Толкования на Пс. 96:1

Свт. Афанасий Великий

Псалом Давиду, егда земля его устрояшеся

Содержание: И здесь опять изображает спасение мира и веру всех народов во Христа.

Господь воцарися, да радуется земля, да веселятся острови мнози. Островами называет церкви, как движимые всяким ветром и окружаемые горькими волнами бедствий.

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

Псалом Давиду, егда земля его устрояшеся

Псалом не принят у Евреев с надписанием; потому что говорит о касающемся до нас и благовествует о состоянии нашей земли. Надписание приписывает Давиду сие псалмопение и выражается так: «Давиду, егда земля Его устрояшеся». Но слово: «Его», очевидно, относится не к Давиду, а к Богу; потому что земля, прежде отпадшая чрез грех, ныне, познанием Бога, приобрела постоянство; земля Божья – все мы, не устоявшие прежде в добре и за то подпавшие клятве, но потом избавленные от клятвы и снова достигшие постоянства в добре. И сие прямо благовествует самое начало псалмопения, а именно: поелику воцарился Господь, то радуется земля. Как иной сказал бы: поелику воссияло солнце, то освещается им земля: так, поелику возобладало Господне царство, то в нас веселие сего царства. Вот точные слова псалма: «Господь воцарися, да радуется земля: да веселятся острови мнози». Прекрасно Пророк назвал островами души показавших твердость и неизменность в искушениях. Хотя отовсюду окружает их море порока, однако же не имеет оно над ними столь великой силы, чтобы приражением своим произвести какое либо волнение в постоянной добродетели. Потом слово среди всего этого под облаком и мраком представляет неудобозримость Божия естества: «облак и мрак окрест Его» (Пс. 96:2) и, показав страшное действие карательной силы в сказанном: «огнь пред Ним предыдет, и попалит окрест враги Его» (Пс. 96:3), открывает Евангельское световодство, молниями называя слова Божественной проповеди, озаряющие целую вселенную; ибо говорит: «осветиша молнии Его вселенную» (Пс. 96:4), и в следующих словах показав высоту Евангельских таинств, именно, когда говорит: «возвестиша небеса правду Его, и видеша еси людие славу Его» (Пс. 96:6), и предвозвестив истребление идолов и уничтожение всякого заблуждения в словах: «да постыдятся еси кланяющейся истуканным, хвалящиеся о идолех своих» (Пс. 96:7), прилагает печать благ, сказуя людям пришествие Господа во плоти: «свет воссия праведнику, и правым сердцем веселие» (Пс.96:11).

О надписании псалмов.

