И виде Господь, внегда скорбети им, внегда услышаше моление их
Все это подтверждается событиями: и то, что они обращались к Богу, вынуждаемые необходимостью, и то, что обращение их всегда бывало услышано.
Беседа на псалом 105.
И виде Господь внегда скорбети им, внегда услышаше моление их
Сие показывает и история, а именно, что вынуждаемые необходимостию обращались с прошениями к Богу, и как скоро просили, бывали услышаны.
Ст. 44-46 И виде Господь, внегда скорбети им, внегда услышаше (посему Он и услышал) моление их. И помяну завет свой, и распался по множеству милости своея. И даде я в щедроты пред всеми пленившими я
Бог, говорит, видел, что евреи скорбели и услышал моление их, почему и вспомнил завещание Свое и обетование, данное Им Аврааму, Исааку и Иакову, и, как многомилостивый, переменил гнев свой на милость. Ибо это означает: раскаялся. Посему Он ущедрил и помиловал их не тайно и скрытно, но ясно и открыто, так что о сей милости Божией узнали все пленявшие евреев. Потому что различные народы в различные времена, как повествует книга Судей, пленяли их. А это, по словам Евсевия и Афанасия, случилось, как передает Ездра, при царе Кире, Дарие и Артаксерксе.
Сии цари, сжалившись над евреями, не только освободили их от плена, но и дали денег на постройку Божия храма. А раскаянием называет, по Феодориту, прекращение наказания. Слова Исихия: Видишь ли сколь велика милость Божия? Она преклоняет к нам на милость и врагов, при том не некоторых только, но и всех. Вследствие чего и пленявшие враги получают сердоболие отцов к пленным. Из чего видно, что первое есть следствие гнева, а второе—человеколюбия. Ибо в том и другом мы имеем нужду для нашего исправления.
И виде Господь, внегда скорбети им, внегда услышаше моление их
В наказание за это Бог неоднократно предавал их угнетению язычников, с которыми они вступали в союзы, но снова освобождал их, когда обращались к нему за помощию, вспоминал Свой завет и возбуждал к ним милость со стороны их угнетателей. Ввиду такой милости Божией, столь часто открываемой, несмотря на все предшествующие согрешения, народ и теперь молит Бога, чтобы Он помог ему, освободил из-под власти язычников, за что он будет тогда прославлять Его.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Ст. 44–46 И виде Господь, внегда скорбети им, внегда услышаше моление их: и помяну завет Свой, и раскаяся по множеству милости Своея: и даде я в щедроты пред всеми пленившими я
Каждый раз, когда Господь Бог предавал евреев в руки врагов их, они приходили в сознание своих заблуждений, скорбели и, раскаиваясь во грехах своих, обращались к Богу с мольбою о помиловании. Это означают слова 44-го стиха: и виде Господь, внегда скорбети им. Когда Господь слышал вопль их, обращенный к Нему, тогда вспоминал завет Свой с ними и раскаивался по множеству милости Своей, вспоминал завещание Свое и обетование, данное Им Аврааму, Исааку и Иакову, и, как многомилостивый, переменял гнев Свой на милость; это и означает слово раскаяся. Так Он освободил их от жестоких притеснений Иавина, царя Асирского, так помиловал и освободил от мадианитян и амаликитян, которые семь лет опустошали землю Израильскую, травили поля и грабили народ; неоднократно освобождал их от угнетения аммонитян и моавитян и других иноплеменных народов, много раз избавлял их от нападений филистимлян, не только во времена судей, но и при царях Сауле и Давиде. Всего этого как бы недостаточно было Господу Богу для изъявления милостей покровительствуемому Им народу, и вот псалмопевец в заключение говорит: и даде я в щедроты пред всеми пленившими я, т.е. Господь возбуждал к ним сострадание и милосердие во всех пленявших их. В числе таких лиц история представляет нам Кира, царя персидского, который дозволил бывшему в плену вавилонском народу иудейскому возвратиться в свое отечество, и Александра Македонского, который, по завоевании царства Персидского и взятии города Иерусалима, также оказал большие милости иудеям.
Объяснение священной книги псалмов.