Толкования Пс. 42:1

Свт. Афанасий Великий

Псалом Давиду, не надписан у еврей

Содержание: И этот псалом одинакового с прежним содержания.

Ст. 1, 3-4 Суди ми Боже, и разсуди. Снова приступают израильтяне, испрашивая себе спасения чрез Христа. Посему сказано: посли свет Твой и истину Твою. Ибо Христу надлежало ввести их в гору Святую, то есть на небо и в горние обители, которые именует селениями, и к мысленному жертвеннику. Ему надлежало возвысить юность их. Юностью же называет веселие, обновляющее душу их. Посему и обещается принести Ему исповедание в гуслях. Под гуслями же неоднократно учили мы разуметь тело.

Толкование на Псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Псалом Давиду, не надписан у еврей. Суди ми Боже, и разсуди прю мою: от языка не преподобна, от человека неправедна и льстива избави мя

Псалом сей у евреев не надписан, как заключающий в себе одну и ту же мысль с псалмом предшествовавшим. Произнесшие сказанныя выше слова умоляют Бога разсудить их и Вавилонян, оказавших великую жестокость и зверское сердце; почему и называют Вавилонян «языком непреподобным», а также и царя их «человеком льстивым и неправедным». Тоже показывает о нем и пророчество чуднаго Даниила.

Евфимий Зигабен

Суди ми, Боже, и разсуди прю мою: от языка не преподобна, от человека неправедна и льстива избави мя

Суди ми, Боже

Суди, если сочиняется с винительным, собственно означает—осуди, или обвини, как в этом месте: суди или обвини их, Боже! (Пс. 5:11), если же—с дательным означает—будь судиею, как здесь имеет оно такое значение.

И разсуди прю мою от языка непреподобна

Рассуди, говорит, спор мой с народом, или суди суд мой, происходящий от народа непреподобного, иначе неправедного против Бога, каков человек непреподобный. Здесь непреподобным называет Вавилонян.

От человека неправедна и льстива избави мя

Избавь, говорит, меня, Господи, от человека неправедного, как беззаконного, и льстивого, как обманщика, лжеца и злейшего. На сие указывает и молитва трех отроков, в которой они говорят так: Ты предал нас царю неправедному и злейшему, нежели вся земля. Псалом этот иногда обвиняет Вавилонян во множественном числе, а иногда—в единственном, потому что они жили в злости и хитрости, как все в совокупности, так и каждый порознь. Впрочем, ты можешь разуметь под непреподобным народом и демонов; а под человеком неправедным и хитрым и диавола, как мы сказали прежде. Ибо диавол ничем не отличается от человека по страсти и сластолюбию, потому что и он любит красивые тела, как любит и плотской человек, и валяется в страстях, как валяется и страстный человек.

Почему тот же Кирилл в доказательство сего приводит во свидетеля Исаию, называющего диавола человеком: египтянина, человека, а не Бога, назвали помогшим им (Ис. 31:1).

Еп. Ириней (Орда)

Ст. 1-3 Суди ми, Боже, и разсуди прю мою: от языка не преподобна, от человека неправедна и льстива избави мя. Зане Ты еси, Боже, крепость моя, вскую отринул мя еси? и вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг? Посли свет Твой и истину Твою: та мя настависта, и введоста мя в гору святую Твою и в селения Твоя

Он просит Бога, крепость свою, рассудить тяжбу с его народом, неблагочестивым и вероломным, с нечестивым и коварным Авессаломом, Ахитофелом и т.д. (от человека неправедна); избавить его от бедствий, послать свет Своей милости, показать верность своим обетованиям (и истину) и таким образом возвратить его ко скинии.

Суди ми – рассуди меня в мою пользу; псалмопевец чувствует себя невинно преследуемым, и поэтому, когда Бог будет судить его, право окажется на его стороне. Язык непреподобный – с евр. «неблагочестивый», народ без любви, без сострадания (нечестие возмутителей, восставших против Давида). Свет – Бог (по-видимому) отвратил свое лице, свет лица Его (благодати) не светит над псалмопевцем; отсюда его нынешняя тьма, его бедствия; если Бог снова пошлет свет, тогда он возвратится к скинии. Истина – верность обетованиям, по которой Бог должен восстановить право невинно преследуемого.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Суди ми, Боже, и разсуди прю мою: от языка не преподобна, от человека неправедна и льстива избави мя

«Вступись в тяжбу мою с народом недобрым». Писатель сознает свою невиновность перед преследователями и просит Бога о разбирательстве своего дела. «Народ недобрый» - все, восставшие на Давида и приверженцев его, т. е. сторонники Авессалома. «Под человеком лукавым» можно разуметь Авессалома, возбуждавшего народ ложными обвинениями на Давида.

Толковая Библия.

Прот. Григорий Разумовский

Псалом Давиду, не надписан у еврей Псалом сорок второй имеет такую надпись: Псалом Давиду, не надписан у еврей, т.е. псалом этот в еврейской Библии не имеет никакого надписания, а не имеет надписания псалом сей, конечно, потому, что он, как по содержанию, так и по образу выражения совершенно сходен с предшествующим ему 41-м псалмом и составляет продолжение его; или точнее – Пс. 42, в отношении к 41-му псалму, составляет третью, и последнюю, строфу одного целого псалма, заключающуюся теми же словами упования и преданности воле Божией (1 строфа Пс. 41:2–6; 2 строфа Пс.41:7–12; 3 строфа Пс.42:1–5). На этом основании составилось общее мнение отцов Церкви и ученых толковников, что оба эти псалма составляли в древности один псалом.

Суди ми, Боже, и разсуди прю мою: от языка непреподобна, от человека неправедна и льстива избави мя

Выражение от языка непреподобна значит: «от народа немилосердного, недоброго», под которым псалмопевец разумеет здесь народ израильский, предавшийся на сторону мятежников, составивших заговор против помазанника Божия и изгнавших его из Иерусалима. А под именем человека неправедна и льстива разумеет самих заговорщиков: Авессалома, Ахитофела и их ближайших сообщников. Выражая жалобу на этот недобрый народ и на этих нечестивых и коварных мятежников, Давид просит у Бога праведного суда на себя и на них. Он надеялся, что когда Бог станет судить его, правда окажется на его стороне, а потому и просит, чтобы Господь, испытавши его и рассмотревши справедливость дела его, произнес праведный приговор Свой, подал ему помощь против языка непреподобнаго и человека неправедного и коварного и избавил раба Своего от беззаконных людей, неправедно озлоблявших праведного.

Объяснение священной книги псалмов.