Толкования на Ос. 2:2

Свт. Кирилл Александрийский

Судитеся с материю своею, судитеся: яко та не жена моя, и аз не муж ея

Предвозвестив, что Израиль законно будет отвергнут и притом назовется не людие, и что толпа, убивая Господа, без сомнения и по всей справедливости будет не помилована и вслед затем присовокупив сюда, что в последние времена века будет обращение чрез веру во Христа, говоря: и соберутся сынове Иудины и сынове Исраилевы вкупе, и поставят себе власть едину (Ос. 1, 11) и изобразив все домостроительство от начала до конца, — переходит наконец в вышеприведенных словах к раскрытию преступлений тех, которые справедливо отвергнуты и ясно указывает, за что им пришлось потерпеть это. Поэтому-то помилованным, принятым Богом и сделавшимся народом Божиим говорит однако ж как бы от какой-либо блудницы родившимся от синагоги: судитеся с материю своею, судитеся. Если, говорит, вы пожелаете узнать причины, по которым вы не людие мои и не помилована сделались и были призваны прежде времени обращения; то найдете, что Я не был жестоким но отношению к вам и не пренебрегал любовью к вам. Судитесь же с материю своею за то, что она не сохранила законной любви ко Мне, но отринула общение со Мною, совершенно пренебрегла чистотой духовного общения со Мною и не восхотела рождать плодов Моих хотений. Наконец та стала не жена моя и Аз вследствие сего не муж ея. «Не Мне она родила вас, но другим; иначе Я признал бы своих, — родной отец не медлителен на милосердие ко своим детям, но к незаконнорожденным коснит быть благодетельным». Так справедливо, мог бы сказать кто-нибудь — как бы от лица Бога. Пусть же рассудят и хорошенько обдумают, что, как скоро синагога отступила от Бога, и решилась на служение демонам и на подобие блудницы как бы расширила для них свои голени; то от нее не могли уже родиться ни такие, которые любят Бога чисто и постоянно, ни такие, которые отличаются добрыми нравами. Напротив, воспитанные в нравах родителей, они безрассудно устремились к тому. что оскорбительно для Бога, — то приносили жертвы Ваалу и золотым телицам, то неосмотрительно впадали во всякий вид нечистоты. Поэтому со всею справедливостью будут обвинять мать свою, но отнюдь не Любящего добродетель а истинно Всесвятого Владыку, Который блудодейцу не удостаивает иметь своею сожительницею. Образ же блуда непременно надобно понимать в духовном смысле, хотя и говорится о телесном.

Ст. 2-3 И отвергу блужения ея от лица моего, и любодейство ея от среды сосцу ее, яко да совлеку ю нагу, и поставлю ю якоже в день рожденья ея

Тем, которые не обращаются от своеволия к Богу и не имеют расположения исполнять угодное Ему, напротив упорно преданы любезному, не знаю почему, для них злу, назначается взыскание и наказание. Какое? А именно: к чему было лучше устремляться по своей воле, к этому-то самому они, наконец, обращаются как бы по необходимости и из-за страха. Как тяжелые и трудно излечимые телесные раны, если они не уступают силе лекарств и не обнаруживают никакой перемены к лучшему, или вырезываются железом, когда опытные врачи присоветуют этот способ врачевания, или уничтожаются прижиганием; так и душа человека, в котором обнаруживается большая наклонность к удалению от добра, если не подчиняется словам убеждения, побеждается наказаниями и уловленная сетями взысканий по необходимости обращается. Об этом и говорится у Иеремии: немощию и язвою накажешися Иерусалиме (Иер. 6, 8). Нечто подобное воспевает и божественный Давид о тех, которые имеют сильное стремление ко греху: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе (Псал. 31, 9). Как укротители зверей при помощи удил подчиняют своей воле тех из бессловесных животных, которые оказываются упрямыми и необузданными; так и Бог с людьми, преданными греху, для их пользы обращается подобным же образом. Посему пророки и праведники увещевали синагогу удаляться от служения идольского и воздерживаться от заблуждения, не знаю где изобретенного. И не только эти мужи, но и сам Бог угрожал подвергнуть их самым постыдным бедствиям, если они не захотят возвратиться к помышлениям и делам, угодным и любезным ему. Но они были упорны, грубы и непреклонны в своих мыслях. За это-то сделавшись военнопленными они прожили долгое время среди Ассириян и Мидян, где, находясь и будучи обременены игом рабства, они уже более не приносили жертв телицам (ибо как и где могли сделать это те, которые находились среди неизбежных бедствий?) и не призывали даже самого Ваала, но только постоянно оплакивали свои бедствия. Об этом и говорит Господь всяческих: и отвергу блужения ея от лица моего, и любодейство ея от среды сосцу ея. Уйдет она, говорит, в плен и уже не буду видеть ее, служащею Ваалу и приносящею всесожжения золотым телицам и по своей великой надменности как бы обнажающею сосцы своим любовникам. Напротив Я возрадуюсь, когда она будет поражена скорбью, подвергнется несчастиям, впадет в тяжкое бедствие в земле чужой и будет находиться во власти ужасных и жестоких владык. Все это наведу на нее: лишивши ее моей помощи, и предавши ее позору, так что она окажется такою же, какою была в начале, когда она переносила иго египетского владычества и была лишена моей милости, любви и мудрости законной. Итак синагога, сделав поворот и как бы пойдя назад, оказалась опять в том состоянии, в каком была (прежде), и лишилась вследствие своего неразумия, на средине пути, чести и славы. Этому учил нас и Сам Спаситель, говоря: егда нечистый дух изыдет от человека, преходит сквозе безводная места, ища покоя, и не обретает. Тогда речет: возвращуся в дом мой, отнюдуже изыдох: и пришед обрящет празден, пометен и украшен. Тогда идет и поймет с собою седмь иных духов лютейших себе, и вшедше живут ту: и будут последния человеку тому горша первых: тако будет и роду сему лукавому (Матф. 12, 43—45). В Израильтянах, когда они еще жили в Египте, как в идолослужителях обитал дух лукавый. Но потом он был изгнан, потому что они призваны были чрез Моисея к богопознанию. Когда же они сделались Господоубийцами и виновными в бесчисленных преступлениях; тогда для них последнее стало хуже первого, потому что в них поселился не один только, но целое полчище бесов; душа, отринувшая от себя охрану небесной благодати, наверно и весьма легко будет уловлена сатаною.

