Толкования на Пс. 28:6

Свт. Афанасий Великий

И истнит я яко тельца ливанска: и возлюбленный яко сын единорожь

И истнит я яко тельца Ливанска. Телец означает жертвенник. И возлюбленный яко сын единорожь. Возлюбленный сонм Апостолов сделался сыном единорогов. Единороги суть святые пророки и патриархи, а сыны их – святые Апостолы: потому что в едином Боге имели рог и силу.

Толкование на псалмы.

Свт. Василий Великий

и истнит я яко телца Ливанска: и возлюбленный яко сын единорожь

«И истнит я яко тельца Ливанска». Припомни, что в книге Исхода сказано о тельце, который слит был для идолослужения и которого Моисей «истнил» и напоил народ (см.: Исх. 32,20). Наподобие сего тельца Господь истребит весь Ливан и преобладающий в нем обычай идолослужения.

«И возлюбленный яко сын единорожь». Единородный Сын, дающий жизнь миру, когда приносит Себя в «приношение и жертву Богу» за грехи наши (ср.: Еф. 5,2), тогда именуется и «агнцем Божиим и овчатем» («се», говорится, «агнец Божий»- Ин. 1,29; и еще: «ко овча на заколение ведеся»- Деян. 8,32). А когда нужно Ему отмстить и низложить владычество, превозмогшее над родом человеческим, какую-то зверонравную и ожесточенную силу, тогда называется «сыном единорога». Ибо единорог, как знаем из Иова, есть животное, по силе неодолимое, людям не покоряющееся; о нем сказано, что «е привяжеши его ремением и не поспит при яслех» (ср.: Иов. 39,10,9). В том же месте пророчества говорится многое другое о любви сего животного к свободе и о неповиновении его человеку.

Замечательно и то, что Писание двояко употребляет подобие единорога, и в похвалу и в осуждение. Ибо сказано: «збави от оружия душу мою… и от рог единорожь смирение мое» (Пс. 21,21-22). И сие говорится в укоризну браннолюбивому народу, который восстал на Него во время страдания. В другом месте сказано: «Вознесется яко единорога рог мой» (Пс. 91,11). Посему кажется, что по мстительности сего животного часто берется оно для уподобления в худую сторону, а по высоте рога и по любви к свободе употребляется вместо подобия и в хорошую сторону. И вообще, поскольку в Писании можно находить, что слово «рог» многократно употреблено в значении славы, как то: «вознесет рог людей Своих» (Пс. 148,14), и «рог его вознесется в славе» (Пс. 111,9); или, поскольку слово рог часто берется в значении силы, как то: «защититель мой, и рог спасения моего» (Пс. 17,3), а Христос есть Божия сила (см.: 1 Кор. 1,24), то Он, как имеющий один рог, то есть одну силу, силу Отца, называется единорогом.

Беседы на псалмы. Беседа на двадцать восьмой псалом.

Блж. Феодорит Кирский

И истнит я яко тельца ливанска: и возлюбленный яко сын единорожь

И истнит я яко тельца Ливанска

Ливаном Писание неоднократно называет и Иерусалим. Ибо сказано: «отверзи Ливане двери твоя, и да пояст огнь кедри твоя» (Зах.11:1). А телец ливанский есть слитый Израильтянами при Хориве. Ибо сказано: «сотвориша тельца в Хориве, и поклонишася истуканному» (Пс.105:19). Но законодатель Моисей сокрушил и истнил его. Посему говорит Пророк, что, подобно ему, будут стерты в прах и уничтожены все идолы во вселенной.

и возлюбленный яко сын единорожь

Народ уверовавший, избавившийся от оной прелести, и потому названный возлюбленным, будет непобедим и не преоборим, как освободившийся от многобожия и чествующий единое Божество.

Евфимий Зигабен

И истнит я яко тельца ливанска: и возлюбленный яко сын единорожь

И истнит (сотрет) я яко тельца ливанска

Как, говорит, Бог чрез Моисея стер и рассыпал поставленного евреями у Хорива тельца, так Он сотрет и кедры Ливана и находящееся на нем жертвенники, как говорят Василий и Кирилл. После – тельца – (на греческом) надо поставить запятую, и потом отдельно читать – Ливан, чтобы мысль была следующая: что Бог сотрет кедры, то есть, Ливан весь, а не часть.

