Толкование на Ис. 65:2

Свт. Кирилл Александрийский

Прострох руце Мои весь день к людем не покаряющимся и противу глаголющым, иже не ходиша путем истинным, но вслед грехов своих

См. Толкование на Ис. 65:1

Блж. Иероним Стридонский

Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям

Когда апостол Павел писал римлянам, то, изложив по отношению к язычникам выше сказанное: Я открылся не вопрошавшим Меня, найден не искавшими Меня, присовокупил: к Израилю же говорит: Я простирал руки Мои к народу неверующему и сварливому (Рим. 10), который когда побеждался благодеяниями Господа и видел знамения высшиe [сил] человека, то говорил: Сей не изгонит бесы, токмо о Веелзевуле князе бесовстем (Мф. 12:24) и еще: самарянин еси Ты, и беса имаши (Ин. 8:48), и опять: Ты, человек сый, твориши себе Бога (Ин. 10:33). И в другом месте: несть сей от Бога человек, яко субботу не хранит (Ин. 9:16), и многое другое, что долго было бы приводить. Наконец, когда Он на кресте простирал руки к народу неверующему и говорил: Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят (Лк. 23:34), то они прямо говорили: увы, разоряяй церковь и треми денми созидаяй, да снидет ныне со креста, и веруем в Него. Иныя спасе, Себе ли не может спасти? (Мф. 27:40-43).

Об этом и Симеон, держа на руках Младенца, пророчествовал: се лежит Сей на падение и на востание многим и в знамение прорекаемо (Лк. 2:34). В Риме иудеи говорят Павлу: о секте сей ведомо есть нам, яко всюду сопротив глаголемо есть (Деян. 28:22). Простертые руки мы можем понимать и в отношении к щедрости Подателя, потому что Он ни в чем ни отказывает просящим, но тотчас и просящему прокаженному даровал исцеление (Мф. 8), и слепорожденный получил прозрение (Ин. 9), и насыщены тысячи алчущeго народа в пустыне, кроме детей и жен (Мф. 14). Обозначают простертые руки и благость Родителя, желающего принять своих чад в объятия. А они, напротив того, ходили путем недобрым и следовали помышлениям своим. Таковым Господь говорит чрез пророка: отврати ногу твою от пути зла (Прит. 4:27). Ибо они любили чужих и подобно блуднице говорили: пойду в след похотников моих (Ос. 2:5). И оставив добрый путь, говорящий в Евангелии: Аз есмь путь (Ин. 14:6), ходили по широкому и пространному пути, ведущему к смерти, и следовали помышлениям своим, избегая которых, пророк молит Господа: от тайных моих очисти мя и от чуждых пощади раба Твоего. Аще не обладают мною, тогда непорочен буду (Пс. 18:13-14). И апостол учит, что те, кои не имеют познания о Боге, предаются превратному уму, чтобы делать непотребства (Рим. 1). Мы же скажем словом псалмопевца: настави мя на стезю правую (Пс. 26:11).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.

Лопухин А.П.

Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям

Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному… Напрасно, следовательно, Израиль сетует, что Господь забыл его, что «рука Его сократилась, чтобы спасать, и ухо Его отяжелело, чтобы слушать» (Ис. 59:1). Совершенно наоборот, Всевышний «всякий день простирал… руки… к народу непокорному», т. е. проявлял постоянную любвеобильно трогательную заботу об обращении Израиля (Ис. 50:2). Но Израиль остался нем и глух к этому Божественному призыву, почему вполне и заслужил наименование «народа непокорного» (Ис. 30:1; Иер. 5:23; 6:28; Ос. 4:16), «ходящего путем недобрым», т. е. несогласно с волей и законом Бога, а «по своим помышлениям, или, как выразительнее заметил пророк Исаия в другом месте, угождая «своей прихоти» (Ис. 58:13; ср. 53:6; 55:7; 56:11; 57:17 и др.).

Толковая Библия.