Толкования на Прем. Соломона 6:17

Еп. Виссарион (Нечаев)

V. Паримия из книги Премудрости Соломоновой

В сей паремии, составленной из стихов, собранных из разных глав книги (6:1-14; 6:11. 17. 18. 21–23; 7:15. 16. 21. 22. 26. 27. 29; 10:9. 10. 12; 7:30; 11:1. 10–17. 19–22; 15:1; 16:8. 13), с присовокуплением двух стихов из книги Притчей в начале (29:2) и в конце паремии, восхваляется истинная премудрость и изобраается злоба против ревнителей ее со стороны врагов. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих.

Ст. 17-18 Начало бо ея любы и соблюдение закона

Под любовью, как началом мудрости, разумеется здесь не вообще любовь, а любовь к мудрости, к чему предложено увещевание в предшествующем стихе паремии. Любовь к мудрости есть, действительно, начало и залог мудрости: без любви к ней ничему не научишься. С этою любовью должно быть соединено соблюдение закона, ибо в злохудожну (в порочную и злую) душу не внидет премудрость (Прем. Сол. 1:4); ее вместилище – чистое сердце. Нечистое сердце – мутная вода, в которой не отражается свет солнца.

Слова рассмотренного стиха заключаются в 17 и 18 стихах библейского текста, но в другом виде и составе, – именно: «начало мудрости есть искреннейшее желание учения, а забота об учении – любовь, любовь же – хранение законов ея».

Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.

Лопухин А.П.

Ст. 17-21 Начало ее есть искреннейшее желание учения, а забота об учении - любовь, любовь же - хранение законов ее, а наблюдение законов - залог бессмертия, а бессмертие приближает к Богу; поэтому желание премудрости возводит к царству. Итак, властители народов, если вы услаждаетесь престолами и скипетрами, то почтите премудрость, чтобы вам царствовать во веки

В этом отделе писатель сначала повторяет ранее высказанную мысль, что в стремлении к премудрости — начало и условие ее приобретения, а затем целым рядом посредствующих посылок приходит к заключению, что премудрость приводит к господству («царству») в истинном и собственном смысле, т. е. к высшему достоинству и блаженству в будущей жизни. Это заключение он предлагает вниманию властителей народов, в надежде, что если они услаждаются временным владычеством, то тем более должны предпочесть премудрость, которая дает вечное царство.

«Наблюдение законов — залог бессмертия…» не телесного, а духовного, в блаженном общении с Богом (см. замеч. к I:12 ст.).