Толкование на Ис. 65:17

Свт. Кирилл Александрийский

Будет бо небо ново и земля нова, и не помянут прежних, ниже взыдут на сердце их

См. Толкование на Ис. 65:16

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 17-18 Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью

Причиною веселия и исповедания Бога истинного служит то, что за прежними вечными бедствиями последует забвение, и они не будут помнить идолов и прежнее заблуждение, но прийдут из мрака к свету, чтобы наслаждаться вечным блаженством. Ибо будут забыты прежние бедствия не по забвению памяти, но вследствие замены их благами, согласно с написанным: в день благих забвение злых (Сир. 11:25). И в другом месте: озлобление времене забытие творит сладости (Сир. 11:27); потому что находящиеся в бедствиях не наслаждаются в душе прежними удовольствиями по заблуждению Епикура. Впрочем можно и то сказать, что на новом небе и на новой земле изглаждается всякое памятование о прежнем образе жизни, чтобы самое воспоминание о прежнем бедствии не составляло часть зол. Что касается нового неба и новой земли, то те, по мнению которых все, видимое нами, погибает, истолковывают их свидетельством Евангелия: небо и земля мимоидет (Мф. 24:35), и апостола Павла: видимая бо временна, невидимая же вечна (2 Кор. 4:18). Затем те, которое новое считают за изменение в лучшее, а не за уничтожение элементов, пользуются оным примером: в началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши, и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся (Пс. 101:26-27). Это ясно показывает, что погибель и истребление означают не полное уничтожение, а изменение в лучшее. Ибо и то, что в другом месте написано: будет свет луны аки свет солнца, и свет солнечный будет седмирицею (Ис. 30:26), означает не уничтожение прежнего, а изменение в лучшее. Чтобы можно было понять это, представим примеры из нашего состояния. Когда младенец вырaстет в отрока, и отрок в юношу, и юноша в мужа, и муж в старца, то он не погибает в каждом возрасте. Ибо остается тот же самый [человек], который был прежде, но мало помалу он изменяется и называется погибшим для прежнего возраста. В этом смысле и апостол Павел говорил: преходит бо образ мира сего (1 Кор 7:31). Рассмотрим, что сказал он [словами]: преходит образ, а не существо. На это же самое указывает и Петр: таится им сие хотящим, яко небеса беша исперва, и земля от воды, и водою составлена Божиим словом. Тем же тогдашний мир водою потоплен быв погибе. А нынешняя небеса и земля темже словом сокровена суть (2 Пет. 3:5-7). В каком смысле следует понимать это, относительно этого он потом учит: „новыя же небеса и новую землю видим и обетование Его(2 Пет. 3:13). Он не сказал: увидим иные небеса и иную землю, но прежние и старые, изменившиеся в лучшие. Можем мы и то сказать, что обратившиеся от идолослужения и оставившие прежнее заблуждение видят новые небеса и новую землю, не почитая стихии и то, что родится из земли, за богов. Теперь мы исповедуем, что небо и земля — дела рук Божиих, а в то время мы оказывали божеское почитание рабам и твари; в этом смысле и Давид поет: узрю небеса, дела перст Твоих (Пс. 8:4), — не потому, что он не видел небес в то время, когда говорил это, но потому, что чрез постепенное возвышение добродетелей и ведение будущего он видит новыми те [небеса], которые уже видел старыми (или стареющими). А что говорится в конце этого свидетельства: которыя Я творю, это Семьюдесятью опущено.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.

Лопухин А.П.

Ст. 17-25 Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью. И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля. Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем. И буду строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел; ибо дни народа Моего будут, как дни дерева, и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих. Не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе; ибо будут семенем, благословенным от Господа, и потомки их с ними. И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу. Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь

Последняя часть ответа Господа на предшествующую молитву Израиля. После возвещения праведного суда Божия на нечестивых грешников эта часть речи преподает утешение радостной надежды на блаженство Мессианского царства. По своему содержанию и характеру, она относится к отделу пророчеств о славных мессианских временах и особенно близко примыкает к некоторым из них (Ис. 2:1-4; 11:6-9; 25:6-9; 35:1-10; 40:3-5; 55:1-5; 58:11; 59:21). Еще в предшествующем стихе (16 ст.) говорилось уже о прекращении страданий и скорбей. Теперь же возвещается создание нового строя вещей, имеющего наступить в обновленном мессианском царстве. Выражая свою мысль в ярких, пластических образах, пророк и говорит теперь о создании нового неба и земли (17 ст.), о всеобщем веселии и радости, об отсутствии плача и вопля (18 ст.), об исчезновении всех дефектов человеческих возрастов (20 ст.), о мирном наслаждении всех плодами рук своих (21-23), о постоянной близости Божественной помощи (24 ст.) и о соответствующих, радикальных переменах и во всем остальном животном мире (25 ст.).

Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю… Ввиду того, что слова пророчества почти буквально повторяются с более подробным их развитием в нескольких новозаветных параллелях (2 Пет. 3:10, 13; Откр. 21:1-4), имеющих, бесспорно, исторический характер, а не представляющих собою какую-либо поэтическую аллегорию, большинство ортодоксальных экзегетов и находит, что полное и окончательное исполнение данного пророчества относится к моменту второго, славного пришествия Господня. Но поскольку первое пришествие Мессии является, до известной степени, связанным со вторым, условно здесь разумеется, конечно, и оно; тем более, что хронологически-то оно стояло даже ближе к пророку. Тогда, в отношении к первому мессианскому пришествию слова эти получают нравственный смысл, а в отношении ко второму - сохраняют свой физический.

Толковая Библия.