Толкования на Пс. 88:21

Свт. Афанасий Великий

обретох Давида раба моего, елеем святым моим помазах его

См. Толкование на Пс. 88:20

Свт. Иоанн Златоуст

обретох Давида раба моего, елеем святым моим помазах его

Высказав выше пророчество о Христе, псалмопевец теперь ясно говорит об уверовавших во Христа. «Обрел», говорит, как будто о заблудившемся, сбившемся с пути. Действительно, мы были тою погибшею и заблудившейся овцою, которую искал пастырь, оставив девяносто девять прочих (Лк.15:4–5). Но в то же время называет себя и рабом, так как никогда не служил идолам, а равно и Давидом, по причине родства со Христом, а вме­сте – и как сильного рукою, потому что Давид значит: сильный рукою. Сильны рукою язычники, которые, подняв войну против идолов, помазаны были для этого святым елеем крещения, о котором Иоанн Богослов говорил: «и вы имеете помазание от Святаго» (1Ин.2:20). И вы все знаете, что помазывались для того, чтобы приготовиться мужественно выступить на борьбу; так точно и языч­ники нуждались для своей борьбы в дальнейшей помощи.

Беседа на псалом 88.

Блж. Феодорит Кирский

обретох Давида раба Моего, елеем святым Моим помазах его

См. Толкование на Пс. 88:20

Евфимий Зигабен

обретох Давида раба моего, елеем святым моим помазах его

Я думаю, что сии слова сказаны Богом об одном Давиде, а равно и следующие за ними до сего места: и именем моим вознесется рог Его, как говорит и Диодор, хотя божественный Кирилл, Дидим, Евсевий и Исихий относят и их ко Христу. Я, говорит, нашел Давида, чтоб был царем, отыскав его между детьми Иессея; ибо Бог сказал к Самуилу: я усмотрел себе между сынами Иессеевыми царя (1 Цар. 16,10); а о помазании Давида повествует книга Царств: и взял Самуил рог с елеем, и помазал его среди братьев его (1 Цар. 16,13). Далее святым своим Бог назвал елей помазания, как божественный, ибо он составлялся по божественному наставлению и таинственно.

Слова Григория Богослова: Помазанник (Христос) по божеству, ибо оно есть помазание человечества. Божественного Кирилла: Слово, будучи Богом, когда родилось по плоти от жены и стало человеком, тогда и по человечеству получило помазание и названо Помазанником (Христом). Исихий: Слово будучи Богом, рождаясь по плоти от жены и происходя, как человек, но пребывая, по прежнему, и Богом, принимая для Себя помазание, названо Христом. Ибо Слово будучи Бог и существуя, как царь, прежде веков, усвоило себе принадлежащее нам, дабы и мы обогатились тем, что принадлежит Ему. Опять Кирилл: Спаситель говорит: Отец пребывающий во Мне, Он производит дела: cиe то Отец и теперь говорит о Нем в сих словах; ибо рука Моя заступит Его, и мышца Моя укрепит Его.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 21-22 обретох Давида раба моего, елеем святым моим помазах его. Ибо рука моя заступит его, и мышца моя укрепит его

Пророк продолжает ту же мысль, показывая, что в Давиде ничего не было царскаго, прежде нежели Бог предварил его Своею благодатию. Сие бо изображается чрез глагол: обретох, аки бы сказал Бог, что Он восприял его туне. И потому имя раба не заслугу некую означает, но относится к званию, так как бы Бог властию Своею утвердил его царство: а что Бог утверждает, то, без сомнения, бывает законно. Благодатное же избрание во втором члене подтверждается паки: а помазание, котораго Давид сам собою не искал, но сверх чаяния получил, было знамением онаго. Понеже убо добровольно и по единому благоволению Своему предварил Бог Давида, и рукою Самуила помазал его в цари, сего ради прилично глаголет: обретох Давида раба Моего. По сих присовокупляет, что будет заступником и хранителем царя сего, котораго Сам избрал и воцарил: ибо не оставляет предначатых дел Своих, но с последствием времени приводит их к концу своему.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

обретох Давида раба Моего, елеем святым Моим помазах его

Бог ясно сказал чрез Нафана, что Он Сам призвал Давида на царство, снабдил его для этого божественными силами (помазал) и укрепил его против всех его врагов, поставил его властелином великого царства. Обретох Давида и пр. все зависело от того, что Бог избрал Давида и потомков его для власти, иначе они были бы самозванцами, не достойными Его помощи; но так как они были поставлены Богом, то, по мнению верующих, никакая земная сила не могла лишить их престола. Совершенное по поручению Божию помазание было, с одной стороны, фактическим выражением призвания Божия, а с другой, символом сообщения высших, божественных сил света и жизни (масло делает блестящим и крепким, оживляет тело), которые Бог сообщал своему тогдашнему представителю, теократическому царю.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

обретох Давида раба Моего, елеем святым Моим помазах его

См. Толкование на Пс. 88:20