Толкования на Песн. 8:1

Свт. Афанасий Великий

Ст. 1-4 О, если бы ты был мне брат, сосавший груди матери моей! тогда я, встретив тебя на улице, целовала бы тебя, и меня не осуждали бы. Повела бы я тебя, привела бы тебя в дом матери моей. Ты учил бы меня, а я поила бы тебя ароматным вином, соком гранатовых яблоков моих. Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня. Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, - не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно

Так равно и Бог всяческих, по образному изречению премудрого Соломона 1), все распределил по временам и срокам, дабы повсюду в благопотребное время распространилось спасение человеков. Точно так же и Божия Премудрость (1 Кор. 1:24), Господь и Спаситель наш Иисус Христос, сходя в святые души… приготовляет друзей Божиих и пророков (Прем. 7:27). Итак, когда весьма многие молились об этом и говорили: Кто даст с Сиона спасение Израилю? (Пс. 52:7) - невеста, как написано в Песни Песней, молилась так: О, если бы ты был мне брат, сосавший груди матери моей!, то есть, чтобы «Ты стал подобен человекам и восприял на Себя вместо нас скорби человеческие». Потому и Господь всяческих, сотворивший времена и лета, лучше нас ведающий нужды наши, подобно доброму врачу, знает время, когда радоваться о получивших исцеление. Поэтому, когда подходящее время наступит, Отец ниспошлет Сына, согласно с обетованием.

Пасхальные послания.

Свт. Амвросий Медиоланский

Ст. 1-4 О, если бы ты был мне брат, сосавший груди матери моей! тогда я, встретив тебя на улице, целовала бы тебя, и меня не осуждали бы. Повела бы я тебя, привела бы тебя в дом матери моей. Ты учил бы меня, а я поила бы тебя ароматным вином, соком гранатовых яблоков моих. Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня. Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, - не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно

Там [в доме матери] ты учил бы меня. Видишь, как услажденная даром благодати Церковь жаждет проникнуть в глубочайшие тайны и все чувства свои Христу посвятить? До сей поры ищет, до сей поры возбуждает в себе любовь и просит, чтобы возбуждали ее в ней дщери Иерусалима, с помощью которых, то есть с помощью дружественных душ, жаждет вызвать в женихе более глубокую любовь.

О таинствах.


Какие груди у Церкви, если не Таинство Крещения? И хорошо сказано: «сосавший», - как бы о таком, который, будучи крещен, ищет молока. Встретив тебя на улице, - восклицает, - целовала бы тебя, то есть «обретя тебя вне тела, обнимаю лобзанием таинственного мира. Никто тебя не будет презирать и не уничижит; введу тебя в покои матери Церкви и в покои таинств, чтобы ты мог пить чашу духовной благодати».

На смерть императора Валентиниана.


Потому, так как Он вышел из совершенного состояния не ради себя, но других ради, то есть вышел из лона Отчего, так что вышел наружу, как Жених, выходящий из своего чертога, и отправился в путь 2), да обретет немощных, и да не пребудет на этом тайном престоле Отца и в свете этом, которого немощные вынести не могут, но да будет принят и введен в чертог невесты и в тайные покои ее, да будет вне Себя и внутри нас, да будет посреди нас, хоть и невидимый нами 3).

Взяла бы тебя, - говорит, - и ввела бы тебя. Истинно принимается и вводится Слово Божье, ибо стучится Оно в душу, да откроет она Ему дверь, и если не обретает дверь отворенной, то и не входит; если же кто откроет дверь, входит к нему и трапезу творит. Так невеста принимает Слово и, приняв Его, да научена будет.

Об Исааке, или о душе.


Не удерживайте молодых девиц, о которых написано: Поэтому девицы любят тебя (Песн. 1:2), и ввели тебя в дом матери моей (Песн. 8:2). Наконец, даже детей не удаляйте от любви ко Христу: о Нем в пророческом ликовании свидетельствовали даже те, которые были заключены еще в утробу матери 4).

О девстве.

Сщмч. Александр Глаголев

Ст. 1-4 О, если бы ты был мне брат, сосавший груди матери моей! тогда я, встретив тебя на улице, целовала бы тебя, и меня не осуждали бы. Повела бы я тебя, привела бы тебя в дом матери моей. Ты учил бы меня, а я поила бы тебя ароматным вином, соком гранатовых яблоков моих. Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня. Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, - не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно

Возлюбленная выражает страстное желание, чтобы ее отношения к Возлюбленному получили характер большей простоты и интимности.

