Немощию и язвою накажешися, Иерусалиме: да не отступит душа моя от тебе, да не сотворю тя непроходну, землю необитанну
Тем, которые не обращаются от своеволия к Богу и не имеют расположения исполнять угодное Ему, напротив упорно преданы любезному, не знаю почему, для них злу, назначается взыскание и наказание. Какое? А именно: к чему было лучше устремляться по своей воле, к этому-то самому они, наконец, обращаются как бы по необходимости и из-за страха. Как тяжелые и трудно излечимые телесные раны, если они не уступают силе лекарств и не обнаруживают никакой перемены к лучшему, или вырезываются железом, когда опытные врачи присоветуют этот способ врачевания, или уничтожаются прижиганием; так и душа человека, в котором обнаруживается большая наклонность к удалению от добра, если не подчиняется словам убеждения, побеждается наказаниями и уловленная сетями взысканий по необходимости обращается. Об этом и говорится у Иеремии: немощию и язвою накажешися Иерусалиме.
Толкование на пророка Осию.
Вразумись, Иерусалим, чтобы душа Моя не удалилась от тебя, чтоб Я не сделал тебя пустынею, землею необитаемою
Предшествовавшее время проводил ты в пустыне и в безмятежности, вовсе не поражаемый ничем для тебя неприятным, потому что Промысл еще не приготовил тебя к подвигам добродетели. Теперь же, находясь среди поприща на месте ратоборства, падаешь духом, колеблешься и сильно жалуешься. Не слышал ты разве, что без трудов и потов невозможно соплести венцов? Не слышал ты разве, как у Пророка Иеремии возлюбленный Богу Иерусалим, разумею душу твою, наказуется немощью и язвою (Иер. 6:8)?
Письма на разные темы. Монаху Анастасию.
Вразумись, Иерусалим, чтобы душа Моя не удалилась от тебя, чтоб Я не сделал тебя пустынею, землею необитаемою
Если Господь посещает нас бедствием, слава Богу: значит, Он еще любит нас и душа Его не отступила от нас. Он накажет и помилует нас.
Дневник. Том I. 1856.
Вразумись, Иерусалим, чтобы душа Моя не удалилась от тебя, чтоб Я не сделал тебя пустынею, землею необитаемою
Неправда и грабительство будет слышно в нем предо Мною всегда, расслабление и раны. Вразумись, Иерусалим, чтобы как нибудь не сделал Я тебя пустынею, землею необитаемою. LXX: Нечестие и бедствие будут слышны в нем пред лицем его. Всякою скорбию и наказанием ты вразумишься, Иерусалим, чтобы Я не сделал тебя землею непроходимою, необитаемою. Этим научаемся, что биет Господь всякого сына, его же приемлет, и потому ударами и испытаниями Иерусалим вразумляется к исправлению, чтобы не отступала душа Божия от него, чтобы не был он обращен в пустыню. Итак, если когда мы подвергаемся частым бедствиям, то будем в утешение свое вспоминать этот стишок: всякою скорбью и наказанием ты вразумишься, Иерусалим.
Шесть книг толкований на пророка Иеремию.
Вразумись, Иерусалим, чтобы душа Моя не удалилась от тебя, чтоб Я не сделал тебя пустынею, землею необитаемою
См. Толкование на Иер. 6:6