Толкования на Пс. 33:10

Свт. Василий Великий

Бойтеся Господа вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его

Если страх не управляет нашею жизнью, то невозможно произойти освящению в теле. Ибо сказано: «пригвозди страху Твоему плоти моя» (Пс. 118,120). Как у пригвожденных гвоздями члены тела остаются неподвижны и бездейственны, так и объятые в душе Божиим страхом избегают всякого страстного обуревания грехом. Посему «несть лишения боящемуся», то есть удерживаемый страхом от всякого неприличного поступка не лишен сил ни для какой добродетели, но совершенен и не имеет недостатка ни в одном из совершенств, свойственных человеческой природе. Как по телу не совершенен тот, у кого недостает какого-либо необходимого члена, но в том самом и не совершенен, чего недостает ему, так не радеющий и о единой заповеди чрез неисполнение бывает уже не совершенен по причине сего недостатка. А кто усвоил себе совершенный страх и всего боится из богобоязненности, тот ни в чем не согрешит, потому что ничего не презирает, и он не потерпит лишения, потому что во всяком случае непрестанно с ним страх.

Беседы на псалмы. Беседа на тридцать третий псалом.

Свт. Феофан Затворник

Бойтеся Господа, вси святии его, яко несть лишения боящымся его

Упование на Бога не есть единичное расположение. Оно есть хороводица (руководитель) всего сонма добрых расположений сердца, венец и цвет их. Оно свойственно не тем, кои живут в нерадении и беспечности, а тем, кои день и ночь неусыпно трудятся в подвигах добро делания. Почему, ублажив уповающих на Господа, святой Пророк присовокупляет: бойтеся Господа, вси святии, – как бы так: блаженно упование; но, смотрите, не расслабьтесь упованием и не предайтесь беспечности. Напротив, тем паче живите в страхе Божием; ибо только под таким условием не посрамлено будет упование наше и вы не будете лишены всякого блага. Страх Божий не есть праздное чувство, но есть соблюдение заповедей или постоянное пребывание в правде и любви. Когда он таков, тогда служит основанием благонадежности, с которою приступаем к Богу и вкушаем сладость благодеяний Его (см.: Ириней, архиепископ Псковский).

Поработай Господу усердно, – и законно будешь чаять от Него всякой помощи. И между нами так бывает, что к тому, с кем находимся в добрых отношениях и послугах, идем мы с какою-либо нуждою открыто и смело, не сомневаясь и не думая получить отказ. Если же кому сделали какую неприятность, то и на глаза не смеем показаться ему, хоть бы знали, что он охотно всем помогает. То же и здесь. У кого совесть чиста, кто знает, что поработал Господу в исполнении Его заповедей, – тот дерзновенно уповает на помощь Его. Кто же оскорблял Бога беззакониями, у того в годину скорби и беды не возникает в сердце благонадежие; разве только в связи с тем будет в сердце и раскаяние искреннее с решимостью – прочее работать единому Господу.

Святой Исаак Сирианин, в 67-м слове, так изображает необходимую связь упования с добродетельною и богобоязненною жизнию: «кто, не имея заботы о скоропреходящем, днем и ночью радеет об одних добродетелях и о занятиях Божественных, – тому справедливо надеяться на Бога, потому что соделался рабом Его и рачителем к делу Его, не предается нерадению по какой бы то ни было причине. Таковый достоин, чтобы на нем особенным образом показал Бог свою попечительность, потому что сохранил он заповедь Божию, которая говорит: ищите прежде Царствия Божия и правды Его; и Бог исполняет на нем обетование Свое: и сия вся приложатся вам (ср.: Мф. 6, 33). Но человек, у которого сердце погребено в земном, который нерадит о благоугодном Богу, не имеет попечения ни об одной добродетели, по причине всегдашних сношений с людьми и рассеяния в забавах, – такой – как посмеет обратиться к Богу в уповании на помощь Его, когда будет стесняем скудостию или смертию и подавляем плодами беззаконий своих? Может быть, и он скажет: возложу упование на Бога, и Он сделает меня беспечальным и даст мне послабление. До этого часа не вспомнил ты, безрассудный, о Боге, но оскорблял Его непотребством своих дел, и имя Божие, ради тебя, хулимо было, как написано (см.: Рим. 2, 24); а теперь осмеливаешься говорить отверстыми устами: на Него возложу упование, Он поможет мне и попечется о мне. Не обольщайся; надежду на Бога предваряет труд для Бога и, пролитый в делании добра, пот. Только праведник, яко лев уповает (ср.: Притч. 28, 1). И как его постоянное попечение посвящено Богу, так и Бог говорит о нем: с ним есмь в скорби его, изму его и прославлю его, – долготою дний исполню его и явлю ему спасение Мое (ср.: Пс.90, 15-16). Расслабленный и ленивый к делу своему не может иметь такой надежды. Но кто во всем пребывает с Богом и к Нему приближается добротою дел своих, тот может сказать о себе, что сказал Божественный Давид: исчезосте очи мои, от еже уповати ми на Бога моего (Пс. 68, 4)» (Исаак Сирин, Слова подвижнические, 67).

