Толкования на Прем. Соломона 2:1

Свт. Филарет (Дроздов)

Неправо умствующие говорили сами в себе: «коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти, и не знают, чтобы кто освободил из ада

См. Толкование на Прем. Соломона 2:3

Еп. Виссарион (Нечаев)

V. Паримия из книги Премудрости Соломоновой

В сей паремии, составленной из стихов, собранных из разных глав книги (6:1-14; 6:11. 17. 18. 21–23; 7:15. 16. 21. 22. 26. 27. 29; 10:9. 10. 12; 7:30; 11:1. 10–17. 19–22; 15:1; 16:8. 13), с присовокуплением двух стихов из книги Притчей в начале (29:2) и в конце паремии, восхваляется истинная премудрость и изобраается злоба против ревнителей ее со стороны врагов. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих.

Ст. 1 и 10 Рекоша же в себе, помысливше неправедно: насильствуим праведному, и не пощадим преподобства его, ни усрамимся седин старости многолетны

С этих слов до 20 стиха воспроизводятся речи нечестивых, дышущие злобой на ревнителей праведности. Не имея веры в промысл Божий и в загробную жизнь, нечестивые помышляют только о чувственных наслаждениях в земной жизни: роскошь, сластолюбие и любострастие – вот цель их стремлений, как это изображено в предшествующих 2–9 стихах книги Премудрости. Но с пристрастием к чувственным наслаждениям соединяется в них жестокость в отношении к ближним. Истощив средства для удовлетворения своих страстей, они посягают на чужую собственность. Не смея нападать на богатых и сильных, которые могут сделать им отпор, они решаются грабить тех, со стороны которых не опасаются сопротивления, – на бедных, на вдов и стариков, и притом из среды ревнителей правды. Насильствуим, рекоша они в себе, – промеж себя, – праведному убогу и не пощадим преподобства его. Для нас дела нет до того, что он святую жизнь ведет, – нам нужны его деньги и мы отнимем их у него без всякой жалости7. – Ни усрамимся седин старости многолетны: пусть кто хочет чтит старцев за седины и благочестие; нам же они несносны с своими обличениями и вразумлениями, имеющим цену для слабодушных, а для нас только досадными.

Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.

Лопухин А.П.

Ст. 1-5 Неправо умствующие говорили сами в себе: «коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти, и не знают, чтобы кто освободил из ада. Случайно мы рождены и после будем как небывшие: дыхание в ноздрях наших - дым, и слово - искра в движении нашего сердца. Когда она угаснет, тело обратится в прах, и дух рассеется, как жидкий воздух; и имя наше забудется со временем, и никто не вспомнит о делах наших; и жизнь наша пройдет, как след облака, и рассеется, как туман, разогнанный лучами солнца и отягченный теплотою его. Ибо жизнь наша - прохождение тени, и нет нам возврата от смерти: ибо положена печать, и никто не возвращается.

Учение современных писателю иудеев-вольнодумцев о судьбе человека по смерти и

Излагаются взгляды вольнодумцев на человеческую жизнь и на судьбу человека по смерти.

В греческом тексте 1-й ст. 2-ой гл. связан с предшествующим частицей — γαρ — «ибо» (είπον γαρ…), значит этот стих дает основание для мысли предшествующего 16 ст. и тесно с ним связан. Нечестивые потому достойны смерти (1:16), что они на жизнь смотрят, как на случайность и ни в какое бессмертие не верят (2:1).

«Неправо умствующие» (λογίζεσθαι ούκ ορθώς) — это — не неправильно мыслящие; берется здесь не интеллектуальная сторона, а нравственная: люди превратно настроенные (см. о λογισμός замеч. к 1:3 ст.).

«Говорили сами в себе», вернее между собою (μηδείς ήμών).

Вольнодумцы высказывают три мысли: 1) о краткости человеческой жизни; 2) о неизбежности смерти и 3) отрицают возможность жизни для человеческого духа по смерти тела.

«Коротка и прискорбна наша жизнь…» Подобные выражения мы находим и в других местах Св. Писания (Быт. 47:9; Иов. 14:1–2 ст.; Пс. 38:6–7), но там они сказаны с другим настроением. «Прискорбной» жизнь считается у нечестивцев тогда, когда она не разнообразится чувственными удовольствиями (2:5–9).

«И не знают, чтобы кто освободил из ада». Ад в устах нечестивцев означает вообще состояние по смерти. Своими словами они хотят сказать, что из мертвых никто не возвращается, следовательно, по их мнению, смерть полагает конец всему.