Толкования на Пс. 33:16

Свт. Афанасий Великий

Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их

За попечение о добродетели воздает великую награду — иметь зрителем Бога.

Толкование на псалмы.

Свт. Василий Великий

Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их

Как святые суть «тело Христово и уди от части» (1Кор. 12,27) и Бог поставил их в Церкви, одних как бы глазами, других устами, а иных вместо рук или ног, так и святые духовные Силы, на небесах пребывающие, одни именуются очами, потому что им вверено над нами смотрение, а другие - ушами, потому что приемлют наши молитвы. Посему и теперь Силу, над нами надзирающую, и Силу, приемлющую молитвы, Давид назвал очами и ушами. «Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их». Поскольку всякое дело праведника достойно зрения Божия; и всякое слово его, так как праведный не говорит ничего праздного, сильно и действенно, то посему псалом уверяет, что праведник всегда пред взорами и всегда бывает услышан.

Беседы на псалмы. Беседа на тридцать третий псалом.

Свт. Феофан Затворник

Ст. 16-22 Очи Господни на праведныя, и уши его в молитву их. Лице же Господне на творящыя злая, еже потребити от земли память их. Воззваша праведнии, и Господь услыша их и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится. Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат

Второго десятистишия вторая часть (стихи 16-22). — Плоды Богобоязненности

Указаны действия страха Божия; определено поведение людей богобоязненных. Теперь приступает святой Пророк к изображению плодов такой жизни. Не забыл он, что обещал за последование внушениям страха Божия; и указывает, как исполняется сие обетование над теми, кои идут путем, им определенным. Обещал живот и дни благи. Но то и другое в руках Божиих. Близость к Богу людей богобоязненных и изображает святой Давид. Не показывает, как именно живот и дни благи вытекают из предписанной им жизни. А поставляет ведущих ее в приискреннюю близость к Богу, говоря как бы: живя так, вы будете у самого источника всякого блага; а после сего не сомневайтесь, что получите и гораздо больше того, что я обещал вам. Богу работаете,— Богом приемлетесь, как Свои Ему,— и получите от Него всякие милости, именно: 1) особенное Божие благоволение, стихи 16-17; 2) скороуслышание, стих 18; 3) близость и утешение в скорбях, стих 19, и 4) избавление от них, стих 20. Этого они сподобляются еще в сей жизни; но 5) полное воздаяние сретает их в смерти и по смерти, стихи 21-22.

Особое Божие благоволение (стихи 16-17)

Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их

Выражение особенного благоволения к боящимся Его, к праведникам!

Очи Господни на праведныя. И между людьми глаза служат к выражению особой любви и попечительности. Кто кого любит, тот на того все и смотрел бы; и кто о ком печется, тот того и с глаз не спускает. Почему, когда говорит святой Пророк: очи Господни на праведныя, то выражает тем, что Господь особенно любит их и особенно печется о них. Святой Афанасий Великий говорит, что праведные за попечение о добродетели получают великую награду — имеют зрителем Бога. А блаженный Феодорит присовокупляет, что праведники, исполняющие то, что указано Пророком в 14-м и 15-м стихах, находятся под бдительным надзором и попечением Владыки Бога.

Уши Его в молитву их. Как мать, нежно любящая дитя свое, всегда изощренное обращает к нему ухо, чтоб не пропустить и малейшего его движения, шороха и звука: так у Господа изощрены уши к услышанию молитвенных воззваний, выходящих из сердца любящих Его праведников. Это новый знак особенного благоволения и любви Божией к боящимся Его. Силу, над ними надзирательную, и силу, приемлющую молитвы, Давид называет очами и ушами, говорит Василий Великий.

То и другое какое сильное должно возрождать удостоверение в благобытии, всегда готовом низойти для праведников от Господа, назирающего и слышащего! Если они сами видят какое приближающееся зло и вопиют к Богу, то вопль их всегда находит там уши Божий отверстыми и внемлющими. А когда сами они не видят зла, видит его Бог, назирающий их и бдящий над ними,— и избавляет от него. Дивная, поистине, благость Божия! Кто не почтет за великое благо — всем сердцем любить Такого Владыку и с сыновним страхом вести жизнь свою пред лицом Его! Кто не воскликнет с Пророком: пригвозди страху Твоему плоти наша (ср.: Пс.118,120), да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего! (ср.: Пс.85, 11) (см.: Ириней, архиепископ Псковский).

