Толкования на Пс. 112:7

Свт. Афанасий Великий

воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога

Воздвизаяй от земли нища, т. е. народ призванный из язычников.

Толкование на Псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога

Возвысив слушателя от земли и устремив к небу, расположив его опять размышлять о предметах высших, далее он переходит к другому доказатель­ству силы Божией и говорит: «поднимающий с земли нищего и от гноища возвышающий убогого». И ничтожное возвышать – дело силы великой и неизреченной. В других местах говорится, напротив, что Бог смиряет высокое, напр.: «Он укрепляет опустошителя против сильного, и опустошитель входит в крепость» (Ам.5:9). А здесь сказано, что Он может возвышать и малых. Таков общий смысл речи. Если же кто захочет понимать ее в пере­носном смысле, тот увидит, что это исполнилось на язычни­ках, увидит это и на нас – людях, живущих по пришествии Христовом. Что беднее нашей природы? Однако Христос воз­высил ее, вознес вместе с начатком нашим на небо, и посадил на престоле Отчем. «И от гноища возвышающий убогого, чтобы посадить его с князьями, с князьями народа Своего». «Гноищем» он называет здесь тленность и происходящую оттого частую из­менчивость, внушая, что для Бога все легко и удобно.

Беседы на псалмы. На псалом 112.

Прп. Максим Исповедник

Воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога

Из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего, я подразумеваю — из плотского помышления и из зловонной грязи страстей. Возвышает Он нищего духом, лишенного порочности и навыка в ней, или, напротив, находящегося во власти страстей и закона плоти, а потому бедного и нищенствующего благодатию в отношении к добродетели и ведению.

Мистагогия.

Прав. Иоанн Кронштадтский

воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога

Не дело ли Божие и твое – возвышение на степень священства? Явно.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 7-8 воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога: посадити его с князи, с князи людий своих

Сие изрекла и блаженная Анна, слагая Богу благодарственную песнь (1Цар.2:8). Сие же, как видим, и всегда творит Бог всяческих; так блаженнаго Давида, бывшаго пастырем, соделал царем; так Иосифа, впадшаго в рабство, посадил на царский престол; так Моисея, бывшаго пастырем овец, соделал народоправителем людей Своих, и поставил в Бога Фараону; так народы, порабощенные нищете нечестия и седящие на гноище греха, сподобил благ дарованных Израилю; так естество человеческое, ниспадшее на самое дно смерти, восприял, возвел и посадил «превыше всякаго начальства и власти и господства, и всякаго имене именуемаго не точию в веце сем, но и во грядущем» (Еф.1:21).

Евфимий Зигабен

Воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога

Землею и гноищем (навозом) Давид называет ничтожность и прославляет могущество Божие, которое легко изменяет вещи, во что Ему угодно, как изъясняет Феодорит, и нищего и ничего незначащего делает богатым и значительным, также ничтожного и бедного делает славным и знаменитым.

Еп. Ириней (Орда)

Ст. 7-9 воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога: посадити его с князи, с князи людий своих: вселяя неплодовь в дом, матерь о чадех веселящуся

Ст. 7-9 представляет частное развитие на смиренныя призираяй; действие милосердного снисхождения Божия к находившимся в бедствиях и на тех, которые за свое неплодство подвергались презрению и не имели прочной опоры в доме своего мужа. Иметь свое местопребывание во прахе (от земли) и на навозной куче (на гноище) – знак величайшей бедности и беспомощности. Неплодовь в доме легче может быть выслана из дому (по разводу), чем имеющая детей – дать бесплодной детей – вселить ее в доме, в семействе – такому благословению Божию она очень радуется; ср. 1 Цар. 1 и 2.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 7-9 воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога: посадити его с князи, с князи людий своих: вселяя неплодовь в дом, матерь о чадех веселящуся

Указаны действия Божественной милости: Он из ничтожества («брения») возвышает и поставляет с князьями, неплодной дает детей. Вероятно, здесь разумеются не только частные случаи такой милости Божией, проявленной над отдельными людьми, вроде исцеления Иова, возвышения Давида, Моисея, Даниила и др., или, напр., разрешение неплодия Сары, Рахили, Анны, но этот образ приложим ко всему еврейскому народу, сначала ничтожному и малочисленному, загнанному и забитому в Египте, а потом размножившемуся и сделавшемуся обладателем Палестины и имевшему значительный политический вес в глазах древних языческих монархий и народов.

Прот. Григорий Разумовский

воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога

См. Толкование на Пс. 112:5