Толкования на Пс. 96:10

Свт. Афанасий Великий

Любящии Господа, ненавидите злая: хранит Господь душы преподобных Своих, из руки грешничи избавит я

Любящии Господа, ненавидите злая. Предлагается совет искупленным на свободу отвращаться всякого вида лукавства. Хранит Господь души преподобных Своих. Вы, отвратившиеся от лукавого, соделались преподобными; и Господь после этого будет охранять вас от лукавого. Ибо лукавый в собственном смысле есть грешник.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Любящии Господа, ненавидите злая: хранит Господь душы преподобных Своих, из руки грешничи избавит я

Чтобы, найдя чистую лю­бовь, Бог принял любящих как истинных и искренних сынов Своих. Поэтому, кто говорит, что любить Бога, а предается хотя бы и легкому пороку, или любит что-нибудь житейское, тот обманы­вает себя, потому что любовь к этому миру, как говорит Иаков, есть вражда на Бога (Иак.4:4). «Хранит Господь души преподобных Своих, из руки грешника избавит их». Вот какие блага полу­чаем мы от чистой любви к Богу. Мы становимся святыми и име­ем Бога хранителем величайшего нашего сокровища – души, так что не можем впасть в руки врага; а если и впадем, то Бог не оставляет нас, а освобождает, связывая истинного грешника, корень греха – диавола, и дает нам руку, чтобы мы убежали от незаконно восставшего на нас.

Беседа на псалом 96.

Блж. Феодорит Кирский

Любящии Господа, ненавидите злая: хранит Господь душы преподобных Своих, из руки грешничи избавит я

«Любящии Господа, ненавидите злая». Если любезно вам доброе, то гнушайтесь противоположным. «Ибо кое общение свету ко тме» (2Кор.6:14)? А в слове: «злая» Пророк воспретил все виды порока.

«Хранит Господь души преподобных Своих, из руки грешничи избавит я». Отвращаясь порока и заботясь о житии правом и правдивом, будете иметь попечителем и хранителем Господа всяческих, и преодолеете неприязненных, которые возстают на вас.

Евфимий Зигабен

Любящии Господа, ненавидите злая; хранит Господь души преподобных своих; из руки грешничи избавит я

Господь, говорит, ненавидит злых, и любит добрых. Посему кто хочет любить Бога, тот и сам должен подражать Богу в ненависти к злу и в любви к добру, чтобы подобное соединилось с подобным. Далее Господь хранит души преданных Ему, и избавит их во время скорби их от грешника, который собственно есть диавол, как виновник всякого зла.

Слова безъименного: Невозможно в одно время и одинаково любить и Господа и зло; потому что любовь ко Господу должна усовершаться чрез ненависть и отвращение ко всякому злу, т. е. к каждому порознь пороку, называемому злом. Другой говорит: ненавидьте зло, как противное и враждебное Богу не в существе природы состоящее зло (неимеющее природы не противополагается благой оной Природе, и нельзя предполагать какую нибудь природу в том, что называется злом; ибо мы не представляем ничего подобного, чему могли бы подражать с разумением); но под злом разумеем всякое худое и достойное ненависти дело. Далее не всех, но только души преподобных своих хранит Господь. Итак, если кто злоумышляет против преподобных; то нападения его имеют силу в причинении зла, или смерти телу; а душа остается без вреда и ущерба. Ибо кто не сознается, что души свидетелей истины были хранимы Господом, которого они исповедывали? Вот какую пользу мы получаем от чистой любви к Богу: мы делаемся преподобными и имеем стражем величайшего имущества—души нашей самого Бога, так что мы не находимся под рукою врага.

Еп. Ириней (Орда)

Любящии Господа, ненавидите злая: хранит Господь душы преподобных Своих, из руки грешничи избавит я

Если бы только Израиль всегда был достоин Божественной помощи против язычников, против всех своих врагов! – Поэтому обращение к народу (любящии Господа – верующие в Иегову; язычники ненавидели Его имя) удаляться от греха, так как Бог защищает только праведников; им достанется в удел спасение (свет) и радость.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 10-12 Любящии Господа, ненавидите злая: хранит Господь душы преподобных своих, из руки грешничи избавит я. Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие. Веселитеся, праведнии, о Господе, и исповедайте память святыни его

Все должны любить Бога, так как Он источник всякого блага

Из этих фактов Божественного покровительства писатель псалма делает соответствующее нравоучение: все праведные (может быть здесь разумеются только евреи, как в то время единственный народ, сохранивший истинное боговедение) должны любить Бога, быть Ему верными, так как в этом залог их счастья («свет сияет»); описанные же случаи чудесной помощи, как памятники Божественной святости («память святыни») и ничтожества идолов должны быть воспеваемы («славьте»).

Очевидно, что чтение при Иосии истории еврейского народа, полной фактами чудесного водительства и защиты его со стороны Бога, наполнило писателя восторженным чувством благоговения и дало содержание этому псалму.

Прот. Григорий Разумовский

Любящии Господа, ненавидите злая. Хранит Господь душы преподобных Своих, из руки грешничи избавит я

В этом стихе пророк обращается к тем, которые восприняли радость и веселие в сердцах своих, когда услышали благую весть о близком наступлении Царства Мессии, и, как бы желая приготовить их к достойному вступлению в сие Царство, увещает их так: вы возлюбили Господа и потому возрадовались, услышав о близком пришествии Его, и если желаете быть достойными Его Царства, вы должны возненавидеть (ненавидите злая) всякое зло, всякий грех. Вы любите Господа, а Господь есть Высшая Благость, Высочайшая Святость, с Которою не может иметь общения никакое зло, никакой грех. «Что общаго у света со тьмою(2 Кор. 6:14). Грядущее Царство Мессии (ст. 2) имеет благость и правосудие в основании Царства Своего, или, как говорит яснее св. апостол Павел: «Твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2 Тим. 2:19). Не бойтесь и в том случае, если какие-нибудь внешние обстоятельства или злые люди увлекают вас на грех или злое дело, надейтесь и тогда на помощь Божию и помните, что хранит Господь душы преподобных Своих, Он и из руки грешничи избавит их.

Объяснение священной книги псалмов.