Толкования на Пс. 108:17

Свт. Афанасий Великий

Ст. 17-19 И возлюби клятву, и приидет ему: и не восхоте благословения, и удалится от него. И облечеся в клятву яко в ризу, и вниде яко вода во утробу его и яко елей в кости его: да будет ему яко риза, в нюже облачится, и яко пояс, имже выну опоясуется

И возлюби клятву… и облечеся в клятву яко в ризу. Поскольку, перестав благословлять Меня, каждый день проклинают (а так и доныне поступают иудеи); то исполнится на них все предсказанное.

И вниде яко вода во утробу его. Погрязли в бедствиях не отвне только окружающих, но и внутренних.

И яко елей в кости его. Потому что елей долго сохраняет свою влажность. Псалмопевец разумеет стремительность бедствий, и водою изображает чрезмерность их, а елеем – продолжительность. Этими-то бедствиями, говорит, как ризою покроется, и как поясом опояшется (Пс. 108:19).

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

И возлюби клятву, и приидет ему: и не восхоте благословения, и удалится от него

Так как псалмопевец просил ему много бедствий, то показывает, что начало и причина их не в ком-нибудь другом, а в нем самом, своими делами отвергшем помощь Божию и навлекшем на себя гнев Божий.

Беседы на псалмы. На псалом 108.

Прав. Иоанн Кронштадтский

И возлюби клятву, и приидет ему: и не восхоте благословения, и удалится от него

О некоторых людях нашего времени надобно то же сказать.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феодорит Кирский

И возлюби клятву, и приидет ему: и не восхоте благословения, и удалится от него

Здесь Пророк ясно изменил молитвенный образ речи, и выразил то и другое пророчески, а именно, что приимут клятву, которую возлюбили, и лишены будут благословения, котораго не пожелали приять.

Евфимий Зигабен

Ст. 17-18 И возлюби клятву, и приидет ему: и не восхоте благословения, и удалится от него. И облечеся в клятву, яко в ризу, и вниде яко вода во утробу его, и яко елей в кости его

Иуда, говорит, делами своими возлюбил и навлек на себя клятву, ибо не хотел благословения, но отвратился от него; почему и по ныне все благочестивые христиане проклинают злосчастного Иуду и нет ни одного, кто бы благословил его. Ибо этот злой человек оделся в проклятие, как в одежду, которая со всех сторон обвилась около него и не отстает от него; а оделся посредством злодеяния предательства, т. е. потому что все проклинают ненавидя его, как предателя Господа. Посему то и сия клятва вошла как вода во внутренность его, и не только окружила его от вне, но проникла и в утробу его и не только в утробу его, но и еще глубже, даже в самые кости его; где Давид увеличивает сие дело, дабы показать великость проклятия, и посредством воды изображает силу клятвы, а посредством елея неудобоизгладимость и постоянство оной клятвы, как сказал Феодорит.

Феодорита: Здесь явно переменил вид желания и оба глагола употребил в виде предсказания, что он и клятву, которую возлюбил, получит, и благословения, которого не захотел, лишится. Исихия: О какой клятве говорит? О клятве Единородного, которую он услышал после того, как замыслил предательство; ему было сказано: горе тому человеку, которым Сын человеческий предается; лучше бы не родиться тому человеку.

По словам Евсевия, не восхотел благословения, – того, которое сказал Бог в лице Спасителя Иакову: благословляющий тебя благословен (Быт. 27,29). А Исихий разумеет здесь благословение апостолов, которое сам Христос произнес: аминь говорю вам: вы последовавшие за Мною, сядете на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых.

Он говорит: Ибо не только от вне, но и внутренно обложены иудеи злом и потопляются оным, как водою. Далее: поелику вода только мочит и напояет тело, но влажность ее не остается постоянно в теле, то посему он присовокупил: и как елей в кости его; ибо елей весьма долго может оставаться в теле. Устремятся, говорит, бедствия, подобно быстрой воде, и будут постоянны на подобие елея. Исихия: Под внутренностями разумеет, умственные силы души, как непрерывно изменяющиеся, а под костями – деятельные, как сильные. Другой говорит: и не только сие, но и вместо пития действительно будут пить (Иуда и иудеи) проклятия и вместо помазания оным помажутся и вместо одежды оным оденутся, а причиною сего то, что они отреклись от благословения Христова, им первым обещанного и всему миpу дарованного.

Еп. Ириней (Орда)

И возлюби клятву, и приидет ему: и не восхоте благословения, и удалится от него

Это все да постигнет его в возмездие за его жестокость против беспомощного псалмопевца, которого он проклинал и за это теперь в изобилии проклятие достанется ему; ибо этого требует правда Божия. Возлюби клятву – любил проклинать меня; теперь проклятия исполняются на нем; так как он не имел для меня благословения, то они и от него убежали. Проклинать меня так было обычно врагу, как надевать одежду; он пил проклятие против меня, как воду, его внутреннее существо (елей проникает до костей) исполнено было проклятиями; в наказание пусть и для него проклятие будет также обычно, как одежда и пояс.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

И возлюби клятву, и приидет ему: и не восхоте благословения, и удалится от него

См. Толкование на Пс. 108:15

Прот. Григорий Разумовский

И возлюби клятву, и приидет ему: и не восхоте благословения, и удалится от него

См. Толкование на Пс. 108:16