Толкования на Наум. 2:1

Свт. Афанасий Великий

Поднимается на тебя разрушитель: охраняй твердыни, стереги дорогу, укрепи чресла, собирайся с силами

См. Толкование на Наум. 1:15

Первое праздничное послание.

Свт. Кирилл Александрийский

Поднимается на тебя разрушитель: охраняй твердыни, стереги дорогу, укрепи чресла, собирайся с силами

Так как неизбежно и непременно должна последовать погибель Ниневии, то Он говорит, что «скончася», указывая чрез это на то, что она уже как бы подверглась погибели, а также: «извержеся», то есть, совсем истреблена и всецело разрушена. О Кире же весьма хорошо говорит: «взыде», выразительно, по моему мнению, высказывая тем нечто подобное тому, что говорил о нем и пророк Иеремия, предвозвещая имеющее некогда случиться с Ниневией: «взыде лев от ложа своего, и погубляяй языки воздвижеся, и изыде от места своего, да положит землю твою в пустыню, и гради твои разорятся, оставшии без обитателей» (Иер.4:7); ибо подобно дикому зверю набросившись на Ниневию, он пожрал живущих в ней. Но будучи для тех врагом страшным, беспощадным и неумолимым, для Израильтян оказался «вдыхающим в лице и отъемлющим от оскорбления», то есть, освобождающим их от необычайного рабства, избавляющим пленников от уз, приобретающим их расположение повелением возвратиться на родину и восстановить для них божественный храм. Выражение же: «вдыхаяй в лице» употребляет по преданию и обычаю иудейскому. Некоторое напоминание об этом мы найдем в божественном писании. Так напр., Иудеи думали, что надобно разрывать одежды при хуле на Бога. Когда Христос Спаситель говорил, что Он – Сын Божий, то Каифа разорвал одежду на себе и воскликнул, говоря: «хулу глагола» (Мф.26:65). То же сделали и божественные ученики Павел и Варнава, находясь в Ликаонии. Когда они исцелили одного больного и видевшие это событие поражены были изумлением, то жрецы хотели принести им (апостолам), как богам, жертвы и говорили: «Бози уподобльшеся человеком снидоша к нам. Нарицаху же убо Варнаву Диа, Павла же Ермиа: понеже той бяше началник слова» (Деян.14:8–12). А поскольку совершаемое ими было некоторого рода богохульством, то они, последуя иудейским преданиям и неписанным обычаям, разодрали одежды свои. Но как не вытекающий из закона и совершенно бесполезный, этот обычай подвергается порицанию. Посему Иудеям, соблюдающим его, но удаляющимся от истинного благочестия, Бог всяческих говорил: «обратитеся ко мне всем сердцем вашим…, и расторгните сердца ваша, а не ризы ваша» (Иоил.2:12–13). Как у некоторых был обычай разрывать одежды, когда кто-нибудь злословил; так был обычай – дуть в лицо больных какой-либо болезнью. Это делали в особенности и весьма странно те, которые обыкновенно производили заклинания и показывали вид, что они рачительными припевами (волшебными) освобождают страждущих от духов нечистых и от болезней. Вот из этого свойственного им обычая и берет образ и говорит: «взыде вдыхаяй в лице твое», очевидно Кир, и «отемляй от оскорбления», ибо, как я сказал, некоторые воображали, что они могут сделать это дуновением в лицо других. Согласно с мудростью и истиной будет сказать, что власть дьявола и тиранствовавшего над нами греха стеснена, и смерть как бы взята в плен и тление уничтожено совсем; ибо восшел из ада и воскрес Христос, «вдыхаяй в лице» святых апостолов и говоря: «приимите Дух Свят» (Ин.20:22). Таким образом мы освободились от всякого зла, и, сделавшись причастниками Св. Духа, возвращаемся к древней красоте естества и духовно преобразуемся в первый образ; ибо при содействии Духа в нем воображается Господь наш Иисус Христос.

Ст. 1-2 Поднимается на тебя разрушитель: охраняй твердыни, стереги дорогу, укрепи чресла, собирайся с силами. Ибо восстановит Господь величие Иакова, как величие Израиля, потому что опустошили их опустошители и виноградные ветви их истребили

