Толкования на Пс. 92:1

Свт. Афанасий Великий

В день предсубботный, внегда населися земля, хвала песни Давиду

Содержание: В предыдущем псалме, надписанном: в день субботный, изображается второе пришествие Господа, после которого будет Он царствовать в новом веке со Святыми Своими. Очевидно же, что день предсубботный есть первое его пришествие, когда и земля населена, т. е. когда в целой вселенной основана Церковь святыми Апостолами и Евангелистами, возвестившими на земле слово о Христе.

Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася: ибо утверди вселенную, яже не подвижится

Господь воцарися, в лепоту облечеся

Поскольку род человеческий, отступив от царства Божия, подпал мучительству сатаны; то пришел Единородный. чтобы снова подчинить его Своей державе, что и совершено. Лепотою же Божиею именует спасение рода человеческого. Ибо, если бы Господь не воплотился, приняв на Себя естество наше, кроме греха; то не было бы нам спасения. Подобает бо Ему царствовати, дондеже положит вся враги под ногама своима (1 Кор. 15,25).

Облечеся Господь в силу и препоясася

Этими словами означает нам низложение сопротивных сил, которое Господь и совершил, как бы восприяв на Себя воинский вид. Ибо утверди вселенную, яже не подвижится. По предварительном поражении их, т. е. сопротивных демонов, Господь на камне создал Церковь, которой не одолеют и самые врата адовы.

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

Хвала песни Давиду, в день субботный, внегда населися земля

Псалом имеет в надписании также нечто ясно высказанное; почему иудействующий далек от согласия на сие надписание. Читается же оно так: «хвала песни Давиду, в день субботный, внегда населися земля». Ибо кто из обучившихся слову о благочестии не знает, что в день субботний совершено таинство победы над смертью, когда тело Господне, в точности по закону, пребывало недвижимым на ложе во гробе? Кто не знает и того дня, «внегда населися земля». Населителем нашим, Который, сокрушив истребителя нашего селения, разрушенное снова воссоздал от основания? А истребителем нашим была смерть, которую Господь тогда привел в бездействие, когда, пребывая недвижимым на том месте, где находился, казался нам субботствующим, поборол же силу смерти, пролагая Собою путь всем умершим к воскресенью от смерти. Но не приемлет таинства субботы враг креста Христова.

Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася: ибо утверди вселенную, яже не подвижится

Потому и сия «хвала» у евреев не надписана; ибо не соглашаются они, что Тот есть Господь, Кто, соделавшись подобным нам и прияв на Себя наше поношение в образе раба, снова воцарился, и «облечеся» в Свою «лепоту», и возложил на Себя силу Свою. Сила же и лепота Сына – Отец. Сей-то Сын расслабленное грехом естество человеческое снова соделал твердым, чтобы оно не уклонялось более в порок и не допускало до себя греховной бури.

О надписании псалмов.

Свт. Иоанн Златоуст

Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася: ибо утверди вселенную, яже не подвижится

Этот псалом у евреев не имеет надписания, но имеет его у семидесяти, которые желали понимать его в отношении к истинному Давиду, – сильному рукою (это именно и значит Давид), т.е. Христу, потому что настоящее пророчество составлено в похвалу и песносло­вие Христа. Начала надписания в более точных списках не имеется; поэтому мы считаем излишним и изъяснять его.

Когда же, скажешь, Бог, Который был царем от вечности, начал царствовать? В какое благолепие облекся Тот, Кто Сам есть благолепие? Если небо так прекрасно, что ничего нельзя прибавить, если таковы же звезды и прочие стихии творения, то не чрезмерно ли и не по существу ли великолепен Тот, Кто создал такое благолепие? Очевидно, что пророк предсказывает воплощение Господа. Под­линно, плоть Господа справедливо называется великолепием, во-пер­вых потому, что она носит Его образ, а во-вторых потому, что безгрешна, наконец, и потому также, что Ему, как благому и чело­веколюбивому, подобало совершенное ради нас таинство, почему Дух Святый в другом псалме и назвал Его прекраснейшим из сы­нов человеческих (Пс. 44:3). Эту плоть пророк называет не только благолепием, но и силою, – не потому, чтобы Сильный полу­чил от нее силу, а потому, что чрез нее Он открыл неведомую для мира Свою силу. Вместе с облечением пророк естественно ука­зал и на препоясание, желая показать, что Господь не только принял образ раба, но и препоясал Себя так несказанно, т.е. соединил и совокупил с Собою человечество, что Слово и плоть стали едино, почему и говорится, что Слово стало плотию. Это таинство и имел в виду пророк. «Ибо утвердил вселенную, которая будет неподвижна». Вот, говорит пророк, причина воплощения Слова: Оно пришедши утвердило вселенную, колебавшуюся заблуждением, так что она бо­лее уже не подвергнется колебанию. Разумей здесь также и вселенскую церковь, которая не поколеблется (в ней обитают ангелы и Сам Бог, почему она и называется Его домом), потому что, хотя бы и множество врагов нападали на нее, но она основана на камне «и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18), т. е. уста еретиков.