Свт. Иоанн Златоуст

Господь воцарися, да радуется земля, да веселятся острови мнози

«Господь воцарился, да радуется земля». Нужно исследовать самое это изречение. Что он хочет сказать: «Господь воцарился»? Кажется, он говорит не о том, кто только что вступил на царство? Ведь никто не скажет о царе, царствующем с давнего времени, что «он воцарился», – потому что нельзя считать недавним приобретением того, что он имеет с давнего времени. Итак, что хотел сказать Давид словами: «Господь воцарился»? Ведь, если Он всегда царствует, излишне говорить – «воцарился»; тогда было бы сказано кстати: «Господь воцарился», если бы он хотел воспеть царствование, только что начавшееся. Между тем, когда начинается царство Божие? Разве недавно? Разве Бог когда-нибудь был Богом, не будучи царем? И как? У Бога нет ничего недавнего. Он не получает власть, не вступает на царство, но от века – Царь, от века – Владыка, от века – Творец, как говорит блаженный Моисей: «Господь будет царствовать во веки и в вечность» (Исх. 15:18). Если же блаженный Моисей, за много поколений раньше Давида, возвестил о царстве Божием, – что хочет сказать блаженный Давид, говоря о древнем, как о недавнем: «Господь воцарился»? Не ясно ли, что он разумеет здесь домостроительство Спасителя? В самом деле, царство Спасителя – двоякое: одно вечное и безначальное, другое – в конце веков, получающее начало от домостроительства. Именно, будучи царем всегда, он делается царем и по плоти, одно имея по природе, а другое получая по чело­веческому образу. Итак, воцарился наш Спаситель. Не напрасно говорит он: «Господь воцарился», но потому, что прежде, чем воцарился Христос, в мире царствовали другие начала; власть над созданием захватили незаконные властители, не по природному праву, но вслед­ствие усилившегося беззакония. Царствовали в мире бесы, не обладая царским достоинством, но своей незаконной властью пользуясь как царской. Итак, провозглашая уничтожение незаконной власти демонов и домостроительство, воссиявшее с пришествием Спасителя, псалмо­певец говорит: «Господь воцарился», т.е., воцарился, изгнав царство демонов и положив начало собственному, во плоти явившемуся и божественному, домостроительству. Впрочем, из самих писаний нужно показать, что царствовало в мире до Христа. Слушай, что говорит Павел: «однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими» (Рим. 5:14). Значит, было царство смерти. И с другой стороны – грех, как говорит тот же апостол: «да не царствует грех в смертном вашем теле» (Рим. 6:12). Как грех воцарился чрез одного человека, так и благодать царствует чрез одного. Итак, апостол показал, что до Христа и грех царствовал, и смерть; и они были преемниками друг другу в качестве жестоких царей и незаконных властителей. Первым воцарился в мире грех; потом по мере того как совершал человек течение своей жизни, он предавался царству смерти; а царством смерти человек, со своей стороны, возвращался во власть греха; от насилия к насилию, от неприятеля к неприятелю переходил род человеческий в качестве добычи. Царствовал грех, после него преемственно воцарилась смерть, потому что, говорит, «жало же смерти – грех» (1 Кор. 15:56), а род человеческий оставался в угнетении. Итак, этим-то угнетаемым жестокими властителями благове­ствует блаженный Давид пришествие царя. Как для притесняемых незаконным властителем весть о пришествии царя прогоняет уныние и печаль и оживляет радостные надежды, так и Давид утешает землю, погруженную в скорбь, попираемую, угнетаемую, притесняемую бесами, своими словами: «Господь воцарился, да радуется земля». И когда он воцарился? Когда началось его царство? По плоти он начал царствовать, когда сделался человеком; вечное же его царство не имело начала, и не будет иметь конца.

Беседа на слова: «Господь воцарился, да радуется земля».


И настоящей псалом находится в числе не имеющих у евреев надписания. Но семьдесят придумали для него подходящее к пророчеству название. Так как пророк воспевает здесь царство Христово и Его славные деяния, то справедливо псалом усвояется духовному Давиду, и говорится: «когда земля его устроялась», т.е. когда человеческая природа пришла в надлежащее состояние, так как раньше уклонилась от своего разумного назначения.

Бог, как Творец и Господь всей вселенной, всегда царствовал; но так как Он на некоторое время оставил род человеческий и попустил ему быть под властью духовных врагов, а теперь покорил послед­них и освободил первый, то пророк справедливо говорит: «Господь воцарился«, разумея под царством Божиим уничтожение заблуждения и низвержение идолов, которому радуется земля, видя себя освобожден­ною от того, о чем прежде она воздыхала вместе с остальными тварями. Веселятся также и «многочисленные острова», т.е. церкви из язычни­ков, поскольку истребление заблуждения открыло им доступ. Почему пророк называет церкви островами, как не потому, несомненно, что как острова лежат среди вод, так и церкви в водах кре­щения? Хорошо сказал пророк, что веселятся многие острова, а не все, показывая тем, что есть и другие острова, именно церкви ерети­ческие, которые, хотя и гордятся водою крещения, но не могут весе­литься, потому что они своими нечестивым образом мыслей о Боже­стве уничтожают благодать крещения.

Беседа на псалом 96.


