Толкования на Пс. 2:3

Свт. Афанасий Великий

Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их

Расторгнем узы Их. Здесь не достает слова «говоря», чтобы вышел такой смысл: собрались на Господа и на Христа Его, говоря: расторгнем узы. Ибо не восхотели быть в священной мрежи, о которой написано: подобно есть царствие небесное неводу (Мф. 13, 47). И отвержем от нас иго Их, т. е. тяготу закона, о котором сказал Господь: иго Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 11, 30).

Толкование на псалмы.

Свт. Феофан Затворник

Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их

Расторгнем. Подразумевается: говоря, которое часто в такого рода разговорной речи опускается (см., например: Ис. 3,6). Еврейское слово, выражение дает мысль об отвержении нечаянном, быстром, насильственном, соединенном со вредом и порчею вещи, отверженной по причине нетерпения ее или презрения к ней… Так расторг Сампсон верви как нити (см.: Суд. 16,9-12; сличи: Иер. 2,20; 5,5; 30,8; Наум. 1,13; Пс. 106,14). Из сих мест видно, что здесь разумеется крайняя дерзость народов и властей их против небесного учения, по которой, сговорившись будто, решили они не слушать его, подобно пленным, или осужденникам взбунтовавшимся, или диким коням, кои, сбросив всадника, несутся вперед и всё попирают по пути.

Узы их, то есть Господа и Христа Его,— правила, догматы и учреждения, коими отлучается безбожие и суеверие и нравы развращенные, страсти и все недобрые порядки жизни и заповедуется противоположное тому; чем связывается свободная воля, как узами какими, подобно тому, как сковывают диких зверей, чтобы не шатались по произволу и не вредили тем, кои спокойно живут в исправлении своих дел. Такого рода узы суть: самоотвержение, покорение разума в послушание Христово (ср.: 2Кор.10,5), отложение ветхого человека и облечение в нового, любовь от чистого сердца, совести благия и веры непорочныя (ср.: 1Тим. 1,5). Сюда же принадлежит и страх Божий, коим удерживаются в пределах долга (см.: Иов. 30,11; Мф. 11,29). Употребленное здесь еврейское слово происходит от глагола: иасар — наказывать, чем указывается на Божию дисциплину, коею нарушители воли Его удерживаются в своем чине (см.: Пс. 106,14; Иов. 39,5; Иер. 5,5; 2,20; 27,2; 30,8; Наум. 1,13. Кроме этих мест это слово еще не встречается).

Отвергнем презрительно, с отвращением и нетерпением, с силою и напряжением (ср.: Пс. 50,13; Еккл. 3,5-6)!

Иго их (funes densos), туго стягивающее ярмо из вервей, то есть строгие правила веры и жизни, коими вяжут нашу совесть (religio от ligare— вязать). Врагам Христовым кажется несовместимым с высоким их о себе мнением позволить вязать себя такому учению, которое разуму представляется безумием, а плоти тяжелым и несносным игом; хотят свободы воли и нестесненности поведения. Не хощем, да царствует над нами! (ср.: Лк. 19,14). Отыди — путей Твоих ведети не хощем (ср.: Иов. 21,14). (Сличи по Еврейскому тексту: Лев. 23,40; Неем. 8,15; Иез. 20,28; 19,11; 31,3, 6,14; Исх. 28,14,22; 39,15; Мих. 7,3. Также: Ис. 5,18; Пс. 128,4; Иов. 39,10; Иез. 3,25; 4,8; Суд. 15,13-14; 16,12; Исх. 28,14, 14; 39,17-18). Из мест сих видно, что сказанным словом (абот-ей) означается властвование твердое, всестороннее, обязывающее к повиновению, сильное и тяжелое и для нечестивых нестерпимое; почему они и не хотят ему подчиняться.