Беседа на псалом 92.


См. Толкование на Пс. 96:1

Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового Заветов.


Когда тот (при­сущий человеку) образ (Божий) различными способами был погублен и разрушен, пришел Спа­ситель и восстановил Свой образ, и что истребил диавол, то воссоздал Творец, сделавшись человеком, Человеколю­бец, не в унижение Себе, но по человеколюбию к нам. Это-то божественное и удивительное снисхождение предвозвещая, блаженный Давид говорил: Господь воцарился, в благолепие облекся. Конечно, не безначальному и безтелесному Божеству приписывается облечение (потому что нет ничего бла­голепнее Бога, чтобы Бог мог облечься в благолепие), но человеческой природе. Мы, люди, прикрываем благолепием одеяний члены нашего тела, а Бог, будучи простым и безте­лесным, един имея безсмертие и пребывая во свете непри­ступном, в каком великолепии нуждается или в какое одеяние облекается? Вполне очевидно, что благолепием пророк на­звал воплощение. Называет же он нашу плоть лепотой не по ее природе телесной, но в виду возможного для ее носителя совершенства в добродетелях. Так телу Господа усвояется великолепие не потому только, что оно — тело, но потому, что Он не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис.53:9). Господь воцарился, в благолепие облекся. А Исаия говорит, что и всех людей (Господь) облечет и украсит как невесту (Ис.49:18).

Облекся Господь силою, т.е. домостроительство, воссиявшее в воплощении (послужило проявлением его силы). Что сильнее этого честного и святого тела? Что крепче? По­средством тела Он победил безтелесных лукавых духов и крестом низложил противные силы. Вникни дальше: препоясаться — не означает ли подвергнуться ограниченно? А в та­ком случае, когда святой и безконечной природе угодно было заключиться в теле, — не то, чтобы она подлежала ограничению сама по себе, но возможность ограничения явилась здесь вслед­ствие явления во плоти, — тогда-то справедливо можно было ска­зать: облекся Господь силою и препоясался. И что следует далее? Ибо утвердил вселенную, которая будет неподвижна. Итак, после того как в первое время грех поколебал вселенную, Спаситель прийдя водрузил крест и тем утвердил вселенную. Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ей (Мф.16:18). И Павел: твердое основание Божие стоит, имея печать сию (2Тим.2:19). Два слова про­изнес Господь: на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ей. Не употребил Он длинного периода слов, не сказал: Я создал Церковь, и ни цари, ни правители, ни гонители, ни палачи, ни мудрецы, ни простецы, ни витии не одо­леют ее, потому что неодолимо и непобедимо царство Христово, — но одним словом обозначил ее могущество и простым вы­ражением укрепил обещание: на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. Два слова, — не простые слова, но Божии. Тот, Кто словом утвердил небеса, Кто словом положил основание земле, Он же и Церковь создал и все­ленную укрепил и утвердил, так что она не подвижется.

Изъяснение, что образ, состоявший в подобии Божием, первый человек утратил преслушанием.

Прп. Макарий Великий

Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася: ибо утверди вселенную, яже не подвижится

Сегодня Он утвердил вселенную, то есть душу, прежде бывшую пустынной, волнующуюся, трясущуюся, одержимую страхом и малодушием греха. Ибо [Господь] говорит: Стеная и трясыйся будеши на земли (Быт. 4, 12). Потому-то жилище души, возведенное на песке, сотрясалось и дрожало. Сегодня же это жилище было воздвигнуто на незыблемом камне Божества.