Как имеющим весьма скоро отправиться в Иудею и возвратиться домой считает нужным сказать, что им уже надо исследовать путь и укрепить чресла свои, то есть быть готовыми и способными к трудностям путешествия, превозмочь всякую косность и, запасшись неутомимым усердием, охотно проходить большие расстояния. Самым же очевидным признаком этого служит то, чтоб чресла свои они имели как бы благоуготованными и препоясанными. Посему-то Господь наш Иисус Христос святым апостолам, лучше же всеверующим в Него говорил: «да будут чресла ваша препоясана» (Лк.12:35). Это необходимо для путешественников и в особенности прилично проповедникам божественного Евангелия и имеющим ноги весьма готовыми к этому. Посему говорит: «укрепи чресла», вместо: будь готов и как бы собери силы к быстрому бегу; ибо «отврати», говорит, «Господь укоризну Иаковлю, якоже укоризну Израилеву». Здесь опять необходимо заметить употребленное различение; ибо Иаковом называет обитавших в Самарии, то есть, десять колен, над которыми царствовали цари из колена Ефрема и Минассии, сыновей Иосифа, родившего от Иакова. Израилем же называет жителей Иерусалима, которых Бог защищал около этого времени и из-за которых Бог рукою ангела истребил Ассирианина. Кир же отпустил на свободу не одних пленников из Самарии, уведенных в Ниневию, но и пленников из Иерусалима. Потому-то пророк и говорит, «яко отврати Господь укоризну Иаковлю, якоже укоризну Израилеву». Укоризной же называет рабство, или работу по найму. А что Бог освободит всех, не лишая никого своего покровительства и оставляя терпень страдания, – сему научает, говоря так: будет отвращена укоризна Иаковлева так, как отвращена укоризна Израилева; ибо все, как я сказал, избавившись от тяжести плена, возвратились в Иудею. А я говорю, и вполне справедливо, что и искупленным во Христе необходимо проводить жизнь не без осмотрительности; напротив следует искать угодной Богу жизни, идти доброю стезею, и укреплять чресла, то есть, побеждать чрево и страсть к наслаждениям «и плоти угодия не творити в похотех» (Рим.13:14), и сильно бороться против страстей и всякого нерадения; ибо таким образом они войдут в святой град, небесный Иерусалим, там будут приносить духовные жертвы и, свергнув с себя иго древнего рабства, будут проводить славную, свободную и совершенно святую жизнь.

Толкование на пророка Наума.

Свт. Кирилл Иерусалимский

Поднимается на тебя разрушитель: охраняй твердыни, стереги дорогу, укрепи чресла, собирайся с силами

Общение Святого Духа даровал Спаситель апостолам, ибо написано: сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20:22-23). Это вдохновение второе, поскольку первое потеряно от произвольных грехов. Об этом втором написано: Восшел дышущий в лице твое, избавляющий от скорби (LXX; Наум 2:1). Восшел откуда? Из ада. Ибо Евангелие повествует, что это Его дуновение было по воскресении. И хотя теперь Он сообщает благодать, но хочет дать еще большее и говорит апостолам: «Я готов передать вам благодать и теперь, но вы еще не способны ее принять». Примите же пока благодать в той мере, в какой вместить можете; впрочем, ожидайте и большего. Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (Лк 24:49).

Ныне примите несколько, тогда получите вполне. Ибо часто случается, что приемлющий несовершенно пользуется данным ему: но облекающийся покрывается одеждою со всех сторон. Не страшитесь, говорит Он, орудий дьявола и стрел его, ибо иметь будете силу Святого Духа.

Огласительные слова.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 1–2 Поднимается… разрушитель пред лицом твоим, надзирающий за осадою; смотри на дорогу; укрепи чресла; собери все силы. Ибо как Господь воздал за высокомерие в отношении к Иакову, так воздаст за высокомерие в отношении к Израилю; потому что опустошители рассеяли их и истребили отрасли их

Необходимость вынуждает меня направлять путь моей речи между историею и аллегориею подобно тому, как это бывает между скалами и подводными камнями, при угрожающем кораблекрушении, и следить за тем, чтобы вдруг не наткнуться на что-нибудь. Ибо, по баснословиям поэтов: Сцилла на правой руке, а по левую злая Харибда Путь преграждает;

Если мы избежим скал, то уносимся в глубь, а если спасемся от водоворотов, то попадаем на скалы. Господь мне свидетель, что все, излагаемое мною применительно к еврейскому тексту, я не из собственной головы говорю, за что обличаются лжепророки, а следую объяснению евреев и, как в течение не малого времени учившийся у них, я считаю долгом просто сообщить своим11 то, чему я научился. От воли читателя, конечно, будет зависеть, – по прочтении того и другого объяснения решить, чему более должно следовать. Итак, теперь речь обращается к Ниневии (темнота пророчеств в особенности зависит от того, что вдруг, когда речь идет об одном предмете, лицо заменяется другими лицами), и ей говорится: поднимается против тебя Навуходоносор, который будет осаждать тебя, который пред лицом твоим будет опустошать поля, преследовать земледельцев, разорять селения и тебя держать в осаде. И так как тебе угрожает война, то теперь я, пророк, с радостию предвозвещаю: тщательно наблюдай, обрати внимание и всматривайся в то, что произойдет с тобою. Укрепи чресла, то есть, препояшься, собери все силы, то есть собери войска, потому что как Господь отмстил для Иуды за высокомерие Сеннахериба, войско которого было истреблено в Иудее и который сам был убит своими сыновьями, так Он отмстит для Израиля, то есть для десяти колен, которые находятся под властью Ниневии. Ибо ассирияне опустошили и разорили того и другого, и Иуду и Израиля, и, – выражаясь метафорически, как о винограде, – уничтожили отрасли обоих.