Толкование на некоторые псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Расторгнем узы Их, и отвержем от нас иго Их

Ибо сказано: «иже не чтит Сына, не чтит и Отца» (Ин.5:23). И не без причины за игом Сына свергают с себя иго Отца. Но мне кажется, что Пресвятый Дух уверовавшим повелевает сказать это: «расторгнем узы их», т. е. узы нечестивых язычников, и «отвержем от себя иго их», т. е. иго беззаконных Иудеев, восприимем же на себя благое иго Христово; потому что таково Господне слово: «возмите иго Мое на себе: иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф.11:29–30).

Евфимий Зигабен

Расторгнем узы их, и отвержем от нас иго их

Слова эти сказаны или от лица Духа Святаго, заповедующего верующим потомкам отстать от идолопоклонства язычников и от нечестия иудеев, расторгнув узы рабства первых, коими они связывались, и свергнув с себя иго последних, коим они под законом тяготились, как бременем невыносимым и убивающим, а в замен того воспринять на себя иго и бремя Христово благое и легкое, тяжесть закона и самые узы рабства любовию растворяющее и животворящее (Мф. 11, 30; 1 Иоан. 5, 3). Или же сказаны они (что вернее с самым контекстом речи) от лица тех, которые, возмутившись и словом и делом, распяли Христа на кресте, свергли с себя иго повиновения Сыну и порвали узы всякого подчинения Отцу, с коими связаны они были по самому закону природы.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их.

Пророк показывает причину, чего ради царие и князи с языки и людьми возстали на Христа, а именно, чтоб не быть принужденными покориться закону Его, который противен чувствам плоти и человеческому мудрованию. Таким образом, слова сии глаголются от лица царей и князей нечестивых, аки бы сказал Пророк: предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его, глаголюще между собою: расторгнем узы их, то есть, не попустим подвергнуть себя законам Мессии, глаголемаго Христа, ниже покоримся Господу, пославшему Его. Здесь заметить должно, что слова, в стихе сем положенныя, все суть преносныя. Они показывают свойство закона, каков он есть по мнению людей нечестивых. Ибо закон Господень для нечестивых есть иго претяжкое, и узы неудобь носимыя, тогда как тот же закон для людей благочестивых слаждше паче меда и сота, и вожделеннее паче злата и каменя честна многа, как сказано в Пс. 18:11.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их

См. Толкование на Пс. 2:1

Лопухин А.П.

Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их

«Расторгнуть узы» и «свергнуть оковы» выясняют цель восстания. Могущество Давида возросло до высокой степени. Чтобы положить конец его дальнейшему развитию, оставшиеся независимыми соседние языческие народы возбудили против Давида уже покоренные им племена и соединились с ними, чтобы общими силами сломить его распространявшуюся власть. Таким и было восстание аммонитян (2 Цар X:6-13), которые возбудили против Давида и сирийцев (X:6-7), ранее уже покоренных Давидом (2 Цар VIII:5-6).

Прот. Григорий Разумовский

Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их

По переводу с еврейского стих сей читается так: «Расторгнем узы их и свергнем с себя оковы их». Эти слова псалмопевец пророк влагает в уста врагов Христовых и тем как бы от лица их самих объясняет причину, почему цари и князи с народами и людьми восстали против Христа. Возвещенный Господом Иисусом новозаветный нравственный закон Его – закон «духовной жизни» (Рим. 7:14; Мф. 5:21–22) – противен греховной природе человека, погрязшего в чувственных страстях, и идет совершенно в разрезе с мудрованиями плоти, и таким характером своим этот новый закон духовный, не тяжкий (1 Ин. 5:3) для праведных и благочестивых, а напротив, освобождающий их от рабства греху и дьяволу (Рим. 8:2), является тяжким для нечестивых царей, князей и народов, является для них таким законом, который как бы возлагал на них узы и тяжелые оковы. И вот, начиная восстание против Господа Бога и Христа Его, эти цари и князи собираются как бы на общее совещание и во всеуслышание объявляют: «Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их». Но зачем забывают нечестивые, как они, при всем их могуществе, бессильны и ничтожны пред величием и всемогуществом Творца мира и Судии всех Бога?!

Объяснение священной книги псалмов.