Толкование на пророка Осию.

Прп. Ефрем Сирин

Судитеся с материю своею, то есть Ефремляне судитесь с материю своею Самариею, а Иудеи - с Иерусалимом. Яко та не жена Моя, потому что стала покланяться тельцам, и совершать возлияния пред идолами. Пусть отвергнет блужение от лица своего та, которая распаляется похотью и срамит себя любодеянием. И любодейство от среды сосцу ея, то есть, идолов, тайно чтимых домом Иудиным. Ибо как открыто бывает лицо, так явно совершалось блужение Самарии; и как закрыты бывают сосцы, так втайне совершалось любодеяние Иерусалима.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 2–3 Судите мать вашу, судите; ибо она не жена Моя и Я не муж ее; пусть она удалит блудодеяния свои от лица своего и прелюбодеяния свои от грудей своих, чтобы Я не разоблачил ее до нага и не выставил ее, как в день рождения ее

Доселе слово было обращено к народу Израильскому, то есть к десяти коленам. Теперь начинается вторая глава и повелевается детям, то есть народу, судиться с матерью своею, которая родила их и которая, сделавшись из блудницы женою, не оставила прежнего образа жизни и стало блудодействовать с любовниками своими. И обрати внимание на снисходительность Мужа. С нею уже расторгнут брак, она уже отвержена, Он уже сказал ей: она не жена Моя и Я не муж ее, однако Он повелевает детям, чтобы они говорили не к жене Отца, которую Тот оставил, а к своей матери, которая родила их. Говорить же ей они должны, призывая ее к покаянию, чтобы она удалила блудодеяния от лица своего и прелюбодеяния от грудей своих. Блудодействующая – это та, которая вступает в связь со многими, а прелюбодействующая та, которая, оставив одного мужа, соединяется с другим. То и другое представляет собою синагога, которая если будет продолжать блуд и прелюбодеяние, то Бог снимет с нее те одежды и украшения, которые Он дал ей. Об этом пишет Иезекииль: в оньже день родилася еси, не обязаша сосец твоих, ни солию осолиша, и проидох сквозе тя, и нашел тебя ногою и обезображенною и смешену в крови твоей (Иезек. 16, 1–6). И немного спустя: Я облек тебя в виссон и в тонкие одежды и украсил тебя нарядом, и дал запястья на руки твои и ожерелье на шею твою (Иезек. 10–11). Это дал ей щедрый Муж тогда, когда нашел ее в Египте оскверненною чрез похоть идолослужения и раскладывающею для всех ноги свои. Поэтому теперь Он угрожает, что если она не захочет возвратиться к Мужу своему, то она таким же образом будет без Бога и Мужа, как прежде была в Египте. Чтобы не расширять постоянно книг чрез троякий род толкования, достаточно будет изредка напоминать, что сказанное относится и к иудеям, отрицающим Христа, и к еретикам, оставляющим веру в Господа, которых блудодеяние заключается собственно среди грудей и выражается в пристрастии к измышлению идолов и различных учений и которые возвратятся к дню своего рождения, так что если не покаются, то уподобятся язычникам.

И чтобы не обратил ее как бы в пустыню, и не сделал ее землею непроходимою и не уморил ее жаждою.

Если она не захочет исправиться, то Я сделаю то, что сделал в пустыне, так что они будут отведены в плен и падут в чужой земле, испытывая жажду всего хорошего и не будучи в состоянии возвратиться в свое отечество. Или пусть они выслушают [сказанное] в Евангелии: оставится вам дом ваш пуст (Матф. 23, 38). И пошлет ей Господь не голод хлеба и не жажду воды, а жажду слышания слова Божия(Амос. гл. 8). Об этом и Исаия говорит: будут, яко вертоград, не имый воды (Исаии 1, 30). Если еретики, отверженные Господом, не возвратятся в прежний дом, то будут испытывать такой недостаток во всем, что будет уничтожено даже то, чем они по-видимому обладают.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Лопухин А.П.

Судитесь с вашею матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего и прелюбодеяние от грудей своих

Со стихом 2-м начинается обличение преступлений Израиля. Как видно из ст. 3, 6, 8 речь ведется от лица Иеговы, а не от имени пророка. Судитесь с вашею матерью. Пророк представляет под образом матери целое общество Израиля, по отношению к которому отдельные члены являются детьми. Призыв пророка обращен к тем членам, которые во время уклонения в идолопоклонство целого народа, оставались верными Иегове. Судитесь, т. е. протестуйте, противостаньте нечестию, дабы предотвратить наказание. Двукратным повторением призыва (судитесь, судитесь) пророк выставляет на вид настойчивость этого призыва и необходимость скорей ему последовать. Пусть она удалит блуд от лица своего: обращение относится и к Гомери, очевидно, нарушившей брачный союз с пророком и к Израилю, осквернившему завет с Иеговою. По отношению к Израилю блудом является уклонение в служение Ваалам. В греч. и слав. т. вместо повел. накл. пусть удалит читается будущ. вр. и отвергу.