Толкования на Пс. 63:8

Свт. Афанасий Великий

И вознесется Бог: стрелы младенец быша язвы их

Стрелы младенец быша язвы их. Сказав о превозношении их пред святыми проповедниками, описывает и падение их.

Толкование на псалмы.

Прав. Иоанн Кронштадтский

И вознесется Бог: стрелы младенец быша язвы их

Для человека правдивого и добросовестного язвы, наносимые ему языком недоброжелателей, как стрелы младенец – ничтожные, безвредные.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Феодорит Кирский

И вознесется Бог: стрелы младенец быша язвы их

См. Толкование на Пс. 63:7

Евфимий Зигабен

И вознесется Бог: стрелы младенец быша язвы их

И вознесется Бог

Быть может, говорит, к коварным врагам моим присоединится и еще кто либо для вспомоществования в намерений и злобе их против меня, ласкаясь к ним и обещая, что и он будет действовать против меня. Но этот человек будет сердце глубокое, то есть, глубокомысленный и мудрый, впрочем—на зло, так как есть глубокомысленный и на добро. Однако же поелику и он ничего не может сделать против меня, то посему Бог вознесется и возвеличится еще более, как уловляющий мудрых в коварстве их, то есть, наказывающий их и показывающий, как изъясняет Феодорит, умышления всех прежде упомянутых бездейственными и суетными.

Почему и Феодотион сие перевел так: и мысль мужа и сердце глубокое Бог поразит стрелою. Eвceвий сие изъясняет так: Беззаконники, говорит, непрестанно злоумышляли: но приступит человек истинный, хранящий в себе то, что создано по образу,—и как рассудительный и умный (ибо это значит: сердце глубокое) изложит глубокое разумение в обличении, которым будет вознесен Бог, уловляющий мудрых в коварстве, ибо возносится Бог чрез мужей святых при обличении ими обмана. Другие разумеют сии слова об Иуде, о чем смотри в конце псалма сего. Некто другой говорит: Приступит человек. Сколько бы ни было глубоко человеческое помышление испытывающее то, что превышает силы, непобедимый Бог выше его. Не видят, говорит; тогда как, сколь ко бы ни скрывали обманы и не полагали их в глубине, чтобы не сделались явны, Бог находится выше и скорее подает помощь, нежели они обманы. Слова Феодорита: Бог видит и скрытое и показывает, свою высоту, подвергая их наказаниям.

Стрелы младенец быша язвы их

Поражения, говорит, то есть, причинения зла и вреда врагами моими, были как стрелы младенцев, то есть, бездейственны и бессильны, подобно тому, как бессильны стрелы, пускаемые малыми детьми, по причине естественной слабости их.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

И вознесется Бог: стрелы младенец Быша язвы их

Давид, будучи удостоверен, что молитвы его будут не тщетны, паче же чувствуя, что Бог уже услышал их, ободряется духом и восприемлет лучшия надежды. Ибо хотя не видел еще мщения Божия над врагами, однако надеялся на правосудие Божие, которое им и предвозвещает, чрез что являет нам преизящное веры своея доказательство. Он, видя людей нечестивых благоденствующих и счастием своим гордящихся, а Бога презирающих и мщения Его не боящихся, не падает под бременем уныния или отчаяния, но духом своим возносится выше, ожидая, доколе Бог, по долговременном терпении, явит правосудие свое. Притом и незлобие свое доказывая, прощает врагам нанесенныя ему обиды. Что бо, глаголет, Быша язвы их, как разве стрелы, пускаемыя руками младенцев? Руки младенцев некрепки и слабы, и потому неудобны какой-либо чувствительный вред причинять.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

И вознесется Бог: стрелы младенец быша язвы их

Вот они приближаются с глубоко задуманными в сердце (глубоко) планами против меня; но вместо торжества надо мною, как они с уверенностию ожидали, Бог показывает свою высоту (вознесется), наказывая их и спасая меня. Стрелы, которые они направляют против меня, оказываются безвредными детскими стрелами.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Сергий Терновский

И вознесется Бог: стрелы младенец быша язвы их

См. Толкование на Пс. 63:7

Лопухин А.П.

Ст. 8-11 И вознесется Бог: стрелы младенец быша язвы их, и изнемогоша на ня языцы их: смутишася вси видящии их. И убояся всяк человек: и возвестиша дела Божия, и творения его разумеша. Возвеселится праведник о Господе и уповает на него: и похвалятся вси правии сердцем

Но враги мои не успеют: их неправда будет причиной гибели их самих, и тогда-то (после гибели) все люди увидят, что кара бесчестных врагов есть дело Божие, а праведник будет радоваться о Господе

В своем расчете, что «их никто не увидит», враги забыли Господа. Он же знает и видит действия человека, и злые поступки врагов послужат только к их наказанию и гибели, тогда-то все увидят проявление грозного суда, «дело Божие», а праведник Давид - возвеселится (ст. 11).

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 8–9 И вознесется Бог: стрелы младенец Быша язвы их, и изнемогоша на ня язы́цы их: смутишася вси видящии их

Испытающии испытания все сделали для погибели кроткого Давида: они, по словам блж Феодорита, устремили весь ум, придумали против него всякие средства, не оставили ни одного вида козней, и явно нападая, и скрытно подстерегая, употребляя соглядатаев, обходя пустыни, осматривая утесистые места… Но хотя и тьмократно укроют свои начинания, но оныя явны назирающему все Богу, Который открывает высоту Свою (вознесется Бог), подвергая таковых наказанию. А вследствие того и стрелы, которые направили враги против Давида, оказались потом детскими стрелами, пущенными из слабых рук младенцев, и раны (язвы их) от них были то же, что от стрел, пущенных малыми детьми. Точно так же и языки их, произносившие клеветы и злословия, настолько оказались слабыми, что не могли причинить никакого вреда ими пораженным, а если и был от них какой вред, то он обратился на самих поражавших – изнемогоша на ня язы́цы их. А увидевшие, что они обманулись в своих предприятиях, исполнились смятения и страха и подивились Божию промышлению [6, с. 289].

Объяснение священной книги псалмов.