Толкования на Пс. 136:1

Свт. Афанасий Великий

На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона

Слово это извещает, что, по прошествии многих лет, переселенные за беззаконие в Вавилон, будут плакать и скорбеть, желая себе возвращения собственных своих благ.

Толкование на Псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона

Велика любовь у этих людей к городу [Иерусалиму], великое желание возвратиться туда. Пока они обладали благами, то постоянно были недовольны и дерзки, а, когда лишились их, тогда стали желать их. Для того Бог и лишил их, чтобы возбудить в них большее желание. Так и часто поступает Бог. Когда мы, наслаждаясь Его благами, не чувствуем этого, Он лишает нас их, чтобы мы вразумились лишением и опять старались приобрести их. Но почему они сидели при реках? Они были пленниками и находились в неприятельской стране, потому и жили вне стен и городов.

Беседы на псалмы. На псалом 136.

Прав. Иоанн Кронштадтский

На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона

Реки вавилонские – реки беззакония, которыми диавол влечет души наши к себе.

Дневник. Том IV. 1860-1861.

Блж. Феодорит Кирский

Давиду Иеремием

Псалом сей не надписан у Евреев, некоторые же, решившись на смелое дело, надписали: «Давиду Иеремием», и прибавили: не надписан у Евреев. Но самый состав надписания провозглашает неразумие надписавших; потому что Иеремия не был отведен с пленными в Вавилон, и проведя несколько времени в Иерусалиме, вынужденный беззаконными Иудеями, вместе с ними должен был идти в Египет. Посему прилично ли Иеремии сказать: «на реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом?» Но как то, что псалом ни мало не принадлежит Пророку Иеремии, явствует из сказаннаго; так и содержание псалма ясно. Отведенные в плен и потом возвратившиеся разсказывают в нем, чтó было в Вавилоне.

На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона

Предающиеся скорби обыкновенно уходят в места пустынныя, и там оплакивают собственныя свои бедствия. Посему и Иудеи, сидя на утесистых берегах рек, и размышляя о запустении своего столичнаго города, проливали обильныя слезы, уподоблявшияся речным потокам.

Евфимий Зигабен

На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона

Евреи, как пленные, сидели и пребывали вне городов, т. е. на местах пустых; почему часто ходя на берега рек, там сидели уединенно и оплакивали плен и бедствие свое в молении. Как во время обладания благами и свободою они гордились и презирали их своими грехами; то посему и лишены были сих благ, чтоб опять пожелали их. Бог всегда так поступает с презрителями благ Его; и тех людей, которые не чувствуют и не знают своего благосостояния, лишает оных, чтобы, по словам Златоуста, привести их в чувство и в воспоминание об оных.

Он так говорит: когда наслаждаясь благами Его, мы того не чувствуем, тогда Он поселяет в пустыню, где нет благ, чтобы вразумившись чрез лишение их, мы стали опять желать наслаждения ими. Феодорит: Находящиеся в печали обыкновенно занимают более уединенные места, и там оплакивают свое бедствие. Так и они, сидя на берегах рек (а под реками должно разуметь потоки Евфрата) и рассуждая об опустении своего главного града, проливали много слез, уподоблявшихся струям рек. А, по словам Никиты, Вавилоном названо то место, где слилась речь тех, которые говорили: подите, построим себе город и столп. Там то Бог снизшедши смешал языки; почему и место сие названо смешением (слияние) языков, и Вавилон есть место смешения не разговора только, но и правил и мыслей и самого ума, которому казалось, что он видел их.

Прот. Иоанн Соловьев

На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона

так начинается псалом, представляя говорящими о своем горе отведенных в плен иудеев. Плен этот начался за 600 почти лет до Рождества Христова и продолжался 70 лет. Причиной этой грозной кары Божией было нечестие народа, изменившего в жизни вере отцов своих и ходившего по путям богов чужих. Давно началось это падение народа еврейского в его целом; уже при сыне Соломона десять колен израильских отпали от дома Давидова, образовав особое царство с самозваными царями и самочинным культом, не чуждым и язычества, и за это уже на 150 лет раньше иудеев, оставшихся верными Богу и помазаннику Его, покорены были могущественными ассириянами. Тогда молитвы благочестивого Царя Езекии спасли иудеев от гибели; но вот и они, не вразумившиеся вещаниями пророков и ставшие на путь Иероваама, сына Наватова, не избегли своей участи. Царь вавилонский Навуходоносор напал на иудею, опустошил страну, разрушили Иерусалим с его храмом, и уцелевших от всеистребляющей войны иудеев отвел пленниками в Вавилон, расселив их по отдаленным областям своего царства, как подробно описано это во 2-й книге Паралипоменон (36 гл.). – Велико было горе отведенных в плен иудеев и нельзя было не плакать о нем: об этом-то плаче и говорит псалмопевец от лица пленных в начале псалма, в словах: на реках вавилонских тамо сидохом и плакахом. – Реками вавилонскими считаются собственно реки Тигр и Евфрат с их каналами и рукавами; но кроме них в святом Писании упоминаются еще две реки: Ховар и Евлей, на уединенных берегах которых пр. Иезекиль и Даниил созерцали Божии видения. На берега этих-то рек и удалялись скорбящие иудеи, чтобы здесь выплакивать свое горе. Однообразный плеск волн рек вавилонских как бы вторил печальному настроению их душ. Здесь тем свободнее они могли предаваться своей скорби, что легче было укрыться от враждебных глаз.

