Отцем и Сыном. Поэтому апостол заповедует: не оскорбляйте Духа Святаго, имже знаменастеся (Еф. 4:30). Этот Дух Святый удаляется от тела, порабощенного грехам, и в развращенную душу не входит премудрость (Прем. 1). Поэтому и Давид, в сознании грехов, чтобы не утратить Духа Святаго, молит говоря: и Духа Твоего Святаго не отыми от мене (Пс. 50:13). А чтобы мы знали, что всякий, огорчающий Духа Святаго, оскорбляет Бога и из друга делается врагом и неприятелем, то апостол Петр яснее говорит в Деяниях Апостолов: „почему вы согласились солгать Духу Святому? Не человекам солгали вы, а Богу“ (Деян. 5). Это тот Дух Святый, о котором Господь говорил в Евангелии: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите, и Аз умолю Отца, и иного утешителя даст вам, да пребудет с вами в век, Дух истины (Ин. 14:15-16). О Нем в Премудрости, которая пишется от имени Соломона, мы находим следующее: Святый бо Дух наказания отбежит льстива и отъимется от помышлений неразумных (Прем. 1:5).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.

Лопухин А.П.

Он сказал: «подлинно они народ Мой, дети, которые не солгут », и Он был для них Спасителем

Подлинно они - народ Мой, дети, которые не солгут. Ввиду раннейших совершенно ясных слов пророка об историческом Израиле: «мы изменили и солгали перед Господом и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца лживые слова» (Ис. 59:13), нет никакой возможности видеть в вышеприведенном тексте историческую характеристику еврейского народа. Очевидно, это - идеальная характеристика Израиля, указание на то, чем бы должен быть избранный народ Божий, если бы он остался верен своему особому предназначению. Можно эти слова понимать и только как удостоверение одного лишь факта Божественного избрания евреев Всевышним (Исх. 19:5-6), служащего как бы «исходным пунктом» и для всех последующих исторических указаний.

И Он был для них Спасителем. Последнее слово в еврейском тексте выражено формой עישומל что в дословном переводе значит «за Мессию». Таким образом, здесь употреблено знаменательное слово «Мессия», в приложении к Самому Господу, бывшему детоводителем Израиля.

Толковая Библия.