Зачем и святым внушается бояться Бога, когда святые потому и святы, что исполнены богобоязненности? Затем, чтоб не попустили они ослабеть в себе сему страху. Ибо страх Божий есть страж добродетели до гроба: святым же тем более должно ограждать себя им, чем более служат целью стрел врага, предметом зависти и ненависти его. И грех, все еще живущий в них, может поднять главу, коль скоро заметит, что опущен меч, охраняющий вход в рай сердца освященного. Святой Василий Великий говорит: «если страх Божий не управляет нашею жизнью; то невозможно произойти и сохраниться освящению в теле. Ибо сказано: пригвозди страху Твоему плоти моя (Пс.118, 120). Как у пригвожденных гвоздями члены тела остаются неподвижны и бездейственны, так и объятые в душе Божиим страхом избегают всякого страстного обуревания грехом». осему «несть лишения боящемуся», то есть удерживаемый страхом от всякого неприличного поступка не лишен сил ни для какой добродетели, но совершенен и не имеет недостатка ни в одном из совершенств, свойственных человеческой природе. Как по телу не совершенен тот, у кого недостает какого-либо необходимого члена, но в том самом и не совершенен, чего недостает ему, так не радеющий и о единой заповеди чрез неисполнение бывает уже не совершенен по причине сего недостатка. А кто усвоил себе совершенный страх и всего боится из богобоязненности, тот ни в чем не согрешит, потому что ничего не презирает, и он не потерпит лишения, потому что во всяком случае непрестанно с ним страх.


В каком смысле говорит святой Пророк что несть лишения боящимся Господа?

В том, во-первых, что страх Божий делает их нравственно совершенными. Такова мысль святого Василия Великого! «Удерживаемый страхом от всякого неприличного поступка, говорит он, не лишен сил ни для какой добродетели; но есть совершен и не имеет недостатка ни в одном из совершенств, свойственных человеческой природе. Кто усвоил себе совершенный страх и всего боится из богобоязненности, тот ни в чем не согрешит, потому что ничего не презирает, – и он не потерпит лишения, потому что во всяком случае непрестанно с ним страх». Посему-то Премудрый говорит: бойся Бога и заповеди Его храни, яко сие всяк человек (ср.: Еккл. 12, 13), как бы так: все благо и совершенство человека состоит в том, чтоб бояться Бога и заповеди Его хранить (см.: Ириней, архиепископ Псковский).

В том, во-вторых, что хотя и они подлежат нередко лишениям, но чувство лишения не томит их, будучи поглощаемо сердечным удостоверением, что все случающееся споспешествует им во благое, по благопромыслительному устроению Божию. Отсюда преисполняет их дух терпения, пересиливающий все лишения в такой степени, что их будто не бывает. Сей дух богаче всякого богатства. Дух должен быть богат, а не кладовая. К тому же истинно богобоязненный и не желает богатства. Когда же кто не имеет того, чего и иметь не желает, то о нем нельзя сказать, что он лишен того (см.: Ириней, архиепископ Псковский).

В том, в-третьих, что Господь не оставляет боящихся Его во время нужды, но подает им и временные блага, когда сие нужно для совершенства их нравственного, для блага других, живущих с ними, и для прославления имени Божия. В Святом Писании, а наипаче в житиях святых, находим бесчисленные примеры, которыми доказывается, что Бог особенное имеет попечение о рабах Своих, чудесным образом подавая им все нужное к содержанию жизни их. Совершенные в духе не требуют сего, довольствуясь всякою участию своею, но младенцы духовные, как млеком, воспитываются устроением для них внешнего благоденствия. Сим путем ведены были подзаконные, которым внушалось, чтоб боялись Бога по крайней мере ради того, что Он подает временные блага. Христиан же Промысл Божий ведет совершеннейшим путем, в котором само мученичество не опровергает того положения, что несть лишения боящимся Господа (см.: Ириней, архиепископ Псковский).

