Толкование на Ис. 66:22

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 22-23 Якоже бо небо ново и земля нова, яже Аз творю, пребывают предо Мною, глаголет Господь, тако станет семя ваше и имя ваше: и будет месяц от месяца, и суббота от субботы, приидет всяка плоть поклонитися предо Мною во Иерусалим, рече Господь

Христос обещает любящим Его и познавшим Его пришествие непоколебимую надежду на всякие блага: как Я, говорит, обновив небо и землю, сохраню их в таком состоянии, и никакое время не разорит их, так и семя ваше, и имя ваше станет предо Мною, ибо нова небесе и новы земли, и обетований его чаем (2 Пет. 3:13), по написанному. А что надежда святых устоит и пребудет навсегда, в этом уверяет всемудрый Павел, который пишет, что нераскаянна дарования и звание Божие (Рим.11:29). Итак, благословенное семя, принесенное Богу святыми апостолами, сохранится навсегда и ни коим образом не погибнет, но будет существовать как-бы вместе с небом и землей, поддерживаемое в этом Спасителем всех нас Христом. А что множество верующих будет все более и более увеличиваться, – научает, говоря: месяц от месяца, и суббота от субботы, приидет всяка плоть поклонитися предо мною во Иерусалим, ибо не прекратились верующие во Христа, но с того времени, как проповедовали божественные ученики, доселе приступают жаждущие света истинного богопознания то из последователей многобожной прелести, а то и из сонмищ иудейских, хотя по одиночке и не помногу. Однако и эти (последние) придут, ибо призваны будут в последние времена века, когда исполнение языков внидет, как говорит всемудрый Павел (Рим. 11:25).

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 22-23 Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь

Когда говорит: буду брать из них в священники и левиты, то показывает, что старое священство миновало, которое должно было предоставляться Левиину [колену], где было не избрание, а порядок естественный и ряд семейств, нисходящий чрез потомков. Ибо по перенесении священства необходимо было, чтобы было перенесение и закона, и чтобы избрание простиралось на тех, коим предоставляется священство не по крови, а по заслугам и добродетелям, кои прийдут с островов народов и будут возвещать славу Господню. И будут доставлены на конях, и на колесницах, и на носилках, и на мулах, и на телегах. Но как будет новое небо и новая земля, чтобы нельзя было сказать: небо и земля мимоидет (Мф. 24:35), и еще: «небо совьется, как свиток, и опустошится земля чрез истление» (Откр. 6): так во всем новом будет и новый народ Божий, как говорит Писание: древняя мимоидоша, се быша вся нова (2 Кор. 5:17); (Ис. 43:18-19). И в другом месте: аще кто во Христе, нова тварь (2 Кор. 5:17). Будет и народ новый, ибо начаток Христос, потом же те, кои Христовы, в пришествии Его (1 Кор. 15:23); и небо и земля новая, о которых в восьми блаженствах говорится: блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю (Мф. 5:3-5). Ибо вся тварь теперь покорилась суете в надежде, ради покорившего ее (Рим. 8). Освободятся же от рабства тлению, во славе чад Божиих, те, кои из людей соделаются чадами Его и будут всегда стоять пред лицем Его и имя коих вечно будет пребывать, чтобы не сменил их другой народ, что было с иудеями, но чтобы они пребывали вечно.

И будет, говорит, месяц из месяца и суббота из субботы, чтобы из плотских суббот и месяцев образовались духовные отрадные субботы, каковое субботство соблюдается для народа Божия, и духовный месяц, когда луна от первого пункта до последнего будет полною и будет течь своим порядком, чтобы образовать месяц, то есть календы, которые по-гречески называются νεοιχηνίαι, то есть начало нового месяца, — у них (греков) начало календ начинается и оканчивается не по течению солнца и различным степеням продолжительности месяцев, а по кругообращению луны начинается и оканчивается. Это та луна, о которой в хвале истинного Соломона говорится: и пребудет с солнцем и прежде луны рода родов (Пс. 71:5). Она в Песни Песней называется избранною: кто сия проницающая, аки утро, добра аки луна, избранна, аки солнце возбуждающее удивление (Песн. 6:9). Физики и те, коих предметом занятий служит исследование того, что относится к небу, говорят, что луна не имеет собственного света, но освещается лучами солнца. Ибо с той стороны, с которой она ближе к солнцу, круг ее всегда бывает полным и не затмевается тенью земли, на что и поэт указал в одном небольшом стихе:

А также луна не восходит, заимствуя свет свой от брата.