Собрание рукописей типа II. Беседа 52.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася: ибо утверди вселенную, яже не подвижится

Да, с лишком семь тысяч лет уже от сотворения, а вселенная стоит неподвижно, потому что утверждена силою Творца Бога, носящего все сильным словом Своим.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феодорит Кирский

Хвала песни Давиду, в день субботный, внегда населися земля

«Хвала песни Давиду», не надписан у Евреев. Слов: не надписан у Евреев – нет ни в Ексаплах, ни у Евсевия. Псалом же предвозвещает перемену в людях, потому что Бог не преложен и неизменяем, всегда тот же и таков же. Не возможно сказать, что иногда Он царствует, а иногда не имеет царства; напротив того всегда Он – Царь по естеству, хотя не всегда явно сие для людей. Весьма долгое время многие, не познав Его, подобающее Богу служение воздавали идолам. Но, по вочеловечении Бога и Спасителя нашего, Богопознание, подобно свету, распространилось по всей вселенной.

Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася: ибо утверди вселенную, яже не подвижится

Господь воцарися, в лепоту облечеся

Поелику страдание и познавшим произрастающий от него плод казалось горестным, так что и Пророк взывает: «и видехом Его, и не имяше вида, ни доброты: но вид Его безчестен, умален паче всех сынов человеческих» (Ис. 53:2–3); по вознесении же на небо, издало оно боголепные лучи: то справедливо возглашает Пророк: «Господь воцарися, в лепоту облечеся». Ибо не то приял, чего не имел, но то явил в Себе, что имел. Так и Отцу Своему говорит: «прослави Мя Отче славою, юже имех у Тебе, прежде мир не бысть» (Ин. 17:5).

Облечеся Господь в силу и препоясася

Что «Христос – Божия сила и Божия премудрость» (1 Кор. 1:24), ясно научил нас сему божественный Павел. Поэтому не от инуду приял силу, которой бы прежде не имел, но собственною Своею силою действовал на врагов. Пророческое же слово изображает Христа как бы некиим царем, который облекается в царское всеоружие, препоясуется поясом и вступает в борьбу со врагами; а потом показывает происшедшия от сего благия действия.

Ибо утверди вселенную, яже не подвижится

Незыблемою и твердою соделал вселенную; потому что имеет уже в себе неколеблемость Божественнаго ведения и освобождена от прелести лжи. Люди не покланяются уже, то тем, то другим богам, но воздают чествование истинному Богу.

Евфимий Зигабен

Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася: ибо утверди вселенную, яже не подвижится

Господь воцарися

Сын всегда царь, как Бог. Но Он не всегда был узнаваем людьми, по словам Феодорита, что Он таковой царь. Ибо, не признавая Его прежде за царя, после, по воскресении из мертвых, уверовав, мы удостоверились, что Он царь как Бог. О сем-то пророчествуя Давид говорит, что Господь воцарился, т. е. признан за царя. Или и иначе: хотя Он был царь, как Бог, и прежде, но Он воцарился после и как человек: дана Мне, говорит, всякая власть на небе и на земле (Матф. 28,18), также: а Я поставлен царем от Него (Пс. 2,6).

Слова Григория Богослова: Сугубо царство Спасителя, одно предвечно, а другое подначально; ибо царь называется царствующим в первом значении, как вседержитель, над хотящими и нехотящими… во втором (значении), как приводящий к покорности и подчиняющий своему царству охотно нас приемлющих Его царствование. Афанасий: Поелику человеческий род, отступивши от царства Божия, подпал власти сатанинской; то посему пришел Единородный, чтобы опять покорить его своему скиптру, что и совершено.

В лепоту облечеся

Сими словами Давид выразил приличную Богу славу и власть; ибо это означает: в благолепие облекся. Или и иначе: поелику Христос, когда был умерщвлен по плоти, не имел, по словам Исаии, вида, ни красоты; то посему по воскресении своем Он оделся в благолепие и несравненную красоту нетления, по словам Феодорита и Аполлинария.

Под благолепием разумеется и наша во Христе плоть, как оказавшаяся чистою и неимевшею срама от гpехa, по изъяснению безъименного.

Облечеся Господь в силу и препоясася

И здесь глагол: облечеся, должно принимать в значении, изложенном выше, поколику Господь имел благолепие и божественную силу сокровенными, ибо Он есть Божия сила (1 Кор. 1,24), а потом открыл оные, когда вознесся, или возвратился на небо, а не отвне облекся оными, по Феодориту. И препоясался, надобно понимать благочестиво, вместо: приготовился, ибо препоясание чье либо есть знак приготовления.

Слова Григория Богослова: Пророческое cиe слово изображает Его в виде никоего царя, облеченного в царское всеоружие, и ополчившегося против врагов, ибо представляет Его облекшимся в силу и препоясавшимся, очевидно против нечестивых, если кому не угодно разуметь под сим преизобилие и вместе как бы ограничение, ибо кто устоит пред неограниченною силою. Тоже почти говорит и Феодорит.

