Толкования на Пс. 97:1

Свт. Афанасий Великий

Псалом Давиду

Содержание: И этот псалом изображает первое пришествие Господа и веру в Него всех народов, дарованную им по обетованиям, какие возвещены были отцам. Поэтому, псалом побуждает все народы воскликнуть победную песнь, сложенную от лица их.

Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь. Ибо действительно дивно, что смерть приведена в бездействие и оживотворен снова человеческий род. Спасе Его Десница Его. Ибо Христос — Отчая Десница, потому что не имеет нужды в человеческой помощи, всю поднебесную приводит к Отцу Своему.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь: спасе его десница его и мышца святая его

Не без причины псалом надписывается: Давиду, а потому, что в нем содержится пророчество о таинствах Христа, Которого должно разуметь под Давидом, по изъяснению пророка Иезекииля, или вернее Духа Святаго, говорившего чрез последнего. И восставлю вам, говорит он, пастыря, раба моего Давида (Иезек. 34, 23). Давид умер за много поколений раньше, и следовательно Давидом пророк называет Христа, не только как происшедшего от Давида, но и как царя; а рабом называет Его как принявшего образ раба. Вот почему и настоящий псалом надписывается не: Давида, а: Давиду.

Воспойте Господеви песнь нову. Почему? Яко дивна сотвори. Итак основанием для новой песни служит то, что Бог сотворил дивные дела, или чудесные, как перевел Симмах. Что же это зa дела? Спасе его десница его, и мышца святая его. И что в этом было бы удивительного, если бы не то, что человек впал в отчаяние вследствие крайне умножившегося нечестия? Потому и Исаия говорит: всякая глава в болезнь, и всякое сердце в печаль; от ног даже до главы несть в нем целости: ни струп, ни язва, ни рана палящаяся; несть пластыря приложити, ниже елеа, ниже обязания (Ис. 1, 5, 6), равно и Давид: ecи уклонишася, вкупе неключими быша; нестъ творяй благостыню, несть до единаго (Пс. 13, 3). Потому-то человек необходимо и нуждался в деснице и мышце Бога, т. е. Его Единородного, — так как оба названия обозначают Его, как и Исаия говорит о Нем: аки пастырь упасет народ свой, и мышцею своею соберет агнцы (Ис. 60, 11). Не без причины псалмопевец назвал Его святым, а желая показать, каков Он в собственном своем существе. Итак Он спас погибшее создание, потому что Он не пришел судить мир, но спасти мир (Иоан. 3, 17).

Беседа на псалом 97.

Блж. Феодорит Кирский

Псалом Давиду

И сей псалом содержит в себе туже мысль; потому что предвозвещает то и другое пришествие Спасителя; но более говорит о пришествии первом.

Воспойте Господеви песнь нову; яко дивна (дела) сотвори Господь

«Воспойте Господеви песнь нову». Поелику Пророк возвещает изменение древняго порядка дел, и предрекает новый некий образ жизни; то спрадливо повелевает вознести Богу и «песнь нову».

«Яко дивна сотвори Господь». Преестественно и необычайно то, что совершено Богом всяческих.

«Спасе» Ему [в слав. переводе читается: «спасе Его»]. «десница Его, и мышца святая Его». Не однократно говорили мы, что рукою Пророк называет действование, а десницею-действование благое. Говорит же, что спасение человеков есть дело силы Его. Водясь безмерным человеколюбием, Господь прибытком для Себя почитает жизнь людей. Посему-то Пророк не сказал: «спасе» их «десница Его», но: «спасе Ему». Ибо, освободив их от прелести идольской и показав высоту Своего царства, преподал им спасение. И сие яснее выразил Пророк в присовокупляемом.

Евфимий Зигабен

Воспойте Господеви песнь нову; яко дивна (дела) сотвори Господь

О словах: воспойте Господу новую песнь, мы сказали в начале 95-го псалма, где и смотри. Господь сотворил чудные дела; ибо что может быть удивительнее того, что Бог сделался человеком, сделав и другие чудные дела, между которыми и то, что Он пострадал, о каковых написано в святом Евангелии? Посему-то и говорит, что за сии новые и чудные дела требуется новой песни.

Слова Кирилла: Поистине удивительное дело уничтожение смерти и оживотворение по прежнему рода человеческого. Ибо не один избавлен, как при Моисее один Израиль; напротив того спасена вся земля.

Спасе его десница Его и мышца святая Его

Божие, говорит, заступление возвратило Ему рабов Его, которые были в плену у диавола; и таковое заступление называет десницею (правою рукою), как способное, и мышцею, как могущественное. И в 43-м псалме сказано: но десница Твоя и мышца Твоя. В некоторых списках читается: Спасла его (αυτον) десница Его, т. е. погибшего человека; так как и это удивительно, что Владыка всего спас своими страданиями преступника и погибшего раба.

У Феодорита, Кирилла, Афанасия, Евceвия и Евфимия пишется: спасла ему, а у других спасла его.

