Толкования на Пс. 59:8

Свт. Афанасий Великий

Бог возглагола во святем своем: возрадуюся, и разделю сикиму, и юдоль жилищ размерю

Бог возглагола во Святем Своем. Это подобно сказанному: в последок дне сих глагола нам в Сыне (Евр. 1,2). Ибо Он есть Святый Бога и Отца. Что же возглаголал, и кому возглаголал? Поелику Давид в одном из предыдущих псалмов молился, говоря: вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя (Пс. 56,6); то Бог ответствует на cиe, что разделит Сикиму, то есть, столицу израильского царства, которая была в Сикиме, и которую отдал Он иноплеменным народам, уверовавшим в Него. И юдоль жилищ размерю. Юдолию божественное Писание называет жилище всех людей. Всю юдоль эту размерю в скинии Мне, то есть, сделаю, что преисполнится она Церквами.

Толкование на псалмы.

Свт. Василий Великий

Бог возглагола во святем своем: возрадуюся, и разделю сикиму, и юдоль жилищ размерю

«Бог возглагола во святем Своем: возрадуюся, и разделю Сикиму». «Сикима избранная», участок земли, данный Иаковом Иосифу (см.: Быт. 48, 22), прообразует Завет, который по видимости дан был одному Израилю. Сей-то «избранный» Завет, сие-то наследие народа, обращу в раздел и сделаю общим с прочими. А когда Завет будет разделен между всеми и польза сделается общею для всех облагодетельствованных Богом, тогда и «юдоль жилищ размерится», то есть вся вселенная, как по жребиям, разделена будет для селений на всяком месте. Тогда и далеких между собою приведет в соприкосновение Умиротворяющий «аще земная, аще ли небесная» (Кол. 1, 20), и «средостение ограды разоривый сотворит обоя едино» (ср.: Еф. 2, 14).

Беседы на псалмы. Беседа на пятьдесят девятый псалом.

Прп. Максим Исповедник

Бог возглагола во святем своем: возрадуюся, и разделю сикиму, и юдоль жилищ размерю.

См. Толкование на Пс. 59:7

Прп. Иоанн Пророк

Бог возглагола во святем своем: возрадуюся, и разделю сикиму, и юдоль жилищ размерю

Вопрос. Если кто вопросит Старца о деле, и Старец скажет ему, что оно совершится, потом, по оказавшемуся неудобству и несоответственности обстоятельств, вопрошающий сомневается: ужели по сему он осудится как неверный?

Ответ. Если вопросивший будет подвижник, он исправляет свое неверие, веруя, что Святой Дух не может солгать, вещая, как Ему угодно, устами святых Своих, ибо (Писание) говорит: Бог возглагола во святем Своем. Если же не верует, что Бог говорит устами вопрошаемого, то таковой считается неверным и давно уже осужден. Если же, веруя, сомневается, то ему должно исправиться, слыша Екклезиаста, который говорит: седмерицею на день падет праведный и востанет (Притч. 24, 16).

Руководство к духовной жизни. Вопрос 379.

Блж. Феодорит Кирский

Бог возглагола во святем своем: возрадуюся, и разделю сикиму, и юдоль жилищ размерю

«Бог возглагола во святем Своем», то есть, возглаголал благодатию Всесвятаго Духа, вместо орудия употребившею язык Пророка.

«Возрадуюся, и разделю Сикиму, и юдоль жилищ размерю». Сикима – город, оставленный Иаковом Иосифу. В нем Ефрем, по разделении колен, основал царство. А «юдолию» жилищ называет Пророк всю страну израильскую, как опустевшую и служившую тогда местом пастушеских кущей. Посему Бог всяческих обещает возвратить бывших в плену, разделить им отеческую землю, и до того наполнить ее жителями, что поселившиеся будут домогаться ея измерения, и сделав оное, разделят землю.

