Толкования на Песн. 1:12

Свт. Григорий Нисский

Ст. 12-13 Мирровый пучок - возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает. Как кисть кипера, возлюбленный мой у меня в виноградниках Енгедских

Место расположения сердца, как говорят наблюдатели подобных вещей, - между грудей. Там, в том месте, говорит невеста, есть у нее узелок, где хранится доброе сокровище. Но, говорят, что сердце есть и некий источник в нас теплоты: из него по бьющимся артериям во все тело разделяется теплота, от которой телесные члены, согреваемые огнем сердца, делаются теплыми и исполненными жизни. Потому принявшая во владычественный ум благоухание Христа и сердце свое соделавшая узелком для такового фимиама, все отдельные житейские предначинания, как члены некоего тела, приуготовляет исходящим из сердца духом, чтобы они кипели и никакое беззаконие ни в одном телесном члене не охлаждало любви к Богу.

На Песнь Песней.

См. также Толкование на Песн. 1:8

Свт. Кесарий Арелатский

Ст. 12-13 Мирровый пучок - возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает. Как кисть кипера, возлюбленный мой у меня в виноградниках Енгедских

По этой причине должно быть ясно для твоего ума, что древо смоковницы есть прообраз закона, так же как и то, что виноградная гроздь предызображает Спасителя, как говорит Церковь в Песни Песней: Как кисть кипера брат мой (ср.: Песн. 1:13). Конечно, невозможно быть Христу без закона или закону без Христа, ибо, как мы говорили, закон наблюдается в Евангелии, Евангелие же есть исполнение закона.

Проповеди.

Сщмч. Александр Глаголев

Мирровый пучок - возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает

См. Толкование на Песн. 1:11

Прп. Нил Синайский

Ст. 12-13 Мирровый пучок - возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает. Как кисть кипера, возлюбленный мой у меня в виноградниках Енгедских

Нардом называет Его [Соломон] из-за распростершегося во всем чудотворения и доброделания, а мирровым пучком - из-за страдания, смерти и бесславия, явленного на кресте, поскольку, как в пучке, в теле Он собрал бездействующую силу Божества Своего. Ибо одно - верить творящему чудеса и прославляемому, и распятому, а другое - погребенному и почитаемому мертвым. Ведь людям свойственно исповедовать Его по Божеству, только если они почувствуют на себе благодеяния и уверуют под воздействием многих знамений, ведь действие чуда относится не столько к расположению, сколько к его видимости. А видеть Его страдающим и унижаемым и терпящим издевательства от негодяев и не соблазниться и не усомниться, но в обоих случаях сохранять одинаковое расположение - удел совсем немногих и, возможно, только совершенной души. <…> То, что Он у грудей невесты пребывает, показывает смирение Его (вплоть до того, чтобы стать младенцем) и восприятие человеческих страстей: голода и жажды, сна и телесной немощи.

На Песнь Песней.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 12-13 Мирровый пучок - возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает. Как кисть кипера, возлюбленный мой у меня в виноградниках Енгедских

У грудей моих пребывает (Песн. 1:12). То есть в руководящей части души, которая в расположенном меж грудей сердце покоится. И это же обнаруживает исполнение пророчества, высказанного Богом: Поселюсь у них, и буду ходить среди них, и буду Богом их, а они будут моим народом, говорит Господь Вседержитель (Лев. 26:11-12). Этот же Жених дает обещание, когда говорит, что: Мы, Я и Отец, придем и обитель у него сотворим (Ин. 14:23).

На Песнь Песней.

Ориген

Ст. 12-13 Мирровый пучок - возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает. Как кисть кипера, возлюбленный мой у меня в виноградниках Енгедских

Пучок мирры - то есть [мирровых] капель - брат мой у меня (Песн. 1:13; LXX). Из мирры, ониха, кассии, халвана, читаем мы в Исходе, по предписанию Бога был составлен фимиам [и] священническое помазание. Если же ты увидишь Спасителя моего, сходящего к земному и низкому, то увидишь, как из великой добродетели и Божественного величия истекает к нам как бы малая капля. Об этой капле и пророк воспел, говоря: И будет: из капли народа своего соберется Иаков, который должен собраться (Мих. 2:11-12; LXX). Как слова «Камень оторвался с горы без содействия рук» означают пришествие во плоти нашего Спасителя - ибо не вся гора снизошла на землю и не могла человеческая немощь вместить в себя величие целой горы, но камень с горы, камень преткновения и камень соблазна, снисходит в мир, - так и здесь [т.е. у Михея - прим. ред.] Он в переносном смысле называется каплей. Если все народы - как капля из ведра (Ис. 40:15), следовало Тому, Кто стал всем для спасения всех, и каплей стать для их освобождения. Ибо чем Он не стал для нашего спасения? Мы ничтожны - и Он уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Фил. 2:7). Мы народ глупый и неразумный - и Он стал Сам юродством проповеди (1 Кор. 1:21), чтобы стало немудрое Божие премудрее человеков (1 Кор. 1:25). Мы немощны - и стало немощное Божие сильнее человеков (1 Кор. 1:25). <…>

Мирровый пучок - брат мой у меня; посреди грудей моих пребудет (Песн. 1:13; LXX). Кто же столь блажен, что принимает гостя в главной части сердца, посреди грудей, в груди своей носит Слово Божие? Ибо здесь поется именно об этом: Посреди грудей моих пребудет.

На Песнь Песней.

Лопухин А.П.

Мирровый пучок - возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает

См. Толкование на Песн. 1:11