Толкование на Ис. 65:10

Свт. Кирилл Александрийский

И будут во дубраве ограды стадом, и юдоль Ахорская в покоище говядов людем Моим, иже взыскаша Мене

Обыкновенно боговдохновенное писание уподобляет тенистым дубравам и тучным растениям многолюдные города, или села; так например один из святых пророков, обращаясь как бы к матери Иудеев, – разумею Иерусалим, - говорил: разверзи, ливане, двери твоя, и да пояст огнь кедры твоя: да плачевопльствит питис, зане паде кедр, яко вельможи вельми обеднеша: восплачевопльствите дуби Васаттидстии, яко посечеся дубрава насажденная (Зах. 11:1,2). Никто не скажет, что он побуждает к рыданию сосны и дубы: конечно, это было бы нелепо. Деревьям, как я сказал, достойно уподобляется большинство обитающих в городах и селах. Рыдали же Иудеи, подпадая под меч неприятелей за непочтение ко Христу. Поет в одном месте и божественный Давид относительно грядущего явления в мир Христа: тогда возрадуются вся древа дубравная от лица Господня, яко грядет, яко грядет судити землю (Пс. 95:12,13). Итак, говорит, в дубраве, т. е. в множестве язычников, или в их городах и селах, будут ограды спадом, т. о. церкви Христовы: и юдоль Ахорская в покоище говядов людем моим, иже взыскаша Мене: Ахар был один из Израильтян; при разрушении Иерихона, когда Бог повелел все в нем обречь проклятию, он украл из заклятого и, когда обличен был Богом, потерпел жестокое наказание, погиб со всем домом своим по определению Иисуса Навина, посему считалась проклятою юдоль Ахорская. Таковы, пожалуй, и селения язычников: они прокляты, ненавистны Богу, потому что в них никто но знает истинного Бога. Но, говорит, место, проклятое у древних, будет в покоище говядов, т. е. помещением овец духовных под рукою Христа, Архипастыря всех, Который говорил народу Иудейскому (относительно язычников: и ины овцы имам, яже не суть oт двора сего: и тыя Ми подобает привести, и глас Мой услышат: и будет едино стадо и един Пастырь (Ин. 10:16). Некогда заблуждавшиеся нашли Его чрез веру, а нашедши, стали присными Ему, сожителями святым (Еф. 2:19), сонаследниками обетованных им благ (Еф. 6:6).

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

И будет Сарон пастбищем для овец и долина Ахор - местом отдыха для волов народа Моего, который взыскал Меня

См. Толкование на Ис. 65:9

Лопухин А.П.

И будет Сарон пастбищем для овец и долина Ахор - местом отдыха для волов народа Моего, который взыскал Меня

Упоминаемые в нем географические названия долин: «Сарон» и «Ахор» - имеют в Библии и другие, более точные определения: первая - лежала по Юго-Западному побережью Средиземного моря, вторая же тянулась по Юго-Востоку, невдалеке от Иерихона (Нав. 7:24; 15:7 и Ос. 2:15).

Толковая Библия.