Толкования на Исх. 3:6

Свт. Григорий Богослов

И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога

Из других имен Божиих некоторые очевидно обозначают власть, а другие домостроительство, причем первое - до воплощения, а второе - после. Например: Вседержитель и Царь или славы, или веков, или сил, или возлюбленное, или царствующих, и Господь, или Саваоф, то есть Господь воинств, или сил, или господствующих - явно имена власти. А: Бог во спасений, Бог или отмщений, или мира, или правды, Бог Авраама, Исаака, Иакова и всего духовного Израиля, который видит Бога, - имена домостроительства. Поскольку нами управлять можно посредством трех вещей: страха наказаний, надежды на спасение и славу, и через упражнение в добродетелях, то отсюда заимствованы предыдущие имена, и имя Бога отмщений порождает в нас страх, имя Бога спасений - надежду и имя Бога добродетелей - подвижничество, чтобы, словно нося в себе Бога, подвизающийся в чем-либо из этого устремлялся к совершенству и стяжанию некоторых добродетелей. Вот это - общие имена Божества. Кроме того, это общие наименования Божества; собственное же имя Безначального есть Отец, безначально-Рожденного - Сын и нерожденно-Исшедшего или Исходящего - Дух Святый.

О Сыне.

Свт. Кирилл Александрийский

И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога

Увидеть Божественное естество, каково оно есть, никто не может. Ибо оно совершенно невидимо и превыше всякого ума и слова превозносится силою: оно одно познается само лишь собою. И узнать сие можно из того, что вопиет Христос: не знает никто, говорит Он, кто есть Сын, кроме Отца, и кто есть Отец, [не знает] [никто], кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Лк. 10:22; Мф. 11:27). Итак, показал нам изрядную красоту Бога и Отца Единородный, представляя Собою как бы светлый образ. Посему и говорит: Видевший Меня видел Отца (Ин. 14:9). Видим же Сына и очами сердца, и очами плотскими, когда Он, низведши Себя до истощания (Фил. 2:7), снизошел до нашего состояния, хотя и во образе и равенстве с Богом и Отцем будучи Бог и от Него по естеству рожденный. И Варух говорил, указуя на самое, думаю, Слово: сей Бог наш, не вменится ин к Нему. Изобрете всяк путь хитрости, и даде ю Иакову отроку своему, и Израилю возлюбленному от Него. Посем на земли явися, и с человеки поживе (Вар. 3:36-38). Предвозвещал нам ясно и божественный Давид: Бог Богов, Господь возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада. С Сиона, который есть верх красоты, является Бог, грядет Бог наш, и не в безмолвии (Пс. 49:1-3). Ибо Он сошел в виде огня на гору Синай. Но что оное было образом и ничем иным, в этом убеждает Христос. Народ Иудейский думал, что он истинно видел неизреченное естество, когда Моисей был посредником между им и Богом, предстоял с ним на Хориве и собирал его на собрание под горою Синайскою. После же того как шумный звук труб, восходивший на высоту, устрашил слушавших, они думали сами в себе, что и глас Божественный слышали. Но что так думали они по-детски, в этом ясно убедил Бог, так говоря: глас Его вы слышасте, и образа Его не видесте (Втор. 4:12). И не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал (Ин. 5:38). Итак, мы, уверовавшие видели в Сыне Отца и потому приняли слово Его. Им мы и искуплены; потому что спас нас ни ходатай, ни Ангел, ни закон, данный чрез Моисея, но сам Господь, как написано (Тит. 3:5). А что истинно то, что я говорю, то мы можем узнать и из написанного в слове Божием написано же так: и сказал, сказано: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога (Исх. 3:6). Усматривай слабость закона: Бог всяческих являет Себя; но когда Он стал виден, Моисей отвращает лице. И это может быть для нас ясным признаком того, что даже и сами сыны не видят боголепной славы Сына, если только сам Он не являет Себя и, так сказать, не приводит к познанию Себя. Посему Он и говорил устами Исайи: Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня. `Вот Я! вот Я!' говорил Я народу не знали Меня. Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям (Ис. 65:1-2). Итак, не видят славы Христа отвращающие очи ума своего. И это, думаю, значит сказанное о них устами пророка: ибо они оборотили ко Мне спину, а не лице (Иер. 2:27). Пишет также и божественный Павел: то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их (2 Кор. 3:14-15). Мы же уверовавшие не боимся взирать прямо в лице Господа, но как опять тот же божественный Павел сказал: Мы же все открытым лицем … на славу Господню взираем (ст. 18). Итак, отврати, сказано, Моисей лице (Исх. 3:6).

