Толкования на Пс. 110:5

Свт. Афанасий Великий

Пищу даде боящымся Его: помянет в век завет Свой. Крепость дел своих возвести людем своим, дати им достояние язык

Пищу даде боящимся Его, т. е. мысленный хлеб, сшедший с небеси. Помянет в век завет Свой, т. е. завет с Авраамом: благословятся о тебе вси языцы (Быт. 18,8). Крепость дел Своих, т.е. Апостольский лик призванному к вере народу возвестил крепость дел Христовых, или самый дела, какие творит всегда собственною Своею крепостию.

Толкование на Псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Пищу даде боящымся Его: помянет в век завет свой

«Пищу дал боящимся Его». По­чему Он говорит здесь о боящихся? Бог питает не их од­них; и в Евангелии говорится: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45). Почему же он сказал: «боящимся Его»? Мне кажется, что здесь Он го­ворит о пище не телесной, но духовной; потому и упомянул только о боящихся Господа: эта пища назначена для них. Как питается тело, так питается и душа. А что она действительно питается, послушай: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4) Итак, он говорит о пище, которую Бог преимущественно дает боящимся Его, т.е. поучение посредством слова, настав­ление, все любомудрие. «Будет помнить вечно завет Свой». Желая опять низложить высокомерие иудеев и смирить гордость их, или лучше – показать, что блага, которыми они пользовались, они по­лучили не за собственные заслуги, но по любви Божией к отцам их и вследствие заветов Его, бывших с ними, говорит: «будет помнить вечно завет Свой». Так и Моисей, при вступлении иудеев в землю обетованную, заповедал им говорить и ду­мать. Когда ты построишь, говорил он Израилю, великолеп­ные города и приобретешь богатства, то не говори, что все это сделано ради моей правды, но ради завета с отцами твоими (Втор.9:4, 5). Нет ничего хуже гордости, почему Бог посто­янно и поражает ее всеми мерами.

Беседы на псалмы. На псалом 110.

Прп. Нил Синайский

Пищу даде боящымся его: помянет в век завет свой

См. Толкование на Пс. 110:4

Блж. Феодорит Кирский

Пищу даде боящымся его: помянет в век завет свой

См. Толкование на Пс. 110:4

Евфимий Зигабен

Пищу даде боящымся Его: помянет в век завет свой

Пищу даде боящимся Его

И здесь можно спросить: для чего Давид говорит, что Господь дает пищу боящимся Его, тогда как Он дает пищу и не боящимся Его? Разрешая сие недоумение скажем, что пищею Давид называет здесь душевный, словесный, духовный и небесный хлеб, который Господь дает преимущественно тем, которые боятся Его. Под пищею можно разуметь также и духовную вечерю—тело и кровь Господню. Или царе-пророк сказывает сие потому, что Бог часто питает боящихся Его и чувственною пищею в случае нужды и недостатка их, как пропитал, по словам Дидима, Илию, Даниила, народ еврейский и многих других.

Потому-то слова сии прилично сказываются священником при благодарении по окончании обеда.

Помянешь в век завет свой

Иудейские толковники слова сии изъясняют так, что Бог, вспомнил завет свой, т. е. совершил и сделал непреложным завет свой о умножении потомства Авраамова и о наследии земли обетованной. А мы христиане вместе с Аполлинарием принимаем сии слова за пророчество о Христе. Бог, говорит, вспомнит в надлежащем веке данный Аврааму и прочим патриархам завет, т. е. что в семени Твоем (т. е. во Христе) благословятся все народы (Быт. 22,18).

Еп. Ириней (Орда)

Пищу даде боящымся Его: помянет в век завет Свой

Таково, например, чудесное насыщение народа в пустыне манною, введение Израиля в обладание Ханааном. Помянет и проч. – чудесное насыщение имело свое основание в верности Бога завету, было подтверждением Его.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Пищу даде боящымся Его: помянет в век завет Свой

См. Толкование на Пс. 110:4