Толкования на Пс. 57:8

Свт. Афанасий Великий

Уничижатся яко вода мимотекущая: напряжет лук свой, дондеже изнемогут

Уничижатся, яко вода мимотекущая. Достойны будут презрения, подобно воде разлитой и совершенно негодной. Напряжет лук свой, дондеже изнемогут. Луком называет здесь определение, какое дано будет на Божественном судилище. А «дондеже» поставлено в таком значении, чтобы выходил следующий смысл: и изнемогут.

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

Уничижатся яко вода мимотекущая: напряжет лук свой, дондеже изнемогут

Конечно же, знаешь загадочный смысл и извращения глаз у тех, которые смотрят непрямо, и неприятного дыхания у тех, которые на хулу употребляют уста свои, и поэтому имеют сродство с зловонием греха, а также всего, что разумеется под дыханием; потому что плоть и кровь, чем наипаче питается львиное естество, как мерзость, не приемлются в царствие Божие. Ибо, когда достойные сподобятся чести, в то время, они, как сказано, «уничижатся», протекая жизнь вместе с непостоянным естеством вещественного, с которым они освоились. Ибо сказано: «уничижатся яко вода мимотекущая»; потому что лукавый стрелец душ наших, направляя в человеческую жизнь разжженные стрелы греха, не престает поражать их, пока не приведет сил их в изнеможение. Сказано: «напряжет лук свой, Дóндеже изнемогут», и сделаются «растаявшим воском», из которого нетрудно вылепить всякого вида подобие греха.

О надписании псалмов.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Уничижатся яко вода мимотекущая: напряжет лук свой, дондеже изнемогут

Вот суд на грешников! Они пройдут, пролетят, как текущая вода, которая уходит и скрывается в водах или в земле неизвестно куда.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Феодорит Кирский

Уничижатся яко вода мимотекущая: напряжет лук свой, дондеже изнемогут

«Уничижатся яко вода мимотекущая», то есть, сделаются презренными, подобно воде пролитой и ни к чему негодной.

«Напряжет лук свой, дондеже изнемогут». Бог не престанет поражать их наказаниями, пока не сокрушит их силу.

Евфимий Зигабен

Уничижатся яко вода мимотекущая: напряжет лук свой, дондеже изнемогут

Уничижатся яко вода мимотекущая

Враги мои, говорит, сделаются презренными и исчезнут, не как ручная вода текущая в трубах и не как ключевая, содержащаяся в своем месте, но как та вода, которая разлившись по поверхности течет по разным направлениям и источившись уничтожается.

Напряжет лук свой, дондеже изнемогут

См. Толкование на Пс. 57:9

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Уничижатся яко вода мимотекущая: напряжет лук свой, Дóндеже изнемогут

Употребляет второе подобие, которым показывает, что могущество нечестивых будет кратковременно и вскоре исчезнет, так что и следов онаго не останется. Сие подобие взял Пророк от источников вод, которые иногда так разливаются, что кажутся быть подобны великим рекам, но по малом времени паки совершенно изсыхают, так что наконец ни единыя капли воды после себя не оставляют. А дабы не возмнили мы, что могущество сильных, по некоему случаю или по причинам естественным, скорый конец получает, сего ради присовокупляет: напряжет лук свой, Дóндеже изнемогут. То есть: Бог дотоле не ослабит руки Своея, карая нечестивых, доколе они совсем не изнемогут и, лишившись последних сил, не издохнут. Ибо лук, входя прямо в сердце, много ли даст жить человеку?

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Уничижатся яко вода мимотекущая: напряжет лук свой, дондеже изнемогут

Господь совершенно уничтожит их и притом неожиданно быстро. Уничижатся – перестанут существовать. Вторая половина ст. 8 в евр. объясняется различно: у LXX к напряжет подлежащее подразумевается Бог, посылающий стрелы на нечестивцев, пока они падут бессильными (изнемогут).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 8–9 Уничижатся яко вода мимотекущая: напряжет лук Свой, Дóндеже изнемогут. Яко воск растаяв отъимутся: паде огнь на них, и не видеша солнца

Слово лук значит «оружие», которое употреблялось в древние времена. В этих стихах псалмопевец посредством новых сравнений и подобий продолжает изрекать утешения для праведника, начатые им в предыдущем 7-м стихе. Он говорит здесь, что пагубная сила и могущество нечестивых врагов его будут кратковременны, как вода мимотекущая, т.е. такая вода, которая, широко разлившись по поверхности земной, бывает подобна великой реке, а потом, протекши по разным направлениям, постепенно истощается и скоро совсем уничтожается, так что не оставляет после себя ни одной капли. И Господь Бог, карая нечестивых, «не перестанет, – по словам блж. Феодорита, – поражать их наказаниями до тех пор, пока не сокрушит их силу» [6, с. 266]: Он напряжет лук Свой, Дóндеже изнемогут. Стрелы, пущенные из натянутого лука, поражают если не насмерть, то причиненными ранами совсем лишают силы человека. Точно так же Господу Богу возможно и легко уничтожить могущество сильных и злобных врагов моих, говорит Давид, как легко и удобно солнцу или огню растопить воск, который, как бы ни был тверд, не может противостоять солнечному жару или силе огня, но быстро растопляется и пропадает. Так и они, говорит, будут истреблены (отымутся) и погибнут. Как скоро пал на грешников огнь гнева Божия, они тотчас исчезли и не остались в живых до следующего дня, до восхождения солнца: «не увидели они солнца».

Объяснение священной книги псалмов.