Как ты понимаешь слова: Господь воцарился? Ужели в том смысле, что Он лишь недавно получил царское достоинство? Ведь, если бы псалмопевец сказал: «Господь царствует», то он изъяснил бы вечное Его достоинство; а теперь он говорит: Господь воцарился. Прежде явления Христа, прежде евангельской проповеди, над нашим естеством царствовали диавол, грех, смерть. Откуда это видно? Павел говорит: как «царствует грех в смертном вашем теле», так и благодать воцарится чрез Христа (Римл.6:12). Вот – царство греха! Где же – диавола? Послушай, что говорит Спаситель: «если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его» (Мф.12:26)? Вот – царство диавола! Где – царство смерти? Послушай слова Павла: «смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими» (Римл.5:14). Так как диаволь­ская троица, то есть, диавол, грех и смерть, возымела силу и властвовала над Святою и Пречистою Троицею, именно: диа­вол обольщал, грех умерщвлял, а смерть погребала, то поэтому Давид и благовествует находившимся под тою тиран­ическою властью и говорит, чтобы они ушли из-под ярма рабства и приняли возвещаемое владычество Христа: Господь воцарился. Царство смерти прекратилось, сила греха упразднилась, власть диавола окончилась. «Господь воцарился, да радуется земля». Радоваться должна некогда порабощенная, а теперь освобожден­ная, – некогда заблудшая, а ныне прославленная, – некогда быв­шая во гробе, а теперь находящаяся на престоле, – некогда – в безчестии, а ныне – в чести. «Господь воцарился». Так и в другом месте говорится (должно приводить сродные между собою мысли): «Господь воцарился, в благолепие облекся» (Пс.92:1). Мы одеваемся снаружи одеждою, чтобы прикрыть непристойные стороны нашего естества. А зачем Бог покрывает Свое бестелесное естество, исполненное света, лучше же сказать – блистающее светом? Но Он называет Своим одеянием самое тело Христово: «Господь воцарился, в благолепие облекся» «Благолепием» называет плоть Хри­стову. Она была прекрасна, не имея безобразия греха, потому что (Господь) никогда не совершил греха, и не нашлось ковар­ства в устах его (Ис.53:9). «Облекся Господь… силою и препоясался» (Пс.92:1). Так как пояс украшает царя, а пояс – отличительный знак царя и судьи, то Писание вводит Его и как царя, и как судию; Исаия говорит: «и произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина» (Ис.11:1–2, 5). Это одеяние Спасителя, т.е., одеяние плоти, сокровенно и образно имел архиерей в законе.

Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового Заветов.

Блж. Феодорит Кирский

Псалом Давиду, егда земля его устрояшеся

«Давиду» [по слав. переводу читается: «Псалом Давиду»], «егда земля его устрояшеся, не надписан у Еврей». И сие надписание приложивший признался, что не нашел онаго у Евреев, а приложил от себя. Следовательно оно не пророческое; потому что не соответствует и смыслу псалма. Пророк говорит об устроении всей земли, а не одной земли иудейской. Но, вероятно, и приложивший надписание под землею у Пророка, так как сладкопением его пользуются все люди, разумел целую вселенную. Впрочем псалмом предвозвещает и первое и второе пришествие Бога и Спасителя нашего, Богопознание у язычников, и будущий суд.

Господь воцарися, да радуется земля: да веселятся острови мнози

В сих словах Пророк предсказывает первое пришествие Спасителя, почему и побуждает к ликованию и веселию жителей твердой земли и островитян; так как те и другие, утешаемые надеждою будущаго, радуются. Сказал же, что Господь воцарился, не потому что тогда только приял Он царство, но потому что тогда только явил царство Свое людям. А чтобы не впадать в тождесловие, желающих точнее дознать сие просим прочесть истолкованное уже нами.

Евфимий Зигабен

Господь воцарися, да радуется земля: да веселятся острови мнози

Господь воцарися, да радуется земля

О речении: воцарися мы сказали в предъидущем псалме, изъясняя слова: скажите у народов, что Господь воцарился. А воцарился Господь с того времени, как победил диавола и низложил диавола и умертвил грех. И о радости земли мы также говорили в том же псалме.

Да веселятся острови мнози

Да радуются, говорит, частные церкви, как вышедшие из горького моря неверия, которые прежде покрывались со всех сторон волнами искушений, а потом получили твердое, по словам божественного Кирилла, стояние во Христе. Или просто под островами должно понимать души верующих, как изъясняет тот же Кирилл, а под землею—новую тварь.

Слова Григория Богослова: Обновляются у Бога острова, под которыми должно разуметь недавно устроенные из язычников церкви и получающие твердость удобовосходимую для Бога. Евсевия: Сказал: многие, а не все, по той причине, что есть церкви и неправомыслящие; ибо нечестивым не должно радоваться. А по словам Кирилла, церкви называются островами, как находящиеся как бы в море в сем мире и биeмые волнами-гонениями; но восходящие на высоту и непогружаемые скорбями. Ибо врата адовы не преодолеют ей.