Слова Божественного Кирилла: Возвратил и привел к своему Отцу поднебесную Христос, Который есть десница Отца, Творец всего и строитель. Тоже почти говорит Афанасий. Феодорита: Многократно мы говорили, что рукою называет действие: а десницею—доброе действие. Он говорит, что действие силы Его есть спасение людей. По безмерному своему человеколюбию своею корыстью почитает жизнь людей, почему и не сказал: спасла их десница Его, но спасла ему (или εαυτω); ибо, освободив их от заблуждения, состоящего в почитании идолов, и показав высоту царства своего, доставил спасение. И еще Кирилл: Всеукрепляющая десница Отца спасла для него и для Отца; что же спасла? Явно, что всю поднебесную. Евсевия: Итак, спасает ему—Богу десница Его ведомых ею к блаженству. Ибо не всякий спасаемый спасется для Господа Бога, но только тот, кто освобождается от зол и страстей здравым разумом и принимает познание истины с благочестием.

Еп. Ириней (Орда)

Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь: спасе его десница Его и мышца святая Его

Этот псалом очень сходен с Пс. 95-м (ср. Пс. 95:1 с Пс. 97:1, Пс. 95:11-13 с 7-8) и написан по случаю особенной великой помощи, какую Бог оказал Своему народу пред всем миром и которая состояла в суде над язычниками. Спасе его десница Его – десница Божия поставлено вместо «Бог», в смысле: Бог Сам помог, Собственною силою укротил язычников; ср. Ис. 59:16. Нападение язычников на народ Божий было нападением на Самого Бога; потому Бог справедливо представляется как бы «Самому Себе» оказывающим помощь.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Сергий Терновский

Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь: спасе его десница его и мышца святая его

Спасе Его десница Его. Афан.: Христос избавляется от смерти, яко десницею, Всемогущею Своею силою и не имеет нужды в человеческой помощи.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.

Лопухин А.П.

Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь: спасе его десница его и мышца святая его

Этот псалом, почти повторяющий 95-й, представляет хвалебную и благодарственную песнь Богу за какую-то Его милость. По 2 ст. эта милость представляется уже оказанной («явил Господь спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою»), но по 9 ст. эта правда, восстановления которой желал писатель и о которой он молил и в 95 Пс, здесь рисуется как ожидаемое только благо, но еще не пришедшее («идет судить землю… Будет судить… народы»). Вероятно, писатель псалма настолько был уверен в непреложности Божественных обетований и проникнут ожиданием близости наступления царства Господа, что будущее рисовалось ему как бы уже осуществляющимся.

Прот. Григорий Разумовский

Псалом Давиду

В нашей Псалтири на русском языке, изданной Российским Библейским Обществом в начале прошлого, XIX века, он надписывается «Псалом Давидов», причем слово «Давидов» поставлено в скобках. А в Вульгате, при объяснении надписания, сказано, что имя «Давид» в еврейской Библии не принято (см. Scripturae sacrae cursus completus. Т. XV. P. 1289). Из всего этого можно заключить, что псалом сей составлен не Давидом, а только внесен в кодекс псалмов с его именем и присоединен к группе однородных с ним псалмов, в которых говорится об ожидаемом пришествии Мессии. Псалом сей сходен с 95-м псалмом не только по содержанию, но и по многим словам и выражениям. В нем пророк предсказывает, что: 1) по распространении Богопознания во всем мире слава Божия откроется более, нежели как было в прежние времена, 2) что обетования, данные потомству патриархов Авраама и Иакова, исполнятся во всей силе, 3) что спасение людей будет проповедано по всей вселенной, а потому повелевает израильскому народу громко прославлять имя Божие, чтобы быть готовым с радостию встретить грядущего Судию вселенной. Говоря о первом пришествии Христа, пророк касается отчасти и последнего пришествия Его для всемирного Суда.

Ст. 1–2 Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь: спасе его десница его и мышца святая его. Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою

Пророк-псалмопевец снова (как в 95-м псалме) призывает иудейский народ воспеть Господу Богу новую песнь, причем указывает тут же и причину, побуждающую к сему пению: яко дивна сотвори Господь. Сии дивныя дела Господни, как пророку, ему открыты были Духом Святым еще за многие столетия, и Он не мог не говорить о них, хотя бы в общих чертах. В самом деле, если представим себе всю жизнь Господа Иисуса Христа, от Его рождения до вознесения на небо, то увидим, что вся она – эта жизнь – состояла из одних чудных дел. Бог – Слово Отчее – воплотился и сделался человеком, сожительствующим с человеками, – не чудно ли это? Явившись на проповедь Евангелия, не только учил словом, но и в примерах смирения, терпения, кротости и великодушия, с которыми переносил разные клеветы и оскорбления, в подвигах труда и нестяжательности; по которой не имел где главы преклонити, но показал такие образцы жизни, о которых до того времени не имели люди и понятия. «Не дивна ли вся сия во очию нашею?» (ср. Мф. 21:42; Пс. 117:23). Наконец, Его крестные страдания за грехи людей, Его смерть и воскресение из мертвых не служат ли свидетельством, с одной стороны – Его неизреченной любви к роду человеческому, а с другой – Его всемогущества, которым Он сохранил Себя невредимым от смерти, а с Собою вместе и весь род человеческий искупил от греха и смерти, от власти диавола и от ада. Это и выражено словами: спасе Его десница Его и мышца святая Его. И в этом же сказал Господь спасение Свое, ради которого Он приходил на землю, чрез это же Он объявил Свою милость и правосудие ко всем людям (пред языки откры правду Свою) .

Объяснение священной книги псалмов.