Евфимий Зигабен

Бог возглагола во святем своем: возрадуюся, и разделю сикиму, и юдоль жилищ размерю

Бог возглагола во святем своем

Выше изложенные слова Давид произнес от лица пленных евреев, а следующие говорит от лица своего, называя святым или самого себя, как посвященного Богу, или Святого Духа. Он показывает, что Бог изрек ему то, что имел сказать. А что именно: послушай.

По другому истолкователю (кажется Божеств.Максиму), это: во святом, поставлено вместо: в Сыне, сообразно с сим: в последние сии дни глаголал нам в Сыне. А говорит в воплощенном Слове своем Отец о божественном своем намерении, бывшем сокрытым от веков и от родов. Слова Феодорита: так произнесши молитву, пророческий ум получает ответ, который не хочет скрыть, но изъяснить всем. Бог возглаголал во святом своем, то есть, посредством всесвятого Духа, употребив в орудие благодати язык пророка.

Возрадуюся и разделю Сикиму

Я, говорит, буду радоваться о том, что иудеи стали угождать Богу по причине рабства. А Сикима был город в колене Ефремовом. Сей то, говорит, город, освободив от обладавших им врагов, разделю между народом моим для жительства в нем, по освобождении от Вавилона.

Слова Феодорита: Сикима (был) город, предоставленный Иаковом Иосифу; а по разделении 12 племен, Ефрем утвердил в нем столицу. Долиною поселений называет помещение израильтян, как бывшую прежде пустою, а потом принявшую пастушеские поселения. Афанасия: Это согласно с следующим: в последние дни глаголал нам в Сыне, Который есть Святый Бога и Отца. Что ж Он возглаголал? Что разделит Сикиму, то есть, царство израильское, которое было в Сикимах. Ибо отдал (его) уверовавшим в него иноплеменным народам.

Юдоль жилищ (долину поселений) размерю

Долина поселений было место, В виду города Сикима находившееся. Сие то место Давид обещается разделить мерою и раздать освободившимся от рабства евреям, объемля именами сих двух мест всю Иудею как частью целое.

Василия Великого: Сикима—сие отличное место, данное Иаковом Иосифу, была образом завета, который казался дарованным одному только Израилю. Итак, сие то отличное достояние народа разделю и сделаю общим для всех. Итак, по разделении сего завета всем… и долина поселений будет размерена, то есть, вся вселенная, как бы посредством жребиев будет разделена на поселения в каждом месте, и тогда далекое между собою совокупит Тот, Кто примиряет как земное, так и небесное. Или, по словам Афанасия, долиною называет жилище людей. Разделю оное на поселения, то есть, сделаю самыми полными церквей. Или—Сикима переводится плечо, которое, по словам Дидима и святого Максима, есть деятельный навык во всех добродетелях. Говорят, что плечо есть образ деятельности, а юдоль поселений есть настоящий мир. Почему из сих слов видно, что праведный человек, совершившись благодатью Единородного Сына, радуется и делается способным к разделению Сикимы, то есть к совершений деятельной добродетели и размерению долины поселений, то есть, к созерцанию природы, уделяя каждому из существ мира приличное рассуждение.

Еп. Ириней (Орда)

Бог возглагола во святем Своем: возрадуюся, и разделю сикиму, и юдоль жилищ размерю

Указывая далее повод к своей молитве о помощи против Идумеян, псалмопевец приводит изречение Божественное, в котором Ханаан называется собственностию Божиею, владение коим обеспечивается Израильтянам и обещается подчинение им враждебных соседей, в особенности Идумеян.

Когда Бог (потому что здесь говорит Он, а не народ или царь) произнес эти слова, не сказано; по существу дела они содержатся в Пятикнижии, буквально же, как они здесь представлены, они могли быть сообщены в откровении чрез Урим и Туммим (поэтому и сказано: во святем, во святилище). – Возрадуюся и проч. сказаны пред завоеванием Палестины; посредством израильтян Бог прогнал хананеев; следовательно, Он торжествовал победу над ними (возрадуюся); и затем разделил землю Ханаанскую коленам Израиля. Сихем (в колене Ефремовом, у горы Гаризим) и долина кущей (юдоль жилищ – долина Суккоф в Галааде) стоят здесь как крайние пункты на западе и востоке иорданской страны, вместо всей Ханаанской земли.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст 8-9 Бог возглагола во святем своем: возрадуюся, и разделю сикиму, и юдоль жилищ размерю. Мой есть Галаад, и мой есть Манассий, Ефрем крепость главы моея, Иуда царь мой

