Толкования на Пс. 24:12

Прав. Иоанн Кронштадтский

Ст. 12-13 Кто есть человек бояйся Господа? законоположит ему на пути, егоже изволи. Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю

Боящимся Бога Господь помогает идти по благому пути, который они избрали: Он просвещает их ум и совесть для того, чтобы они уразумели и усвоили себе законы Господни. Следствием богобоязненности или исполнения заповедей Божиих для души нашей бывает внутренний мир и чистая, святая радость, так что душе человека богобоязненного бывает очень хорошо, благо: душа его во благих водворится. Так как человек богобоязненный есть верный слуга Творца мира и всех людей и споспешествует намерению Божию распространить верных, любящих чад Божиих, наследников Царствия Небесного, то Господь умножает от него потомство на земле, так что от множества иногда нельзя и сосчитать его: и семя его наследует землю.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 12-13 Кто есть человек бояйся Господа? законоположит ему на пути, его же изволи. Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю

Отсюда начинает Пророк наставление, предлагает полезный совет, и боящимся Господа обещает всякое о них промышление. И поелику много различных родов жизни благочестивой, жизнь монашеская и обшежительная, жизнь пустынная и городская, жизнь частная и военная, царственная и промышленная, мореходная, земледельческая и другие многие и разные роды жизни; в каждом же роде жизни можно угождать Богу: то не без причины изрекло пророческое слово: «кто есть человек бояйся Господа? законоположит ему на пути, его же изволи», то есть, в том роде жизни, какой решился человек проводить, даст ему приличные и сообразные законы. Так божественный Иоанн Креститель вопрошавшим мытарям, что им делать, советовал, не брать больше установленнаго, и воинам – никого не обижать, довольствоваться оброками, то есть, определенною пищею (Лк.3:12–14). Так божественный Апостол предписал в отношении друг к другу законы рабам и господам, детям и родителям, мужьям и женам (Еф.6). Посему исполнившим сии законы пророческое слово обещает и наслаждение души благами, и благословение семени. Ибо «душа его во благих водворится, и семя его наследит землю». И поелику чадородие и то, чтобы оставить по себе наследников, всего вожделеннее Иудеям, а тоже самое желательно и ныне избирающим жизнь общественную; то Пророк побуждает с сего восходить к деланию добродетели.

Евфимий Зигабен

Кто есть человек бояйся Господа? законоположит ему на пути, егоже изволи

Кто есть человек бояйся Господа

Не многие, говорит, найдутся такие, которые боялись бы Господа. Если же и найдутся; то послушай, какие воздаяния обещаются им.

Законоположит ему на пути, его же изволи (который он избрал)

Различны пути спасающихся, или, по Феодориту, роды жизни: например, иной род жизни общежительной, иной отшельников и молчальников, иной трудящихся и иной созерцателей, а других еще другой. Но все сии роды жизни ведут человека к Богу. Итак, какой род жизни не изберет боящийся Бога, в том будет Бог и наставником ему учащим, что должен он делать, как мы изъяснили это выражение — «законоположит» — выше. А под страхом Божиим ты должен понимать не просто сим именем выражаемый, но сердечный и всю душу наполняющей.

К сему можно присовокупить слова Феодорита: Так Божественный Иоанн Креститель, когда вопрошали его мытари, что должно делать, советовал—ничего не брать сверх приказанного; воинам же никому не докучать, но быть довольными своим хлебом, то есть, определенным им пайком. Так и Божественный Апостол дал соответственные законы и рабам и господам, и детям и отцам, и женам и мужьям.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Кто есть человек бояйся Господа? законоположит ему на пути, егоже изволи.

Пророк творит подобно любящим, которые то воздыхают о вещи любимой, то хвалят оную, то паки воздыхают. Любил муж праведный благодать Божию, желал отпущения грехов, просил дара жить по правилам закона, и угождать Богу. Сего ради и ныне того же просит, и ово убо хвалит благодать сию, ово поведает благополучие людей боящихся Бога, то есть, стяжавших благодать сию, ово сам паки желает и просит того же. В сем убо стихе и в двух последующих исчисляет благая, приобретаемая людьми, боящимися Бога. Кто есть, глаголет, человек боящийся Бога? Аки бы рекл: да изыдет на среду человек, истинно боящийся Бога, и аз возвещу ему благополучие его. Законоположит ему на пути, егоже изволи. Сие есть начало того благополучия, которое Пророк описывать предприял, и которое состоит в том, что человек, боящийся Бога, то, во-первых, иметь будет, что Бог научит его на пути, егоже изволи, то есть, вразумит, как жить и обращаться во всяком состоянии жизни, каковое бы он ни избрал. Ибо многие и различные в жизни сей находятся образы жительствования, яко то: духовные и мирские, частные и общественные, гражданские и сельские, купеческие и воинские, царские и подданнические, свободные и рабские, и другие многие и различные, и в каждом из оных возможно угодить Богу. Глаголет убо: законоположит ему на пути, егоже изволи: то есть, во всяком роде жизни, какой бы кто себе ни избрал, Бог предпишет приличные и полезные законы. Тако блаженный Иоанн Креститель, вопрошающим его народам, что подобает творити, ответствовал: имеяй две ризы, да подаст неимущему, и имеяй брашна, такожде да творит (Лк. 3:11). Воинов же увещавает, дабы никого не обижали и не оклеветывали, но чтоб были довольны своими оброками (Лк. 3:14). Тако и Божественный апостол Павел взаимные законы положил и господам и рабам, и родителям, и чадам, и мужам, и женам (Еф. 6:1).

