Толкования на Пс. 9:9

Свт. Иоанн Златоуст

И той судити имать вселенней в правду, судити имать людем в правоте

Видишь ли, как пророк мало-помалу усиливает речь? Упомянув о пре­столе, он изображает свойства этого престола, который составлен не из дерева или другого какого-нибудь вещества, но из правды. Он основан, говорит, на правде. «Судить вселенную по правде». Говорит и о настоящем, и о будущем. Суд всеобщий будет там, а частный бывает и здесь; Бог совершает многое и теперь, чтобы люди бесчувственные не по­думали, будто все существует без Промысла. Если здесь не все получают венцы, не удивляйся этому: «ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную» (Деян.17:31); а настоящая жизнь есть поприще, место подвигов, время борьбы. Поэтому не все здесь получают по заслугам, но там угото­ваны праведникам награды, а грешникам наказания. Здесь – ожидание и долготерпение, чтобы грехи были очищаемы покая­нием, а там – не то. Так человекоубийца, пока находится на пути, может исправиться и избежать наказания, а когда подвер­гнется приговору судии, тогда для него остается меч, палач и могила. Так и здесь: пока мы находимся в настоящей жизни, то для нас возможно исправиться и избежать наказания; а когда отойдем туда, то будем плакать тщетно, – потому что «приготовил Он для суда престол Свой». Не погрешит и тот, кто слово: «приготовил» будет понимать так, как оно сказано, – потому что у Бога все готово, и наказания, и венцы, и приговоры. Для Бога нет ни ожидания, ни времени, ни промедления, и живые не предварят умерших, как говорит Павел: «мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших» (1Фес.4:15).

«Будет судить людей по правоте». Посмотри на муд­рость пророка, как он говорит и о настоящем, и о буду­щем; о настоящем: «наказал народы, и погиб нечестивый»; о будущем: «приготовил Он для суда престол Свой, и Он будет судить вселенную по правде». Он делает это для того, чтобы неверую­щие будущему убедились доказательствами из настоящего.

Беседы на псалмы. На псалом 9.

Блж. Феодорит Кирский

и той судити имать вселенней в правду, судити имать людем в правоте

См. Толкование на Пс. 9:7

Евфимий Зигабен

И Той судити имать вселенней в правду (по правде) судити имать людем в правоте (праведно)

Вселенною пророк называет верующих, у которых, как мы веруем, Бог имеет свое жилище, обитая в рассеянных повсюду храмах Божиих, людьми же называет пророк вообще всех людей – из неверующих язычников, у которых повсюду рассеяны глухие заросли страстей, где прячутся, подобно зверям, демоны. И Господь тех и других станет судить не одинаково, но испытуя каждого по его силам и судя одних по вере, других по неверию их. Или также: прибавляя выражение имать судити людем, пророк имел в виду пояснить этим еще более понятие вселенной, представив после содержащаго и самое содержимое им. Указание на суд (судить) имеет здесь то значение, что предрекаемый пророком судия будет судиею прямым, праведным и неподкупным.

Лопухин А.П.

и той судити имать вселенней в правду, судити имать людем в правоте

См. Толкование на Пс. 9:8

Прот. Григорий Разумовский

и той судити имать вселенней в правду, судити имать людем в правоте

См. Толкование на Пс. 9:8