Ибо утверди вселенную, яже не подвижится

Поелику вся вообще вселенная колебалась от заблуждения идолопоклонства, то посему Господь утвердил ее истиною богопознания, почему она не колеблется более от заблуждения, как утвержденная на камени веры. В особенном отношении под вселенною разумеется, по изъяснению Евсевия и безъименного истолкователя, церковь, которую населяют верующие христиане, ибо ее, по изречению Спасителя, и врата ада не преодолеют.

Слова Феодорита: Или, быть может, поелику сказал: Господь воцарился, то чтобы кто не подумал, что Он получил то, чего не имел, Он говорит: не ныне Ты получил рукоположение на царство, но имеешь оное непоколебимым с прежнего времени и от начала прежде веков. Ибо престол Твой во век века, и Ты один и тот же и лета Твои не оскудеют. Слова безъименного: Таинство воплощения Господня готово с того времени. С какого? От века, говорит, т. е. от начала создания видимого миpa. Ибо еще тогда, созидая человека, произвел его по своему образу, положив на нем царскую печать, зная, что надлежало его некогда воспpиять, почему и прибавил: Ты существуешь, как бы так говоря, что воплотившись ныне, Ты тот, который создал человека от начала. Тоже самое говорит и божественный Григорий, Феесалоникский в своем слове на Богоявление.

Еп. Ириней (Орда)

Ст. 1-2 Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася: ибо утверди вселенную, яже не подвижится. Готов престол Твой оттоле: от века Ты еси

Псалом 92 написан, кажется, по случаю поражения гордых, враждебных Израилю соседних народов (во времена Давида?), каковым поражением Господь блистательно показал, что Он есть славный, всемогущий и вечный Царь мира, против Которого ничего не могут сделать самые могущественные и самые неистовые народы, так как Он превознесен над ними.

По надписанию, которого нет в еврейском и во многих кодексах LXX, псалом этот пели в пятницу; в Мишне (Тамид. VII, 4) также показано, что его пели в пятницу во время утренней жертвы, и теперь в иудейских молитвенниках он стоит как утренняя молитва в пятницу. Внегда населитися земли – когда земля получила своих первых обитателей, что, как известно, было в пятницу, в день создания Адама и Евы.

Господь воцарися – Бог есть Царь всея земли, Царь и язычников, как это Он только что доказал, усмиривши тех, которые не хотели признавать Его. Величественное Его царское облачение есть творение, в котором Он непрестанно открывает Свою славу (лепоту) и Свою власть (силу). – С евр. «Господь царствует»; Он облечен величием, облечен Господь могуществом и препоясан; потому вселенная тверда и не подвижется; «престол Твой утвержден искони; Ты – от века». Бог есть Царь, имеет царское величие и могущество, потому что Он есть Творец мира и со времени творения мира (оттоле), от вечности стоит престол Его.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 1-2 Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася: ибо утверди вселенную, яже не подвижится. Готов престол твой оттоле: от века ты еси

Вся группа псалмов с 92 по 99 в еврейской Библии не имеет надписания имени автора, в греческой же Библии и в Вульгате семь последовательных псалмов, начиная с 92 и кончая 98, приписываются Давиду, 99-й же псалом и в этих Библиях надписания имени автора не имеет. Во всех этих псалмах нет никаких исторических указаний на время их написания. Но между ними много общего, это - благодарственно-хвалебный тон изложения, воспевание величия Бога, изображение ожидаемого наступления Его царства и, отсюда, обращение к людям о следовании и послушании Ему. Все это указывает на происхождение псалмов из одной эпохи и заставляет предполагать одного и автора их. Из того, что содержание псалмов представляет большое сходство с пророчествами Исаии, изложенными в последней части (40-66 гл.) его книги (см. об этом у свящ. Вишнякова: Происхождение Псалтири (с. 441-442)), написание псалмов нужно относить ко времени, близкому пророку Исаии. В псалмах нигде не говорится о разрушении Иерусалима, опустошении Иудеи языческими народами, разрушении храма, это - с одной стороны, с другой - в писателе псалмов виден подъем религиозного чувства, соединенный с верой в наступление царства Господа, каковую (веру) он проповедует всенародно, с целью вселить и привить ее своим соотечественникам и тем содействовать их духовному возрождению; из всего этого можно думать, что временем написания псалмов могла быть такая эпоха, когда еще признаков близкой гибели Иудеи не было видно и когда в религиозно-нравственной жизни народа замечался подъем, вызвавший и сделавший возможным появление означенных псалмов. Такой же эпохой была лишь одна, это - время царствования Иосии, при котором был найден и читан всенародно автограф закона Моисеева, с проповедью которого ходил пророк Иеремия в народ, и при котором усиленные заботы царя были направлены на восстановление истинного богослужения и религиозно-нравственное возрождение народа. Для благочестивых поэтов это время было самым благоприятным для псалмопения и составления гимнов.