См. также Толкование на Исх. 3:1


Ибо им [саддукеям] был представлен и Моисей, твердо знающий о воскресении мертвых. Ведь, по его словам, в терновом кусте ему явился Бог, говоря: Я Бог Авраама, Исаака и Иакова. Чей же это Бог, как не тех, кто жив, как и они? Ибо Он - Бог живых. Следовательно, они обязательно воскреснут, когда всемогущая десница Господа возвратит к жизни всех живущих на земле.

Комментарии на Евангелие от Луки.

Прп. Ефрем Сирин

И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога

См. Толкование на Исх. 3:1

Прп. Исидор Пелусиот

И рече ему: Аз есмь Бог отца твоего, Бог Авраамов и Бог Исааков и Бог Иаковль. Отврати же Моисей лице свое: благоговеяше бо воззрети пред Бога

На слова: Аз есмь Бог Авраамов и Исааков, и Иаковль (Исх. 3:6), и: защищу град сей ради Давида, еже спасти его (Ис. 37:35).

Добродетель, блаженный, есть достояние божественное, богоугодное, блаженное, бессмертное, непрепобеждаемое забвением. Ибо в славе она у людей и приснопамятна у Бога, Который вещает иногда: Аз есмь Бог Авраамов, и Исааков, и Иаковль; а иногда: защищу град сей, еже спасти его ради Давида, раба Моего. Такого о себе Божия попечения и такой чести у Бога достигают, скончавшись, те, для которых добродетель была вожделенна. Если же Господь здесь так прославляет их, то какими дарами наградит их там?

Блж. Августин

И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога

Пусть ваша любовь посмотрит на столь великую тайну: Бог свидетельствует и говорит: Я Бог Авраама и Бог Исаака, и Бог Иакова. Разве не было других патриархов? Не было до них святого Ноя, который единственный в целом человеческом роде со всем своим домом удостоился быть спасенным от потопа, в котором и в сыновьях которого была изображена Церковь? Они избегают потопа, носимые деревом. Затем еще множество великих, которых мы знаем, о которых сообщает Священное Писание, например, Моисей верный во всем доме Его. Но называются только те трое, словно только они удостоились Его: Я Бог Авраама и Бог Исаака, и Бог Иакова; вот имя Мое на веки (Исх. 3:6), (Исх. 3:15). Великая тайна! Господь может и уста наши открыть и сердца ваши, чтобы мы могли говорить, как Он удостоил открыть, а вы могли понимать, как полезно для вас. Так, этих патриархов три - Авраам, Исаак, Иаков. Вы уже знаете, что у Иакова было 12 сыновей, и отсюда народ Израиля, так как сам Иаков - Израиль, и народ Израиля из 12 колен, восходящих к 12 сыновьям Израиля. Авраам, Исаак и Иаков - три отца и один народ; три отца, которые обозначают народ, и сам первый народ, теперешний народ. В народе иудейском изображен народ христианский. Там - образ, здесь - истина, там - тень, здесь - тело, по слову апостола: Все это происходило с ними, как образы (1 Кор. 10:11). Апостол говорит: «Это написано в наставление нам, достигшим последних веков». Пусть теперь ваш разум снова вернется к Аврааму, Исааку и Иакову. Мы видим, что этим трем людям повиновались как свободные женщины, так и рабыни. Мы видим у них детей свободных, видим и детей рабынь. Рабыня не означает ничего хорошего. Говорится: «Выгони рабыню и сына ее, ибо сын рабыни не наследует вместе с сыном свободной». Апостол вспоминает это и говорит, что в этих двух сынах Авраама был образ двух Заветов: Ветхого и Нового. К Ветхому Завету относятся избирающие временное, избирающие век, к Новому Завету - избирающие вечную жизнь. Поэтому этот земной Иерусалим был тенью небесного Иерусалима, нашей общей матери, которая на небесах. Это слова апостола. И оттуда мы идем в этот город. Вы уже много узнали, много услышали. Мы обнаружили удивительную вещь в этих детях, то есть в этом потомстве, в этих поколениях свободных и рабынь; то есть четыре поколения людей, в которых исполняется образ будущего христианского народа, так что не удивительно, что об этих коленах сказано: Я Бог Авраама и Бог Исаака, и Бог Иакова.

Трактат на Евангелие от Иоанна.

