Толкования на Песн. 1:10

Свт. Григорий Нисский

золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блестками

См. Толкование на Песн. 1:8

Сщмч. Александр Глаголев

золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блестками

См. Толкование на Песн. 1:8

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 10-11 золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блестками. Доколе царь был за столом своим, нард мой издавал благовоние свое

Послушаем, что говорит невеста прежде, чем Жених ее пришел на землю, пострадал, сошел в ад и воскрес. Золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блестками. Доколе царь будет за столом своим (Песн. 1:10-11). До воскресения Господня и до появления света Евангелия невеста имела не золото, а подобие золота; а серебро, которое она обещает иметь в брачном союзе, имела разнообразное и различающееся у вдов, воздерживающихся и замужних. Потом Жених отвечает невесте и учит ее, что сень ветхого закона прошла и наступила истина Евангелия.

Против Иовиниана.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 10-11 золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блестками. Доколе царь был за столом своим, нард мой издавал благовоние свое

Действительно, они говорили о золотых подвесках, но не о самом золоте, поскольку таковы лучшие дары жениха, а те, что от его служителей, не имеют такой чести. Потому мы большее приносим почитание божественным Евангелиям; почитаем же и закон, и пророков, и писания святых апостолов.

На Песнь Песней.

Ориген

Ст. 10-11 золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блестками. Доколе царь был за столом своим, нард мой издавал благовоние свое

Все движения души Бог Строитель создал ко благу. Но в нашей жизни часто случается, что вещи, по природе благие, при злоупотреблении ими ведут нас ко греху. Одно из движений души - любовь: мы правильно распоряжаемся ею, если любим мудрость и истину; когда же наша любовь опускается до худшего, мы любим плоть и кровь. Ты же как духовный духовно вслушивайся в любовные слова Песни и учись движения твоей души и горение природной любви преображать к лучшему, как написано: Люби ее, и она охранит тебя, окружи ее, и она возвысит тебя (Притч. 4:8).

Мужья, любите своих жен (Еф. 5:25), - сказал апостол, но не остановился на сказанном: Мужья, любите своих жен. Он знал, что любовь мужей даже к собственным женам бывает постыдной; знал, что она бывает и угодна Богу, и, уча, как должны мужья любить своих жен, добавил: Мужья, любите своих жен, как Христос Церковь (Еф. 5:25). Это мы сказали в виде вступления к тому, что будет изложено далее.

Пока Царь в покое Своем - «преклонился, заснул как лев и как львенок» , - друзья жениха обещали невесте, пока он не встал, «сделать ей подобия золота и серебра», ибо у них нет золота, как у жениха. Здесь в иных словах возвещаются страдания Жениха [Христа], поэтому не неразумно отвечает невеста: она разумеет тайну страданий и, услышав: «Подобия золота сделаем тебе с серебряными знаками, пока царь в покое своем», отвечает: Нард мой издавал благовоние свое. Мирровый пучок - брат мой у меня; посреди грудей моих пребудет (Песн. 1:11-12). Как же мы согласуем предшествующее: пока царь в покое своем (Песн. 1:12а; LXX), с последующим: нард мой издавал благовоние свое (Песн. 1:12б; LXX)?

Рассказывает Евангелие, как «пришла женщина с алавастром благовония, нарда неподдельного, драгоценного», не та, что грешница, нет, сейчас моя речь о святой; ибо Лука рассказывает о грешнице, а Матфей, Марк и Иоанн - не о грешнице. Итак, пришла не грешница, но святая, имя которой упомянул Иоанн - ее звали Марией - «с алавастром благовония неподдельного, драгоценного и возлила на голову» Иисуса. Затем, когда вознегодовали ученики - не все, но один Иуда, сказавший: «Можно было продать его за триста динариев и раздать нищим», Учитель наш и Спаситель ответил: Нищих всегда имеете с собою… а Меня не всегда имеете. Она заранее приготовила Меня ко дню погребения. Поэтому где ни будет проповедано Евангелие сие, сказано будет о том, что она сделала, в память ее (Мк. 14:7-9). И в образе этой женщины, говорящей: Нард мой издавал благовоние свое, та возливает благовония на голову Иисуса. И ты возьми нард, чтобы, возлив сладкое благоухание на голову Иисуса, дерзновенно возвестить: Нард мой издавал благовоние свое и услышать ответную речь Иисуса: Где ни будет проповедано Евангелие сие, сказано будет о том, что она сделала, в память ее (Мк. 14:9). Сделанное тобой будет проповедано по всем народам. Когда же ты это сделаешь? Если станешь как апостол и скажешь: Мы Христово благоухание на всяком месте в спасаемых (2 Кор. 2:15), добрые дела твои будут нардом. Если же будешь грешить, грехи твои распространят вокруг зловоние, ибо говорит кающийся: Смердят, гноятся раны мои от лица безумия моего (Пс. 37:6). Не о [вещественном] нарде нам предлагает речь Святой Дух и не о том благовонии, что видимо глазами, написал Евангелист, но о нарде духовном, о нарде, «издававшем благовоние свое».

На Песнь Песней.

Беда Достопочтенный

Ст. 10-11 золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блестками. Доколе царь был за столом своим, нард мой издавал благовоние свое

Мы утираем нашими волосами эти ноги, когда вещами, которые нам даются в изобилии, мы участвуем в нужде бедствующих, а потому сбывается и о нас следующее: И дом наполнился благоуханием от мира (Ин. 12:3). То есть по мере нашего усердия мир наполнится молвой о нашем благочестии, подтверждая то, что мы искренним и чистым сердцем чтим и любим Бога и ближнего. Исполняется и то, о чем невеста хвалится в песне любви: Доколе царь был за столом своим, нард мой издавал благовоние свое (Песн. 1:11). Здесь буквально указывается на то, что Мария сделает однажды, а иносказательно - на то, что вся Церковь и каждая совершенная душа должна совершать.

Гомилии на Евангелия.

Лопухин А.П.

золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блестками

См. Толкование на Песн. 1:8