и возлюбленный, яко сын единорож

Здесь слово о Христе. Ибо возлюбленный есть Христос, как единорог. Так назвал Его Отец, когда сказал: это сын мой возлюбленный (Матф. 3,17). Он – как сын единорогов – по непобедимой силе, непорабощению и свободе. Таково животное единорог: непреодолимо и свободно, как это показывает книга Иова: захочет ли единорог служить тебе, или спать при яслях твоих? (Иов. 39,9). Иначе – никогда. Заметь при сем, читатель, что когда Сын приносит Себя в жертву Отцу за грехи наши, тогда называется агнцем и овцею, как в следующих словах: се агнец Божий (Иоан. 1,36); также: как овца на заклание веден был (Ис. 53,7). А когда нужно отмстить и низложить жестокость диавола, тогда называется сыном единорогов. Может также Христос называться Сыном единорогов и по одностороннему своему рождению как по божеству, так и по человечеству. Потому что по Божеству Он рожден от Отца без матери, и по человечеству рожден от матери без отца. И хотя кедры Ливана и демоны сокрушены и стерты, но Христос непобедим есть и будет. Ибо и врата адовы не преодолевают Церкви Его.

По словам Велик. Афанасия, возлюбленный лик Апостолов есть сын единорогов. А единороги суть святые пророки и патриархи, которых сыны Апостолы, по той причине, что и они имели рог и крепость свою в Боге. А по Феодориту согласно с историею при Езекии Ассириане будут сокрушены, как кедры, а возлюбленный народ иудейский будет непобедим по своей силе, как единорог.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

и истнит я яко тельца ливанска: и возлюбленный яко сын единорожь.

Сии слова в Еврейском тексте яснее читаются так: и творит я скакати, яко тельца Ливана и Сириона, яко сына единорогова. Которых слов сущность такая, что глас Господень сокрушает кедры Ливанские не токмо по частям, но и целые исторгает из корней, и творит их аки скачущими подобно тельцам. И не токмо кедры Ливанские, но и самыя горы Ливана и Сириона (иначе Аермона), творит скакати с такою легкостию, с какою скачет сын единорогов. Сему изречению подобное читается во псалме Пс. 113:4: горы взыграшася яко овни, и холмы яко агнцы овчии. Тако глас проповеди Евангельския не токмо кедры Ливанские сокрушил, то есть, мужей гордых и ожесточенных к смиренной вере Христианской привел, но и те же самые кедры из корене исторгнул, и на другое место перенес, то есть, от земных пристрастий совершенно отвлекши, к жизни равноангельской расположил: что совершенно приличествует Апостолам и другим мужам, во времена их жившим, которые не токмо верными соделалися, но и самыми благочестивейшими, и совершеннейшими, так что они казались быть не столько человеками, сколько земными ангелами. И что еще вящше, проповедь Евангельская не токмо единые кедры, но и целыя горы, исполненныя кедров, или целые леса кедров скакати сотворила: то есть не токмо сего или онаго мужа, но и величайшее множество мужей и жен толпами к вере и благочестию и к совершенной жизни привела.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

и истнит я яко телца Ливанска: и возлюбленный яко сын единорожь

См. Толкование на Пс. 28:5

Прот. Григорий Разумовский

И истнит я яко тельца ливанска: и возлюбленный яко сын единорожь

Истнит – значит то же, что «сокрушит», или «сотрет» – истончит, сделает тонким, мелким. В горах Ливанских много паслось быков (тельцов), которые славились особенной силой, а потому вместе с кедрами они в Священном Писании служат символами сильных и гордых людей (Пс. 21:13). По переводу с еврейского выражение истнит я яко тельца значит: «заставляет их скакать подобно тельцу», и потому смысл этого изречения будет таков: глас Господа не только сокрушает или ломает кедры, но и с корнем исторгает их и бурным ветром заставляет их прыгать по горам и скакать подобно тельцу ливанскому. И возлюбленный яко сын единорожь. По разности переводов, это изречение имеет различные толкования. Если иметь в виду перевод с греческого, то под словом возлюбленный нужно разуметь «возлюбленный Израиль», т.е. народ Божий, который в Едином Боге своем видел силу и рог спасения (Иез. 29:21; Пс. 131:17), и потому был непобедим до тех пор, пока оставался верным Богу, – и затем Господа Иисуса Христа, возлюбленного Сына Божия, Который, по пророчеству Захарии, отца Предтечева, есть воздвигнутый из дому Давидова «рог спасения» (Лк. 1:69), и Сам Себя в первом откровении Павлу апостолу сравнивает с рожном (то же, что единорожь), против которого трудно идти (Деян. 9:5). Если же принять перевод с еврейского, по которому означенное изречение читается: «Сирион (гора, иначе – Аермон), подобно молодому единорогу», – то в связи с предыдущим оно значит следующее: глас Господень заставляет их (кедры) скакать, как тельца ливанского; самые горы Ливан и Сирион по Его повелению скачут, как молодой единорог, или буйвол. Так как на горах Ливанских во времена Давида и после него было много идолов и высоких идольских жертвенников, то в пророческом смысле под сокрушением тельца ливанского св. отцы разумеют истребление тех идолов, подобно тому как золотой телец, сделанный евреями у горы Синай, истреблен – стерт в порошок Моисеем; а под единорогом – Христа Спасителя, а также народ, уверовавший в Него и избавившийся от идольской прелести.

Объяснение священной книги псалмов.