«Бог сказал во святилище Своем». Вероятно, разумеется то откровение, которое получил Давид от Господа во храме через урим и туммим первосвященника. Дальнейшие слова: «восторжествую, разделю» в дал. принадлежат Давиду и указывают, что под влиянием этого откровения у него явилась бодрость и вера в победу над врагами. Означенные слова нельзя относить к Богу, так как все содержание их говорит о военной победе и политическом возобладании над врагами, что несвойственно Богу и в чем Ему нет нужды (см. особенно ст. 10, 11, 12). «Сихем» (нынешний Наплус) находился в центре прииорданской Палестины, а долина Сокхоф - в заиорданской.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 8–9 Бог возглагола во святем Своем: возрадуюся и разделю Сикиму, и юдоль жилищ размерю. Мой есть Галаад, и Мой есть Манассий, и Ефрем крепость главы Моея, Иуда царь Мой

Псалмопевец молился Господу Богу о спасении и избавлении от бед, как себя, так и своего народа (ст. 7), и Господь, услышав его молитву, дал ему и ответ на нее. Доселе он изображал бедственные приключения иудейского народа, а отсюда начинает говорить о счастливых и удачных делах своих, о которых предварительно открыл ему Сам Господь (2 Цар. 5:19). Бог возглагола во святем Своем, т.е. Бог высказал во «святилище Своем» (как читаем в пер. с евр. и греч.), или иначе: «Бог открыл волю Свою мне (Давиду) чрез Святого Духа, во Святем Своем Духе». Давид, хотя и многие одержал победы над врагами, которые, несомненно, утешали его, однако же свидетельствует, что больше всего он радуется этому глаголу Божию, этому словесному удостоверению. Выслушав его, Давид в восторге говорит о предстоящих ему победах и обещанных успехах в делах. Возрадуюся и разделю Сикиму (так назван здесь Сихем, город в колене Ефремовом, впоследствии главный город Самарийский), и юдоль жилищ (так названа долина палаток в юго-восточной части Иудеи, по-еврейски – Сокхоф, что значит: «скинии, палатки пастухов») размерю, т.е. «я буду рад, когда сделаю свободными Сихем и Сокхоф и всю занимаемую ими местность от завладевших ими врагов и разделю все это между моим возлюбленным народом, всю эту землю я размерю и никого не оставлю без надела». Изречения этих и следующих за ними стихов некоторые из св. отцов относят к Самому Господу, с тем различием, что одни (блж. Феодорит) относят ко временам после вавилонского плена, когда Господь Бог снова разделил земли между возвратившимися евреями [6, с. 276], другие (св. Василий Великий) относят ко временам христианским, когда юдоль жилищ, т.е. вся вселенная, как бы по жребиям разделена будет для селений на всяком месте [4, с. 250–253], или когда (по св. Афанасию Александрийскому) «вся земля преисполнится скиниями Божиими: т.е. Церквами» [3, с. 200]. Галаад – это название страны в Заиорданской области, Манассий – наименование одного из 12 колен народа еврейского, которое владело Галаадскою страной. Именами Ефрема и Иуды также названы два колена еврейского народа. И вот Сам Господь говорит о них: Галаадская земля – Моя, и населяющее сию землю Манассиино колено принадлежит Мне же. Ефремово колено – самое сильное и многочисленное из всех колен, а потому оно считается во главе всего народа Моего: Ефрем крепость главы Моея. Из колена Иуды, еще по предсказанию патриарха Иакова (Быт. 49:10), до самого пришествия Мессии должны происходить цари народа Моего, что и исполнилось на Давиде и его потомках: Иуда царь Мой (ср. Пс. 67:28).

Объяснение священной книги псалмов.