Если это верно, то и мы можем в переносном смысле сказать, что церковь, которая прибывает и убывает от мира и преследований и, быв погружена во тьму искушений, снова получает прежний свет, имеет свет от Солнца правды и что этот смысл имеют слова: и будет свет луны аки свет солнца (Ис. 30:26), и обитатели еe, праведники, сияют, как солнце, в царстве Отца их. И по этим месяцам семя Давидово, восстановленное навеки, приходит на празднества свои, о которых святый в таинственной речи возглашал говоря: помыслих лета вечная, и поучахся (Пс. 76:6).

Относительно же субботы, означающей покой, мы подробно говорили в пророчестве о пришествии евнухов (см. Толков. на 56). И теперь вкратце нужно сказать, что те приходят в новомесячия и субботы, кои, по прошествии и окончании шести дней, в которые создан мир, спешат к седьмому дню, то есть к субботе, в которой истинный покой. Относительно этих празднеств апостол Павел поучал верующих, говоря: сень бо имый закон грядущих благ (Евр. 10:1). И еще: да никтоже убо вас осуждает о ядении или о питии, или о части праздника, или о новомесячиях, или о субботах, яже суть стень грядущих (Кол. 2:16). Если же это предшествовало, как тень и образ грядущих благ, то весь закон должен быть понимаем духовно, о котором тот же апостол говорил: вемы, яко закон духовен есть (Рим. 7:14), тайны которого и Давид желал знать говоря: открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс. 118:18). Ибо видимое временно, а невидимое вечно (2 Кор. 4:18). Краткий и беглый обзор всего этого не есть дело настоящeго времени. Ибо если и глаз не видел, и ухо не слышало, и на сердце человеку не приходило то, что Бог уготовал любящим Его (1 Кор. 9), то возможна ли для нас попытка представить описание всего закона, как [описание] всего мира на маленькой табличке?

Относительно же следующего затем: будет приходить всякая плоть, чтобы поклоняться пред лицем Моим в Иерусалиме нужно знать, что в еврейском не написано: в Иерусалиме, чтобы мы могли поколебать высокомерие иудеев, а только: пред лицем Моим, чтобы исполнилось слово Господа, говорящего в Евангелии: аминь, аминь глаголю вам, яко грядет час, егда ни в горе сей, ни в Иерусалимех поклонитеся Отцу (Ин. 4:21). И еще: Дух есть Бог и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися (Ин. 4:24). И оное [изречение] апостола: на всяком месте воздеюще преподобныя руки (1 Тим. 2:8). Вся же плоть означает не народ иудейский, но весь род человеческий, согласно с написанным выше: узрит всяка плоть спасение Твое (Ис. 40:5). И у Иоиля: излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваши (Иоил. 2:28). И у Захарии: да благоговеет всяка плоть от лица Господня (Зах. 2:13). И в Псалмах: к Тебе всяка плоть приидет (Пс. 64:2). Это в других словах говорится в другом псалме: вся языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою и прославят имя Твое, Господи (Пс. 85:9). Месяц из месяца и суббота из субботы, в которые будет приходить всякая плоть на поклонение Богу, смешно объясняют хилиасты (χιλιαοτβί), которых мы можем назвать тысячниками, — что те, кои вблизи, будут всякую субботу приходить в Иерусалим, кои далее, — те чрез месяц, то есть по совершении круга календ, а кои весьма далеко, — те ежегодно, то есть во дни Пасхи или Кущей, соответственно тому, что говорится у Захарии: и взыдут на всякое лето поклонятися Царю, Господу воинств, и праздновати праздник скинопигии (Зах. 14:16). А чтобы более доставить смеха слушателям, они то, что пишется в конце книги того же пророка: „и не будет более ни одного торговца в доме Господа воинств в день тот“ (Зах. 14:21), так объясняют, что в тысячу лет купцы уже перестанут существовать, потому что все будет родиться во всех местах, что следовательно и мы не будем нуждаться в амомном листе и перце, и индийцы не будут требовать от нас полея.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.

Лопухин А.П.

Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше

Ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим… так будет и семя ваше и имя ваше. Новые условия жизни новозаветной церкви, среди которых исчезнут многие прежние привилегии народа иудейского и которые как бы обновят и самое лицо земли (Ис. 65:17), могли вселить дух уныния в евреев и заронить сомнение в исполнимости Божественных обетовании, данных патриархам. Но Господь торжественно заверяет, что все эти опасения и страхи не имеют под собой реальной почвы: избранный народ Божий, в лице своих представителей, навсегда останется предметом особых промыслительных забот Божиих (Ис. 48:19 и 53:2). Не Израиль привьется к стволу языческого древа, а язычники, как дикая маслина привьются к народу Божию.

Толковая Библия.