Толкования на Пс. 105:34

Свт. Афанасий Великий

Не потребиша языки, яже рече Господь им

См. Толкование на Пс. 105:1

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 34-36 Не потребиша языки, яже рече Господь им. И смесишася во языцех и навыкоша делом их: и поработаша истуканным их, и бысть им в соблазн

Го­сподь запретил им сношения с язычниками, чтобы удержать их от общения в нечестии, уничтожая конец в начале, истребляя плод вместе с корнем и меньшим злом предупреждая большее. Но они и в этом отношении нарушили Божеский закон: не истребили нечестивых народов и не избегали общения с ними, но подражали их порочной жизни. При этом пророк, показывая, что Бог не человеконенавистничеству научал их, но только желал оградить их безопасность, прибавил: «и было им (это) в соблазн» – это общение и связи с язычниками, – и соблазн не случайный, потому что в своем безумии они доходили до извращения природы.

Беседа на псалом 105.

Прп. Макарий Великий

Не потребиша языки, яже рече Господь им

<…> да истребим совершенно народы внутри самих себя, скажем Господу: «Рассыпь народы, желающие брани», «Блесни молниею, и рассей их» (Пс 67, 31; 143, 6). Ибо себя мы ускоряем, не израильтян, говоря: «Не истребили народов, о которых сказал им Господь»; себя мы укоряем, не идолов, что уши имеем и не слышим, глаза имеем и не видим (Пс 113, 13-14), потому что нет Духа в нас.

Собрание рукописей типа III. Поучение 28.

Блж. Феодорит Кирский

«Не потребиша языки, яже рече Господь им»

Евфимий Зигабен

Ст. 34-35 Не потребиша языки, яже рече Господь им. И смесишася во языцех и навыкоша делом их

Евреи, говорит, не истребили всех народов, бывших в земле обетованной, как повелел им Бог, чтоб они не научились злым делам их, и не стали поклоняться идолам, как повествует о них книга Судей. Напротив того, смешавшись с народами, они научились злым и нечестивым делам их. Смотри в 77-м псалме стих следующий: и обратились и отверглись, как и отцы их.

Не только, говорит Златоуст, не истребили, но и смешались с ними и самовольно пали в нечестие; и не только их не сделали лучшими, но и сами чрез них сделались хуже.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 34–39 Не потребиша языки, яже рече Господь им. И смесишася во языцех и навыкоша делом их: и поработаша истуканным их, и бысть им в соблазн. И пожроша сыны своя и дщери своя бесовом, и пролияша кровь неповинную, кровь сынов своих и дщерей, яже пожроша истуканным ханаанским: и убиена бысть земля их кровьми, и осквернися в делех их: и соблудиша в начинаниих своих

По указанию Божию, Моисей поставил своим преемником Иисуса Навина и объявил израильтянам Божие повеление, чтобы они, когда войдут в землю Ханаанскую, изгнали из нее всех ее жителей, «истребили идолов, разорили святилища их на высотах», разделили землю по жребию на уделы по племенам и, поселившись там, не вступали ни в брачные союзы, ни в мирные сношения с хананеянами. Пока живы были старейшины, свидетели чудес, совершенных Моисеем и Иисусом Навином, израильтяне строго исполняли Закон Божий: с хананеями в союз не вступали и между собою жили в согласии. Когда же умерли те старейшины, и выросло новое поколение, тогда скоро забыты были завещания Моисея и Иисуса Навина: народы, которых приказано было истребить или изгнать, не только не истреблены (не потребиша языки, яже рече им Господь), но напротив, израильтяне дозволили жить им в пределах земли обетованной, сблизились и сроднились с ними (смесишася во языцех), вступали в брачные с ними союзы и навыкоша делом их, т.е. переняли из языческие обычаи; мало того, многие израильтяне участвовали в идольском богослужении язычников (и поработаша истуканным их), чем приводили в соблазн всех других (и бысть им в соблазн все то идолослужение). Войдя в родственные отношения с жителями Ханаанской земли, израильтяне служили истуканам их, которые сделались для них сетью, или, что то же, – соблазном. Языческое идолослужение довело их до того, что многие из них «приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам ханаанским» (по пер. с евр.), – и все те, которые приносили в жертву идолам ханаанским (ст. 38) своих сыновей и дочерей, в собственном смысле приносили в жертву бесам; потому что «вси бози язык бесове» (Пс. 95:5), и осквернена земля убийствами, кровьми, т.е. земля потерпела убийственное насилие от проливаемой невинной крови. Продолжая свое обвинение новых поселенцев Ханаанской земли, пророк говорит, что они оказались не лучшими прежних обитателей этой земли: осквернили себя делами своими, блудодеяние обнаруживали поступками своими. «Блудом здесь, – говорит блж. Феодорит, – пророк называет не только непотребство, но и служение идолам» (6, с. 514]. Как здесь, так и в других местах Писания служение идолам языческих народов пророки вообще называют блудодеянием, дерзостию пред Богом, чтобы показать, что духовная чистота состоит в служении единому истинному Богу.

Объяснение священной книги псалмов.