Толкования на Пс. 82:3

Свт. Афанасий Великий

яко се, врази твои возшумеша, и ненавидящии тя воздвигоша главу

Яко се врази Твои восшумеша. Всем известна несправедливость их к нам.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

яко се, врази твои возшумеша, и ненавидящии тя воздвигоша главу

Благодаря Твоему долготерпению, говорит, грешники возгордились до такой степени, что «восшумели», т.е. стали дерзкими и с бесстыд­ством открыто показывают свое нечестие, как бы трубят о нем, и поднимают голову, не стыдясь своих преступлений; мало того, они даже тщеславятся, как будто нет никого, кого бы они могли бояться. Врагами Бога пророк называет грешников; так как они враги самим себе, делая то, что им служит во вред, то Бог, как человеколюбивый и не хотящий смерти грешника, и считает своими вра­гами тех, кто губят сами себя.

Беседа на псалом 82.

Блж. Феодорит Кирский

Яко се врази Твои возшумеша, и ненавидящии Тя воздвигоша главу

Подобно морю, шумят и волнуются, поступая с нами кичливо и дерзко, по неприязненности к Тебе предприяв воевать с нами; ибо, враждуя против Тебя, нападают и на народ Тебе преданный.

Евфимий Зигабен

Яко се врази Твои возшумеша и ненавидящии Тя воздвигоша главу

Давид здесь изъясняет причину, по которой Бог не должен долготерпеть, то есть, потому, говорит, Господи, что сии враги Твои, воюя против народа Твоего, или против нас по причине Тебя, они, говорю, возшумели, иначе произвели невыразительный некий шум, каковый обыкновенно бывает в войсках от множества людей. Или можно понимать и иначе глагол: возшумели, то есть, что питавшие к нам прежде вражду втайне, ныне объявили нам войну вслух и открытую по причине дерзости и гордости своей. Они подняли голову — сказано вместо: поднялись и вознеслись, надеясь слишком на споборников и помощников своих.

Другой говорит: Это сказано, как о и аспидах: подняли голову. Ибо как змии, желая ужалить, тихо от земли приподнимают голову; так противоборствующее славе Христовой, поднимают голову; но вдруг падают; падают от Него; ибо Он сокрушает главы змей. И божественный Кирилл: Враждующее против народа Божия и святых, против Него поднимают войну, так как первые суть рабы и близкие друзья Его.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 3-4 яко се, врази твои возшумеша, и ненавидящии тя воздвигоша главу. На люди твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя твоя

Здесь изображает Пророк, в какой опасности находились верные, показывая, что враги угнетали их не токмо силою и стремлением своим, но и коварными советами, так что Израильтяне не уповали избежать и самыя смерти. Полагая глаголы, возшумеша, и воздвигоша главу, разумеет, что враги, надеяся на свои силы, поступали зело неистово и гордо. А как таковая гордость зело колеблет сердца благочестивых людей: для того святые, призывая на помощь Бога, по большей части представляют Ему гордость врагов своих, и просят, дабы смирил оную. Заметить должно, что все те, кои озлобляют Церковь, нарицаются врагами Божиими. Сие великим служит утешением для нас, когда помыслим, что они суть общие нам и Богу. А сие проистекает от благодатнаго завета Его, в котором обещал Он быть соперником всем сопротивникам нашим. Да и праведно: отнележе бо восприял нас под покровительство Свое, с того самаго времени стали мы безопасны, так что враги не могут иначе оскорблять нас, чтоб купно и Божия величества не оскорбить. А хотя бы к гордости и неистовому устремлению врагов присовокупилось еще и коварство, но мы должны прославлять Бога, что и против сего зла имеем помощь от Него. Якоже бо сокрушает гордых, ярящихся на нас, тако запинает и коварных в коварстве их (1Кор. 3:19). А дабы не возмнили мы, что навсегда будем преданы наветам и ухищрениям врагов, Пророк употребляет прилагательное имя, исполненное утешения и надежды, нарицая нас сокровенными Божиими: ибо сими словами научает, что Бог хранит нас под кровом крил Своих. Сего ради и инде глаголет: покры мя в тайне селения Своего (Пс. 26:5).

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 3–4 Яко се, врази Твои возшумеша, и ненавидящии Тя воздвигоша главу. На люди Твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя Твоя

В этих изречениях псалмопевец выражает причину, почему, при настоящих обстоятельствах, Господь Бог не должен пребывать в покое и в молчании, почему не должен являть Свою кротость и долготерпение. Потому что вот, говорит он, враги Твои подняли страшный шум, обнаруживая ненависть свою против нас, народа Твоего, они возненавидели Тебя Самого, и вообразив себя сильными и непобедимыми, возгордились против Самого Царя мира, горделиво подняли голову (воздвигоша главу). Они не только угрожают явным нападением на нас, но составили тайный, коварный совет против избранных Твоих; На люди Твоя лукавноваша волею. Святыми названы здесь те же израильтяне, которые, как состоявшие в завете с Богом, были хранимы Им, как и переведено это слово с еврейского: «враги Твои», Господи, так возненавидели народ Твой, что «составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою». Но Ты не потерпишь им такого лукавства и такой безумной гордости, ибо Ты гордым противишься (Иак. 4:6), а хитрых уловляешь их же лукавством (Иов. 5:13; 1 Кор. 3:19).

Объяснение священной книги псалмов.