Итак, «не бойся, говорит блаженный Августин, работай и трудись. Очи Господни на тебя обращены, и уши Его отверсты для принятия молитв твоих. Чего больше желать? Слуга ропотливый, служа в большом доме, при невнимании господина к трудам и нуждам его, может еще говорить: столько терплю,— и никто не сжалится? Скажешь, может быть: если б услышал меня, избавил бы меня от скорби; но взываю — и все остаюсь в скорби? Ты только держись путей Его, а Он несомненно слышит тебя. Если не скоро избавляет, то вспомни при том, что Он есть и Врач. Если не делает по прошению, то, верно, потому, что в тебе есть еще какой-нибудь загнивший член. Ты взываешь, а Он еще продолжает отсекать и не отъемлет руки секущей. Подожди, пока отсечет сколько нужно. Жестокосерд не тот врач, который, несмотря на вопли больного, делает нужные надрезы; а тот, который, послушав больного изнеженного, оставляет раны и гнилости неочищенными и невырезанными. Когда матери купают детей, не кричат ли дети в руках их? Что же,— они жестокосерды, что не слушают детских слез? Дети кричат, а мать все продолжает свое и не слушает их по любви к ним. Так и Бог наш исполнен любви. Но иногда кажется не слышащим взывающих, чтоб между тем дело исцеления их довести до конца».

Толкование на некоторые псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их

Делающие это, говорит Пророк, находятся под бдительным надзором Владыки Бога, и прося благ, получают просимое. Потом от противнаго подтверждает сказанное.

Евфимий Зигабен

Очи Господни на праведныя и уши Его в молитву их

Глаза Господа, по изъяснению великого Василия, зрительная сила Его, по которой Он видит все сущее. Уши Господа — слышательная сила Его, по которой Он слышит слова. Итак, Давид говорит, что Бог всегда видит праведных и веселится о добрых делах их; Он слышит моление их, потому что они достойны услышания. А праведными называет здесь добродетельных.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Очи Господни на праведныя, и уши его в молитву их.

Доказывает вышереченныя слова, что люди, соблюдающие заповеди Божия и остерегающиеся грехов, имеют живот и дни благие, по той причине, что Господь непрестанно зрит на людей праведных и всегда слышит молитвы их. Како бо не будут иметь дней благих те, которые препровождают жизнь пред очами Всевидящаго хранителя? Ибо ежели предвидят какое-либо зло приближающееся и вопиют к Богу, то обретают уши Его отверсты и внемлющия; а ежели не предвидят, то Бог бдит о них и избавляет от премногих зол, которых они предвидеть не могли. На сей бо конец очи Господни отверсты на праведных, дабы соблюсти их от зол, в которыя очи их проникнуть не могут. Чудная, по истине, благость Божия! И кто бы не почел за удовольствие всем сердцем любить толико благаго Владыку, и сыновним страхом боятися Его? Кто бы, размышляя о сем, не воскликнул с Пророком: пригвозди страху Твоему плоти моя (Пс. 118:120)? и: да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего (Пс. 85:11)?

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Ст. 16-17 Очи Господни на праведныя, и уши его в молитву их. Лице же Господне на творящыя злая, еже потребити от земли память их

Господь милует и покровительствует праведникам, в каком бы тяжелом положении они не находились, тогда как делающий зло - гибнет

«Очи Господни», «уши Его», «лице Господне» - человекообразное представление Бога, как существа, внимательно относящегося к человеку.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 16–17 Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их Лице же Господне на творящыя злая, еже потребити от земли память их

Этими словами пророк доказывает, что те люди, которые удерживают язык свой от зла и не позволяют в разговоре с ближними лести и лицемерия, которые удаляются от зла и делают добро, сохраняют мир и стремятся к мирной жизни, – все такие люди, как стоящие на пути правды и добродетели, как люди праведные, имеют, несомненно, живот и дни благие, потому что на них всегда обращены очи Господни, Господь милостиво слушает усердные молитвы людей богобоязненных и всегда готов сделать для них все, что служит к их истинному благу. Напротив, с гневом обращено бывает (Пс. 101:11) лице Господне на нечестивых, на творящыя злая, чтобы истребить на земле самое воспоминание о них: еже потребити от земли память их, подобно тому как истреблены были потопом нечестивые обитатели первого мира (Быт. 6:12–13), или как истреблены были жители Содома и Гоморры (Быт. 18:20, 19:28–29), или как истреблен был род царя Саула. Правда, в настоящей жизни Господь по долготерпению Своему не всегда карает нераскаянных грешников, но эта праведная кара гнева Божия непременно совершится при последнем славном явлении Господа на суд всего мира, когда все они неизбежно предстанут пред лицом Его, чтобы услышать приговор вечного осуждения (Мф. 25:41; 2 Сол. 1:9–10).

Объяснение священной книги псалмов.