Нормальная половая любовь, хотя и отлична по природе и характеру от любви по крови и свойству, но в отношении интимности, простоты и непосредственности, первая естественно берет за образец вторую; и потому как Жених книги Песни Песней не раз именовал Невесту сестрою (IV, 12), так и Невеста, не удовлетворяясь положением своим – первой из цариц (VI, 8–9), жаждет теснейшего невозбранного общения с своим Женихом – на подобие ласк сестры и брата. При этом главенствовать должен Жених-брат – он должен учить Невесту-сестру (ст. 2), а она должна дарить ему беззаветную любовь и преданность. Ст. 3 повторяет сказанное в ст. 6 гл. II-ой. По объяснению проф. Олесницкого, в рассматриваемых стихах «земля, совершившая свой летний труд и сдавшая свои плоды, выражает желание, чтобы солнце было ее братом, т.е. неразрывно пребывало вместе с нею для того, чтобы ее виноградники и гранаты непрерывно цвели, чтобы старые плоды немедленно сменялись новыми. Песнь опять оканчивается обращенным к дочерям Иерусалима заклинанием не нарушать царствующей в природе любви и гармонии» (цит. соч. стр. 377).

Комментарий на книгу Песни Песней Соломона.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 1-4 О, если бы ты был мне брат, сосавший груди матери моей! тогда я, встретив тебя на улице, целовала бы тебя, и меня не осуждали бы. Повела бы я тебя, привела бы тебя в дом матери моей. Ты учил бы меня, а я поила бы тебя ароматным вином, соком гранатовых яблоков моих. Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня. Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, - не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно

Ввела его в дом матери моей и в чертог зачавшей меня (Песн. 3:4; LXX). Что же есть жилище Всесвятого Духа (ведь Он породил невесту), если не Божий храм, напоминающий вышний Иерусалим, войдя в который дерзают собеседовать с Женихом те, кто сподобился звания невесты? И там она говорит: …поила бы тебя ароматным вином, соком гранатовых яблоков моих (Песн. 8:2). Ароматным вином она называет учение, обустроенное по Божьей благодати так, что оно снабжено пряностями и стало благоуханным. Под соком гранатовых яблок она подразумевает пользу, происходящую от плодов любви.

На Песнь Песней.

Юлиан Экланский

Ст. 1-4 О, если бы ты был мне брат, сосавший груди матери моей! тогда я, встретив тебя на улице, целовала бы тебя, и меня не осуждали бы. Повела бы я тебя, привела бы тебя в дом матери моей. Ты учил бы меня, а я поила бы тебя ароматным вином, соком гранатовых яблоков моих. Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня. Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, - не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно

А здесь от ее лица говорится о многих свойствах младенчества Господа, которые нам необходимо уразуметь. Во-первых, о том, что это был Сам Творец миров, рожденный от соединения мужского и женского, Который образовал Себе тело в Деве без участия мужа. Далее, что не существует греха, врожденного человеку, поскольку Он вышел из нее облаченный истинной плотью и не имея порока 5). И наконец, что невозможно, избежав нечестия, приписать наше возникновение трудам дьявола, если Дева радуется истинному Богу не только как Создателю, но и как Тому, Кто живет с ней рядом.

На Песнь Песней.

Лопухин А.П.

Ст. 1-4 О, если бы ты был мне брат, сосавший груди матери моей! тогда я, встретив тебя на улице, целовала бы тебя, и меня не осуждали бы. Повела бы я тебя, привела бы тебя в дом матери моей. Ты учил бы меня, а я поила бы тебя ароматным вином, соком гранатовых яблоков моих. Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня. Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, - не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно

Нормальная половая любовь, хотя и отлична по природе и характеру от любви по крови и свойству, но в отношении интимности, простоты и непосредственности, первая естественно берет за образец вторую; и потому как Жених книги Песни Песней не раз именовал Невесту сестрою (ст. 4:12), так и Невеста, не удовлетворяясь положением своим — первой из цариц (6:8–9), жаждет теснейшего невозбранного общения с своим Женихом — наподобие ласк сестры и брата. При этом главенствовать должен Жених-брат — он должен учить Невесту-сестру (ст. 2), а она должна дарить ему беззаветную любовь и преданность. Ст. 3 повторяет сказанное в ст. 6 гл. II-ой. По объяснению проф. Олесницкого, в рассматриваемых стихах «земля, совершившая свой летний труд и сдавшая свои плоды, выражает желание, чтобы солнце было ее братом, т. е., неразрывно пребывало вместе с нею для того, чтобы ее виноградники и гранаты непрерывно цвели, чтобы старые плоды немедленно сменялись новыми. Песнь опять оканчивается обращенным к дочерям Иерусалима заклинанием не нарушать царствующей в природе любви и гармонии» (цит. соч. с. 377).

Толковая Библия.