Блаженный Августин прилагает при сем еще следующий урок: «многие, говорит он, затем не решаются восприять страх Божий, что боятся голода. Говорят им: перестаньте обманывать. Они отвечают на это: а чем же нам кормиться? Не солжешь – ни в чем не успеешь, и сделки наши ничто без обмана. Но ведь за обман Бог накажет: побойся Бога. Если стану, говорит, бояться Бога, нечем будет жить. Вот таких-то и воодушевляет Пророк: бойтеся Господа, – яко несть лишения боящимся Его. Довольство обещает сомнящемуся и страшащемуся, как бы не обеднять, если восприимет страх Божий. Питал тебя Бог, когда ты и думать о Нем не думал: теперь ли Он оставит тебя, когда ты начнешь бояться Его? Смотри не говори: вон тот-то богат, не боясь Бога, а я беден, хоть и боюсь Бога. Тот, не боясь Бога, сколько нажил? А я боюсь Его, гол и голоден. Не говори так; но вонми тому, что далее следует у Пророка: богатии обнищаша и взалкаша».

Толкование на некоторые псалмы.

См. также Толкование на Пс. 33:9

Прп. Максим Исповедник

Бойтеся Господа, вси святии его, яко несть лишения боящымся его

См. Толкование на 1 Ин. 4:18

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 10-11 Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага

И сие согласно с сказанным выше. Ибо приявшим уже освящение посредством крещения дает совет срастворять любовь страхом, и от единаго Бога ожидать обилия благ; потому что богатство подлежить многим превратностям, и сегодня богатый чрез несколько времени впадает в нищету. И Иудеи, богатейшие древле Божиею о них попечительностию, обнищали. А уверовавшие язычники прияли от Бога обилие благ.

Евфимий Зигабен

Бойтеся Господа, вси святии его, яко несть лишения боящымся его

Бойтеся Господа вcи святии Его

Святыми здесь называет Давид посвятившихся Богу: убойтесь, говорит, Бога вы, святые, потому что страх Господа связывает и обуздывает бесчинные стремления страстей: пригвозди, говорит, страхом Твоим плоти мои (Пс. 118,120). В следующих за сим словах говорит о пользе, происходящей из страха Божия.

Яко несть лишения боящымся Его

Те, говорит, которые насадили в сердца своем страх Божий, не будут иметь недостатка ни в какой добродетели, потому что страх Божий понуждает их к приобретению всех добродетелей. Можно сказать и иначе, что у боящихся Господа нет никакого недостатка, потому что одеяние их есть святое крещение, пища—тело и кровь Господа, a оружие—честный крест. Словом—они имеют все нужное для спасения.

Что пророк говорит здесь о совершительном страхе, смотри изъяснение слов: страх Господа чист, в 18 псалме. Божеств. Максим и Св. Дорофей говорят, что если кто не приобретает прежде предначинательного страха, тот не может приобрести и совершительного. Ибо начало премудрости—страх Господа (то есть предначинательный), который хранит душу, как полуда, от всякого зла. Ибо страхом Господа всякий уклоняется от зла. К сему присовокупляет и Божеств. Кирилл: и по буквальному смыслу Бог всегда уделяет боящимся Его нужное к жизни, и никто не может увидеть их когда либо ни в какой нужде. Не имея недостатка ни в каком благе, они могут подавать и другим.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Бойтеся Господа, вси святии его, яко несть лишения боящымся его.

