Толкования на Пс. 131:16

Свт. Афанасий Великий

священники его облеку во спасение, и преподобнии его радостию возрадуются

Священники его облеку во спасение. Сам опять Христос есть спасенье, и Сам именуемый в вышних есть правда.

Толкование на Псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 16-18 священники его облеку во спасение, и преподобнии его радостию возрадуются. Тамо возращу рог Давидови, уготовах светилник помазанному моему. Враги его облеку студом, на немже процветет святыня моя

Смотри, какое благополучие во всех отношениях: они не будут иметь недостатка ни в чем необходимом, священники – в безопас­ности, народ – в радости, царь – в силе. «Светильником» он называет здесь или царя, или покровительство, или спасение, или свет, а вместе с тем величайший вид благополучия. Какой? Тот, что враги скроются и не будет никого, кто мог бы повредить этим благам. Не сказал просто: погибелью, но: «стыдом», желая, чтобы они скрылись живые, удалились, и своими страданиями свидетельствовали о силе и благоденствии этого народа. «На нем процветет святыня Моя». Что значит: «на нем»? На народе. Вместо: «святыня», другой переводчик (неизвестный, см. Ориг. Экз.) говорит: «рог» (κέρας). Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «определение его» (αφόρισμα αυτου). Четвертый (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «определенное ему» (αφωρισμένον). Что же означают эти слова? Мне кажется, что здесь говорится о бла­гополучии, безопасности, силе, царстве.

То, что Я определил ему в начале, говорит, будет про­цветать, умножаясь, не увядая и не уменьшаясь; но все это будет в таком случае, если сохранится выше сказанное условие. Какое? «Если сохранят сыны твои завет Мой». Одни обето­вания Божии не доставляют нам благ, если и мы не будем исполнять следуемое с нашей стороны, и имея их в виду, не должно малодушествовать и предаваться беспечности. Мно­гих и из тех благ, которые Бог обещал, Он не подает, если получившие обещания оказываются недостойными; равно как и наказаний, которыми угрожал, он не приводит в ис­полнение, когда те, которые прогневали Его, впоследствии исправ­ляются и отклоняют гнев Его.

Беседы на псалмы. На псалом 131.

Прав. Иоанн Кронштадтский

священники его облеку во спасение, и преподобнии его радостию возрадуются

Добро нам быти, если Господь благословляет нас, тогда мир и радость в душе нашей.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феодорит Кирский

священники его облеку во спасение, и преподобнии его радостию возрадуются

«Священники его облеку во спасение». Что выше назвал правдою, то здесь наименовал спасением; потому что спасение – плод правды.

«И преподобнии его радостию возрадуются». Любители же благочестия исполнятся всякаго веселия.

Евфимий Зигабен

Священники его облеку во спасение; и преподобные его (преданные ему) радостию возрадуются

Живущих, говорит, в Иepycaлиме нищих насыщу, т. е. обогащу хлебами, священников его облеку здоровьем и безопасностью; и Иерусалимские преподобные, т. е. посвященные Богу, радостно возрадуются. Ибо выражения: радостно возрадуются и благословляя благословлю и вообще удвоения некоторые принимают за особенность еврейского языка и Писания; а другие уверяют, что сие удвоение выражает высшую степень, или верность радости и благословения.

Слова Феодорита: Что выше назвал правдою, то и теперь назвал спасением; ибо плод правды есть спасение. Итак, поелику они, по словам Никиты, первые облекли себя в правду, то посему и Бог ограждает их спасением. А в высшем значении, Христос, названный выше правдою, теперь назван спасением. Им облекаются священники церковные, как сказано: облекитесь Господом Иисусом. И это то, думаю, есть то небесное жилище, которым, по словам Апостола, желаем облечь его; оная одежда веселия, оная риза спасения, по гласу Исаии.

Еп. Ириней (Орда)

священники его облеку во спасение, и преподобнии его радостию возрадуются

В ст. 14-18 псалмопевец приводит данные Богом в древние времена обещания вечно пребывать на Сионе, изливать оттуда Свои милости и вполне исполнить данные Давиду обещания явлением Мессии и устроением чрез Него спасения. Облеку во спасение – дам спасение, милость, которую священники обильно получают для себя; но можно также разуметь в белом облачении их символически изображенное спасение, которое они ходатайствуют другим.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

священники его облеку во спасение, и преподобнии его радостию возрадуются

См. Толкование на Пс. 131:9

Прот. Григорий Разумовский

священники его облеку во спасение, и преподобнии его радостию возрадуются

См. Толкование на Пс. 131:15