Здесь даются три повеления Иуде. Сначала о том, чтобы он смотрел на дорогу, по которой он будет идти, и чтобы тщательно всматривался в путь, согласно с написанным у Иеремии: станите на путех, и вопросите о стезях… вечных, и видите, кий ест путь благ, и ходите по нему (Иерем. 6, 16), чтобы после того, как мы стояли на многих путях, мы могли придти к тому пути, который говорит: Аз есмь путь (Ин. 14, 6). Затем говорится ему, чтобы он удерживал чресла, то есть у чтобы после избрания пути умерщвлял тело свое и порабощал, чтобы, проповедуя другим подобно царю и учителю, сам не оказался недостойным (I Кор. 9). Было бы слишком долго говорить теперь о том, что сила диавола заключается главным образом в чреслах, и об обетовании, данном Давиду: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем (Псал. 131, 11). Также апостол говорит: «Левий был еще в чреслах отца своего, Авраама, когда Мелхиседек встретил Авраама» (Евр. 7). Также Иоанн опоясывался кожаным поясом (Матф. 3) и Спаситель дал повеление ученикам: да будут чресла ваша препоясана (Лук. 12, 35). И апостол говорит Ефесянам: станите убо препоясани чресла ваша истиною (Ефес. 6, 14). Ибо хотя аскетизм (ἄσχησος) и воздержание в жизни имеет весьма важное значение для умерщвления чресл, однако ничто так не умерщвляет их, как познание истины. Поэтому говорится: препояшьте чресла ваши истиною. Ибо если истина есть Христос, то тот, кто всею душою уверовал во Христа, умертвил чресла свои во Христе. Третье повеление дается относительно укрепления всех сил. Ты избрал, говорит, путь, удержал чресла, укрепи силы, чтобы быть в состоянии бороться с врагами. А чтобы в тебе не возникло недоверие, указывается причина, почему ты должен надеяться: «отвратил», – говорит, – «Господь оскорбление Иакова, также как оскорбление Израиля», что имеет двоякий смысл: или Господь отвратил оскорбление самого Иакова, причинявшего обиды другим, или Он отвратил оскорбление, которое Иаков терпел от других. Но, по-видимому, лучше то объяснение, по которому Господь отвратил оскорбление, которое Иаков обыкновенно наносил другим. Ибо не столько составляет добродетель перенесение нанесенной другими обиды, сколько служит действием благодати Господней то, что сделавшийся кротким, тихим и спокойным не может наносить обиды. Спрашивается: каким образом было отвращено оскорбление Иакова, подобно тому, как отвращено было оскорбление Израиля? После борьбы Иакова с ангелом, он удостоился получить имя Израиля (Быт. 32), и так как он видел Бога, то перестал наносить обиды. Итак, как Израиль, то есть душа или человек, видящий Бога и всегда помышляющий о Боге, не может наносить обиды, так вся заносчивость и оскорбление были отвращены от Иакова, то есть от зачинателя, – от того, который, находясь еще среди борьбы, ставит преткновения врагам, Каким образом оскорбление понимается в худом смысле, это можно видеть из свидетельства Соломона, который говорит: Око (или очи) досадителя язык неправедный (Притч. 6, 17). А каким образом в том и другом смысле оскорбление, отвращенное сначала от Израиля, было отвращено и от Иакова, это видно из следующих слов: «потому что отрясающие отрясли их, и ветви их обломали» или «истребили». Ангелы каждого, говорит, ежедневно видящие лице Отца (Матф. 18), отрясли всю пыль, приставшую к Иакову и Израилю. Поэтому и у Петра омываются ноги (Ин. гл. 13). И чрез пророка говорится: истряси прах и востани… Иерусалим (Ис. 52, 2). Также Спаситель повелевает ученикам: оттрясите прах ног ваших (Матф. 10, 14). И в Псалмах написано: яко стрелы в руце силного, тако сынове оттрясенных (Псал. 126, 4). Таким образом наклонность к оскорблению отвращена была от истинного Иакова и истинного Израиля; потому что все, что было в них земного, и вся грязь были отрясены и очищены при помощи ангелов или учителей и руководителей, отрясших не только их, но также пороки, которые привлекают чувства своею приятностию лишь в настоящее время, и рассеявших их подобно отраслям и ветвям, покрытым листьями, но не имеющим плода, согласно с словами Господа: всякую ветвь, пребывающую во Мне и приносящую плод, Отец Мой очищает, чтобы более принесла плода, а не пребывающую во Мне и не приносящую плода Отец Мой отсечет и бросит в огонь (Ин. 15).