Пророк, дабы убедить людей к приятию больших благодеяний Божиих, руководствует наперед к страху Господню, то есть, к соблюдению заповедей, или, что то же есть, к постоянному пребыванию в правде и в любви Божией, которая есть основание той благонадежности, чрез которую приступаем к Богу, и вкушаем сладость благодеяний Его. Впрочем заметить должно, что Пророк глаголет здесь не о страхе рабском, но о страхе чистом и сыновнем, который приличествует святым и совершенным людям. Бойтесь, глаголет, Господа вси святии Его. Ибо сей страх заключает в себе совершенную любовь, потому что кто совершенно любит, тот весьма боится, чтоб любимаго в чем-нибудь не прогневать, и потому весьма прилежно сообразуется воле Его, и во всех случаях сохраняет слово Его. А кто так расположен к Богу, в том любы Божия совершенна есть, якоже глаголет святый Иоанн в первом послании (1Ин. 2:5). О сем страхе глаголется у Иова (Иов. 28:28): се, страх Господень есть премудрость. И у Сираха (Сир. 1:20): корень премудрости, еже боятися Господа. И в главе Сир. 25:14: страх Господень паче всего предуспе. И у Исаии (Ис. 11:3) сказано о Христе: исполнит Его Дух страха Божия. И паки у Екклесиаста (Еккл. 12:13): Бога бойся, и заповеди Его храни, яко сие всяк человек. Аки бы сказано было: в сем состоит все совершенство человека, и все благополучие его в жизни сей, чтоб бояться Бога, и хранить заповеди Его. Сие означают и следующия за сим слова: яко несть лишения боящимся Его, то есть, нет ни в чем недостатка у людей, боящихся Бога. Сие бо есть быть совершенну, чтоб не иметь ни в чем недостатка. В самом деле, чего может недоставать другу Божию, когда у друзей вся суть общая? А хотя иногда самые праведные мужи, по видимому, недостаточествуют во временных благих, но в самой вещи ничего им не недостает, когда имеют дар терпения, который несравненно лучше всякаго богатства. Да и нельзя прямо сказать, чтоб тот лишен был богатств, кто не желает их; ибо дух должен быть богат, а не кладовая. Но однако, тот же Пророк, или паче тот же Дух Святый, которыми словами наставляет здесь мудрых, теми же самыми словами, в простейшем смысле взятыми, научает и немудрых, увещавая их, дабы боялися Бога по крайней мере для того, что Он подает им временная благая, и не оставляет во время нужды. В Священном Писании, а наипаче в житиях Святых, находятся безчисленные примеры, которыми доказывается, что Бог особливое имел попечение о рабах Своих, подавая им чудным промыслом Своим все нужное к содержанию жизни.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Бойтеся Господа, вси святии его, яко несть лишения боящымся его

«Нет скудости у боящихся Его» - поясняются словами следующего стиха: «ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе», т. е. Господь дает праведному и земное благополучие.

Прот. Григорий Разумовский

Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящымся Его

Святыми псалмопевец называет здесь всех членов избранного народа Божия и вообще всех верующих, как освященных на служение Святейшему и призванных к святости (Исх. 19:6; Втор. 14:2; 1 Пет. 1:15; Деян. 9:13). Хотя вы – люди святые, принадлежите все к избранному народу Божию, говорит он к ним, но не предавайтесь беспечности, бойтесь Господа и, уповая на Него, живите благочестиво, с сыновним страхом пред величием Господа и всегдашним опасением оскорбить Его святость грехами своими. Сообразуйтесь с волей Божией, помните заповеди Его и храните их. «Бога бойся и заповеди Его храни, – говорит премудрый, – яко сие всяк человек» (Еккл. 12:13), т.е. в том состоит все совершенство человека и все благополучие его в сей жизни, чтоб бояться Бога и хранить заповеди Его. «Если страх Божий не управляет нашей жизнью, – говорит св. Василий Великий, – то невозможно произойти и сохраниться освящению в теле. Почему и говорит еще: «пригвозди страху Твоему плоти моя» (Пс. 118:120). Как у пригвожденных гвоздями члены тела остаются неподвижны и бездейственны, так и объятые в душе Божиим страхом избегают всякого страстного обуревания грехов» [4, с. 148–149]. Боящимся Господа нечего опасаться каких-либо лишений или недостатков, потому что они живут с той уверенностью, что все, случающееся с ними, по благопромыслительному устроению Божию, споспешествует им во благое. Отсюда, при трудных обстоятельствах или материальных недостатках, дух их проникается терпением, пересиливающим все лишения в такой степени, что они их не чувствуют: для них невозможны никакие лишения. Дух терпения и любви, даруемый благодатью Святого Духа, становится для них неистощимою сокровищницею всех благ духовных, которые богаче для них всякого богатства. У боящихся Бога нет лишения.

Объяснение священной книги псалмов.