Безъименного истолкователя: Можешь называть островами и души твердых в добродетели, которые хотя и обливаются от треволнения и бури страстей, но вовсе не терпят от них ничего.

Еп. Ириней (Орда)

Господь воцарися, да радуется земля, да веселятся острови мнози

Этот псалом составлен по поводу какого-то величественного наказательного действия Божия, совершенного над язычниками в пользу народа Божия. Являясь со строгостию против высокомерных язычников, Бог показал, что Он есть Царь (Господь воцарися), и этому должен теперь радоваться весь мир. По надписанию, он мог быть написан, когда Давид победил все соседние языческие народы и, утвердившись на престоле, устроил спокойствие и мир в земле своей. Упрочение теократии против язычества в глазах благочестивого псалмопевца было мировым событием, поэтому сорадоваться должен весь мир, многие дальние острова (на Средиземн. море) Ис. 42:10.

Из посл. Евр. 1:6 видно, что этот псалом мессианский; мы признаем его прообразовательно-мессианским. Поражение, какое потерпели враги ветхозаветной теократии вследствие нисхождения Божия для наказательного суда, было типом того страшного поражения, которое должны были потерпеть враги Царства Божия, сатана и его силы, во время пришествия Господа на землю. Поклонитеся ангелы поэтому относится как к ветхозаветному шествию Бога на суд, так и пришествию Господа (в совершеннейшем смысле) во Христе. Суд над антихристианскими силами начался уже с первым пришествием Христовым (на это пришествие указывают восточные отеческие толковники псалма), продолжает же совершаться, более или менее открыто, в течение века сего, но окончится при втором пришествии Господа (к этому относят большинство западных отцов, и – как кажется, ап. Павел).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

96 псалом представляет большое сходство с Пс 94 и 95 как в содержании, так и в тоне изложения, полном восторженной хвалы Богу. Сходство его с содержанием кн. пророка Исаии, указывает на его зависимость от первой и определяет время происхождения псалма не ранее написания пророком последней части его. Так как здесь не говорится о разрушении Иерусалима и храма, то написан он до времени наступления плена вавилонского. Псалом полон торжественного ликования, подъема религиозного чувства, что говорит за соответствующие радостные факты из религиозной жизни в народе. Таким временем было царствование Иосии, восстановившего истинное богослужение, и надписание «об устроении земли» можно понимать как устроение религиозное, а не политическое.

Господь воцарися, да радуется земля, да веселятся острови мнози

Господь - царь всего мира. Да радуются все народы. Окрест Его - мрак; правда - основание Его престола

Господь есть царь над всеми богами и всем миром. Этому должны радоваться не только евреи, но и «острова», все языческие народы, часто обозначаемые этим образом.

Прот. Григорий Разумовский

Псалом Давиду, егда земля его устрояшеся, не надписан у еврей

В еврейской Библии сего надписания нет, и, следовательно, оно внесено прежде в греческую, а потом и в нашу славянскую Псалтирь или LXX толковниками, или кем-либо из позднейших переводчиков, и внесено на основании догадок и предположений, потому что не вполне соответствует смыслу и содержанию псалма. В этом псалме, как и в предыдущем, пророк изображает величие и славу Божию, и вместе с тем, пророчествует о Царстве Христовом, предвозвещает, что проповедию евангельскою упразднится почитание идолов, и что Церковь Божия, озаренная светом Евангелия, восторжествует. Значит, здесь речь идет об устроении всей земли, а не одной только иудейской, в которой царствовал Давид, и только в значении гражданско-политическом. А потому и сей псалом относится к числу пророческих, мессианских.

Господь воцарися, да радуется земля, да веселятся острови мнози

Начинается сей псалом теми словами о воцарении Господа, какими в предыдущем псалме (Пс. 95:10) псалмопевец призывает все племена земных (отечествия язык) возвестить всем народам, что Господь воцарился, и по сему случаю он объявляет общую торжественную радость и веселие не только всей земле, но и всем островам, то есть жителям не только всех стран известного, современного ему мира, но и всем живущим на морских островах. О причинах сей радости говорит в следующих стихах (8 и др.).

Объяснение священной книги псалмов.