Книга толкований на пророка Наума.

Блж. Феодорит Кирский

Поднимается на тебя разрушитель: охраняй твердыни, стереги дорогу, укрепи чресла, собирайся с силами

Восшел дышущий в лице твое, избавляющий от скорби (LXX; Наум 2:1). Виновник же этого для тебя Бог, Который мановением Своим, как бы неким дуновением, их сокрушил, а тебя освободил от их владычества. Ибо как, в Адама вдунув дыхание жизни, сделал его душою живою (Быт 2:7), так и тебе дуновением жизни дарует спасение. Это по воскресении и Господь Христос дал священным апостолам. Поскольку Адам погубил принятое им с Божественным дуновением, то есть что было в нем по образу Божию, - то поэтому самому Владыка Христос, возобновив этот образ, опять дал его священным апостолам, а чрез них и всем верующим. Ибо дунул на них и рек: примите Духа Святаго (Ин 20:22).

Поэтому поскольку ветхозаветное было образом новозаветного, то под сокрушенным царством ассириян разумеет мучительство дьявола, прекращенное Господом Христом, а под Иудою, который посмеивается над царем ассирийским и празднует, - ликующую о спасении вселенную как принявшую в дуновении Господа духовную благодать и избавленную от горького мучительства демонов.

Толкование на малых пророков.

Лопухин А.П.

Ст. 1-4 Поднимается на тебя разрушитель: охраняй твердыни, стереги дорогу, укрепи чресла, собирайся с силами. Ибо восстановит Господь величие Иакова, как величие Израиля, потому что опустошили их опустошители и виноградные ветви их истребили. Щит героев его красен; воины его в одеждах багряных; огнем сверкают колесницы в день приготовления к бою, и лес копьев волнуется. По улицам несутся колесницы, гремят на площадях; блеск от них, как от огня; сверкают, как молния

Суд Божий над Ниневиею, а вместе и всею Ассириею, уже приходит в исполнение: по велению Иеговы, сильные неприятельские полчища приближаются к Ниневии для отмщения ассириянам за все зло, сделанное ими народу Божию

(евр. 2-5). Если в I:15 (евр. II:1) была речь только о вестнике гибели Ниневии и спасения Иудеи, то теперь пророк живо созерцает и наглядно изображает самое исполнение суда Божия над Ниневией, описывая будущие события как бы совершающиеся пред его глазами. Соединенные силы врагов (вавилонян и мидян), идущих против Ниневии, пророку представляются сокрушителем или молотом (евр. мефиц, маппец, ср. Иер LI:20. Притч ХXV:18), готовым нанести Ниневии решительный смертельный удар (поскольку в Библии - Иер LI:20; Притч XXV:18, и на ассирийских памятниках молот является в числе военных орудий, понятен образ молота в отношении Навуходоносора, Иер LI:20-23, как и позднейших сильных и разрушительных завоевателей вроде гунна Аттилы). Вместе с тем, пророк с горькою иронею советует Ниневии спешить принять меры защиты: тщательно оберегать свои твердыни и укрепления, поставить на возвышенных местах стражу (ср. Авв II:1; Ис XXI:6) для наблюдения, каким путем придет неприятель и с какой стороны он сделает нападение; кроме того, ввиду чрезвычайной силы и храбрости врагов, войско Ниневии должно быть совершенно готово к страшной войне, собрать все свои силы и не терять присутствия духа (такая полная боевая готовность выражается здесь двумя родственными оборотами речи: «укрепить (или препоясать) чресла» (ср. Ис V:27; Иов XXXVIII:3; XL:2) и «собраться с силами»). Но все эти меры, по глубокому убеждению пророка, будут бесплодны и напрасны.

LXX вместо мефиц ст. 1 читали, вероятно, мефiах (от пуах), почему и перевели emfuswn, слав. вдыхаяй (в лице твое), что блаж. Феодорит относит к дарованию Богом новой жизни иудеям после гибели ассириян: «виновник сего для тебя Бог, который мановением своим, как бы неким дуновением, их сокрушил, а тебя освободил от их владычества» (с. 11). Но более естественным, лучше отвечающим контексту речи, является чтение еврейского текста, в котором обращение не к Иудее, а к Ниневии.