92 псалом по греческому тексту, равно как и в Вульгате, называется предсубботним, что указывает на время его богослужебного исполнения. Псалом и теперь в молитвенниках иудейских стоит как утренняя молитва в пятницу. Дальнейшее продолжение надписания - «когда населена земля», - указывающее, по-видимому, на связь содержания псалма с библейским повествованием о пятом дне творения мира, когда появился и венец творения - человек, на самом деле такой связи не имеет.

Господь всемогущий и вечный - есть Царь мира, поэтому Вселенная «не подвигнется»

Господь изображается могущественным Царем Вселенной, которая существует и управляется по Его непреложным законам. Никто этих законов, кроме самого Господа, изменить не может, поэтому Вселенная «тверда». Она не может «подвигнуться», никаких изменений на ней не может произвести никакое ограниченное существо, если на то не будет воли Господа, а так как при своем всемогуществе Господь и вечен, то такой порядок строения жизни мира тоже вечен и неизменен

Прот. Григорий Разумовский

Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася: ибо утверди вселенную, яже не подвижится

В нашей славянской Псалтири и в Библии последнего синодального издания сему, 92-му, псалму предшествует следующее надписание: В день предсубботный, внегда населися земля, хвала песни Давиду. По свидетельству блж. Иеронима, Евфимия Зигабена и др., этого надписания нет в еврейской Псалтири, и внесено оно в Библию или LXX толковниками, или позднейшими переводчиками для того, чтобы показать, что в иудейской синагоге псалом сей употребляли для пения в день, предшествовавший субботе, когда населилась, или стала обитаема, земля: так как в сей (шестой) день закончено сотворение мира и всех живущих на земле. И вот те, которые присовокупили к псалму это надписание его, думая, что псалом сей составлен Давидом, присовокупили и эти слова: хвала песни Давиду.

И в содержании сего краткого псалма также нет ясных и определенных указаний на то, что он принадлежит именно Давиду, а не другому какому-либо составителю. Видно только, что это действительно хвалебная песнь Богу, воспевающая величие, красоту и могущество Творца вселенной.

Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася: ибо утверди вселенную, яже не подвижится

Господь Бог, как Творец и Вседержитель мира, всегда царствовал во вселенной, но люди, пребывающие во тьме неверия и заблуждения, не всегда верили и в большей части не признавали Его как Царя мира. Только с пришествием на землю Сына Божия, Спасителя мира, люди познали и уверовали в Бога как Царя всего мира. Таким образом, изречения сего псалма: Господь воцарися и проч., – являются пророческими о Христе, Сыне Божием. Своим Божественным учением, страданиями, смертию и воскресением Он основал Церковь Свою на земле, или – что то же – приобрел Себе царство непоколебимое и вечное; великими чудесными действиями, особенно же Своим воскресением из мертвых, Он облекся красотою, славою и могуществом (в лепоту облечеся), чем и показал себя Царем не только по Божеству, но и как Человек, Сын Человеческий. Почему Он и говорит: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18). Лепоту, в которую облекся Христос, можно понимать и буквально. Так как Иисус Христос, когда был умерщвлен, то не имел, по словам пророка Исайи, ни вида, ни величия; Он был презрен и умален пред людьми (Ис. 53:2–3), а по воскресении Своем Он оделся в благолепие и несравненную красоту нетления: облечеся Господь в силу и препоясася. Этими словами, по мнению св. Афанасия Александрийского, означается низложение сопротивных, которое Господь и совершил, как бы восприняв на себя воинский вид [3, с. 307–308]. На основании апостолов, как бы на твердом камне, Господь создал Церковь Свою по вселенной и утвердил ее Своею Божественною силою, так что «и врата адова не одолеют ее» (Мф. 16:18). Другими словами, для распространения Царства Своего Господь Иисус Христос препоясался проповедию апостолов и чрез них утвердил вселенную в истинной вере, которую и самые врата ада не могут поколебать (яже не подвижится).

Объяснение священной книги псалмов.