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Кто есть человек бояйся Господа? законоположит ему на пути, егоже изволи

Всякому (кто есть человек бояйся Господа – каждому человеку и проч.), кто боится Его, Бог дает руководство, внутреннее указание, как идти путем закона, на который уже вступил он; а хождение путем закона Божия привлекает особенную милость Божию и надежную опору (державу Господь) во всякой опасности. Поелику же псалмопевец искренно стремится идти путем закона и поелику он, укрепляясь испрашиваемою благодатию, надеется в будущем также вполне совершенно поступать пред Богом, то он уверен, что Бог и в настоящем его бедствии не оставит без Своей помощи. С смелою надеждою он взирает на Господа, умоляя Его призреть на него в его тяжелом и опасном положении, защитить его угнетаемого от бедствий и освободить от них.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 12-14 Кто есть человек бояйся Господа? законоположит ему на пути, егоже изволи. Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю. Держава Господь боящихся его, и завет его явит им

Здесь перифраз основной мысли Второзакония, по которой верный Богу будет наслаждаться как духовными благами, так и внешне-материальными. - «Тайна Господня - боящимся Его, и завет Свой Он открывает им», т. е. Господь настолько близко становится к благоговеющим пред Ним, что сообщает им все, скрытое от других. Здесь нужно разуметь непосредственное воздействие Бога на человека сообщением ему откровения и внутреннее руководство им.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 12–13 Кто есть человек бояйся Господа? законоположит ему на пути, егоже изволи. Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю

Если есть человек, боящийся Господа, как бы так говорит пророк, то пусть знают, какие воздаяния ему обещаются. Во-первых, Сам Господь укажет ему в Своем законе правила, как проходить тот путь, который он избрал, или, что то же, как проводить тот род жизни, который ему предназначен. В жизни человека различны бывают состояния, или так называемые роды жизни и соответственные им звания; таковы, например, звания и состояния: городское, сельское, воинское, купеческое, крестьянское, духовное, монашеское, мирское и проч. Каждому человеку или по рождению и воспитанию предназначено то или другое звание и состояние, или он сам избирает таковое по своему изволению. И для каждого из этих состояний есть особые законы и правила, основанные на законоположениях Божественных. Человек верующий и боящийся Бога, руководствуясь в своем образе жизни указанными ему правилами и законами, идет, значит, по пути, узаконенному Богом. И наоборот, человек, нарушающий правила и законы своего звания, уклоняется от истинного пути, указанного ему Богом, и тем самым обнаруживает недостаток страха Божия или совершенное безверие. Во-вторых, душа благочестивого и богобоязненного человека исполнится благ, будет наслаждаться благами беспрерывно, – во благих водворится, т.е. будет пребывать, жить среди благ, которые уготованы «боящимся и любящим Бога» (1 Кор. 2:9). И не только будущими благами будет наслаждаться душа боящегося Бога, но и в настоящей жизни она не лишится благоденствия. Радость ли, утешение пошлет ему Бог – он с благодарностью будет наслаждаться ими, или, наоборот, попустит на него скорби и горести – он перенесет их с терпением и также с благодарностью в уповании и ожидании будущего воздаяния. Следовательно, в том и другом случае он благодушествует: любящим Бога, по слову апостола, «вся поспешествуют во благое» (Рим. 8:28), и самые скорби обращаются в радость. В-третьих, не только сам боящийся Бога будет благополучен и во благих водворится, но и семя его наследит землю, т.е. потомство его будет пользоваться правами благословения Божия, данного Богом Аврааму и его потомкам, или, что то же, будет жить на земле спокойно, и никто не причинит ему зла.

Объяснение священной книги псалмов.