Еп. Виссарион (Нечаев)

IV. Паримия на праздник Благовещения (Исх. 3:2–8). В сей паримии повествуется о явлении Господа в купине Моисею.

И рече ему: Аз есмь Бог отца твоего, Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль. Отврати же Моисей лице свое, благоговеяше бо воззрети пред Бога

Аз есмь Бог отца твоего. Я тот самый Бог, Которому научил тебя поклоняться родной отец твой. – Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль. Для чего Господь называет Себя Богом этих патриархов? Для того, чтобы уверить Моисея, что Бог Авраама, Исаака и Иакова, столь близкий к ним, столько благоволивший к ним, близок и благоволит к их потомкам, что Он помнит (Исх. 2:24) Свои обетования, данные Аврааму, Исааку и Иакову, о наследовании их потомками земли Ханаанской и намерен исполнить эти обетования, что Он остается верным тому завету, который заключил с Авраамом и в его лице с его потомками, и готов в силу этого завета торжественно явить им особенное Свое покровительство, с тем чтобы и они чтили Его единого так же усердно, как чтили Его Авраам, Исаак и Иаков. Господь Иисус Христос слова Божии Аз есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль, приводит в опровержение саддукейского неверия в воскресение мертвых, ибо, говорит Иисус Христос, несть Бог мертвых, но Бог живых (Мф. 22:32). Смысл слов Спасителя тот, что хотя помянутые патриархи давно померли, но по обетованию о воскресении, имеющему непременно в свое время исполниться, они живы (Златоуст). – Отврати же Моисей лице свое, благоговеяше бо воззрети пред Бога. Благоговение МоисеяПолужирный, соединенное с смиренным сознанием своего ничтожества пред Ним по бытию, своей нечистоты, греховности, выразилось в том, что он не мог прямо смотреть на то место, откуда слышался голос Господа. - Моисей отврати, с Еврейского «покрыл лице свое». Подобное сделал пророк Илия при явлении ему Бога в Хориве (3Цар. 19:13).

Толкование на паремии из книги Исход.

Ориген

И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога

Написано, что Бог есть Бог Авраама и Бог Исаака, и Бог Иакова. Поскольку сказано: Жизнь была свет человеков (Ин. 1:4), и желающий подумает, что свет принадлежит никому другому, как человекам, подобным же образом, как подумает, что Бог Авраама и Бог Исаака, и Бог Иакова есть ничей больше Бог, как только этих троих отцов? Но ведь есть и Бог Илии и, как говорит Иудифь, отца ее Симеона, и Бог евреев. Поэтому подобным образом, если ничто не мешает Ему быть и Богом других, ничто не мешает, чтобы «свет человеков» был светом и других существ.

Бог святых, если Господь всех, приблизившийся к святым, становится их Богом, называясь, таким образом, Богом Авраама и Богом Исаака, и Богом Иакова, то еще с большим основанием Святого Духа, приблизившегося к пророкам, можно провозгласить их Духом, чтобы Дух назывался Духом Илии и Духом Исаии.

Комментарии на Евангелие от Иоанна.

Иаков Афраат

И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога

Имя Божества было дано как великая честь в мире, и Бог прилагает его к тому, кто угождает Ему. Однако имен Божества много, и они разнообразны, как Он даровал имя Свое Моисею, говоря: Я Бог отцов твоих, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Вот имя Мое навеки, и памятование обо Мне из рода в род (Исх. 3:6), (Исх. 3:15). И Он назвал имя Свое: Бог всемогущий, Сущий и Господь Саваоф?. Этими именами называется Бог. А великое и славное имя Божества Он также не скрыл от праведников Своих; и даже, хотя именно Он есть великий Царь, великое и славное имя царствования Он независтно приложил к людям, которые есть Его творение.

Когда святой воззвал к Моисею из куста, Он сказал ему: Я Бог Авраама, Исаака и Иакова. Когда Смерть услышала эти слова, она задрожала и испугалась, и пришла в ужас и смятение, и поняла, что она не будет царствовать вечно над детьми Адама. С того часа, когда она услышала, что Бог сказал Моисею: Я Бог Авраама, Исаака и Иакова, она сжала руки свои, ибо она знала, что Бог есть Царь мертвых и живых и что детям Адама уготовано выйти из тьмы ее и воскреснуть в теле. И заметь, что наш Спаситель Иисус тоже, когда саддукеи спорили с Ним о воскресении мертвых, повторил это слово, говоря так: Бог не есть Бог мертвых, ибо у Него все живы (Лк. 20:38).

Доказательства.

Лопухин А.П.

Ст. 6-9 И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога. И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев. И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне

Внутреннюю сторону явления составляет определение Божие о наступлении времени освобождения евреев и введения их в землю обетованную. Основанием для него является, с одной стороны, непреложность данных Аврааму, Исааку и Иакову («Я Бог отца твоего», (Исх. 3:6), единственное «отца» вместо множественного «отцов», ср. (Исх. 15:2: 18:4)) обетований о наследовании их потомками земли Ханаанской: они, как живые (Мф. 22:32: Лк. 20:37; Мк. 12:26), ждут их исполнения, а с другой, молитвы о помощи самих евреев. «Бог увидел их страдание, услышал вопль, знает скорби», — все это усвоено Его чувствами и мыслью. Они заслуживают божественного снисхождения, а их злобные угнетатели должны подвергнуться суду (Быт. 15:14). Поэтому Бог идет избавить народ Свой, — принимает непосредственное участие в его освобождении.

Толковая Библия.