О чем же плачут пленные иудеи на уединенных берегах вавилонских рек? Привязанность ли к родным полям и холмам, напоминающим золотые дни детства и юности, к иудейским кущам и смоковницам – этим очагам семейных радостей, заставляли их проливать горькие слезы? О, конечно, грустная нотка этой, по выражению Карамзина, физической любви к отечеству, которая так чудно воспета лучшими из наших поэтов и лишь у людей с искалеченным детством и опошленными удовольствиями уличной жизни глохнет и замирает, – не могла не отзываться болезными чувствами в сердцах пленных иудеев – на чужбине, где и дым отечества нам сладок и приятен. – Выше этой физической любви к отечеству есть другая, которую наш великий историограф называет любовью политической или народной гордостью, которая дорожит славой и могуществом своего отечества и скорбит об его унижении и разрушении и только разве люди, или недоразвившиеся до чувства народного самосознания, или потерявшие его в упоении софистическими бреднями пантеизма и материализма, могут утверждать, что потеря евреями своей политической самостоятельности и подчинение иноземцам-язычникам, не оскорбляли их самолюбие и не уязвляли их сердце самою жгучею болью. Но отчего же иудеи не говорят ни о своих полях и кущах, ни об этой потерянной ими свободе, славе и могуществе? Отчего молчат они об этом своем горе? Оттого, что сознают себя самих виноватыми в нем; ибо знают, что за грехи их Бог отцов их лишил их этого счастья. Вот почему, сидя на реках вавилонских и проливая слезы, несомненно растворенные горячей любовью к родине, – любовью и физической, и политической, они воспоминают не о красотах иудеи и не о внешней ее славе, а о Сионе – этой священной горе Иерусалима, на которой построен был мудрым Соломоном великолепный храм истинному Богу, теперь разрушенный, разграбленный, сожженный. В этом храме они приносили жертвы истинному Богу, избравшему их некогда в народ Свой; в нем хранились памятники издревле бывшего Божия благоволения к ним – ковчег завета и в нем стамна с манною, жезл Ааронов прозябший и скрижали завета; святое святых этого храма осенялось облаком, как видимым, знамением Божия присутствия. Теперь все это – самое священное и дорогое для них, отнято, уничтожено. Ясный знак, что отлетела от них доселе миловавшая их благодать Божия. Нет у них теперь Сиона; Бог Царь их, живший в этом Сионе, ушел от них за грехи их… Вот о чем плачут они, воспоминая о Сионе. Печаль их – не печаль мира сего, а печаль, яже по Богу, яже во спасение соделывает (2 Кор. 7:10).

На реках вавилонских.

Еп. Ириней (Орда)

На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона

Этот элегический псалом написан по возвращении из плена вавилонского и притом вскоре после плена, там как сам писатель его был, кажется, в числе пленников; у псалмопевца, так сказать, еще слезы на глазах, и Иерусалим еще, по-видимому, был в развалинах. Псалмопевец говорит, конечно, как представитель всех возвратившихся, которые с благодарным взором к Богу, своему Спасителю, часто (особенно при новоустроенном, хотя и бедно обставленном богослужении) могли вспоминать о бедствиях, перенесенных в Вавилоне. Сначала псалмопевец изображает печаль пленников, у которых мысль, что Сион лежит в развалинах и они разлучены с ним, выжимала слезы.

В евр. нет надписи; в слав. по переводу LXX надпись Давиду Иеремием. Сделавшие эту надпись имели в основании надписи предположение, что Давид, точно предвидя состояние пленников, написал этот псалом, а Иеремия, предсказавший плен, передал его пленникам для употребления.

Реки Вавилона – Евфрат, Тигр, Ховар и Евлей; вследствие необходимости частых религиозных омовений, пленники охотнее всего могли селиться при реках; может быть, псалмопевец своим «сидением на реках» хотел изобразить Вавилон, как богатую водами страну, где везде вблизи есть реки.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

В еврейской Библии псалом не имеет надписания имени автора, в латинской же и греческой стоит имя Давида. Последнее указание нельзя считать правильным: содержание псалма (1-3 ст.) - представляет воспоминание о плене вавилонском уже по его окончании и возвращении евреев на родину, свидетелем каковых событий Давид не мог быть. Самый характер изложения есть живой и трогательный рассказ автора о пережитом им, что тоже не могло быть испытано Давидом. Более точное определение времени написания псалма можно найти в указании 8 и 9 ст., где Вавилон представляется грозным и еще не опустошенным. Из сопоставления содержания первых трех стихов псалма и последних двух можно заключить, что псалом написан вскоре по возвращении евреев из плена при Кире Персидском до опустошения Вавилона в 517 г. в 6 год Дария Гистаспа, значит прежде окончания и освящения второго храма.

На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона

В плену вавилонском замолкли наши песни и арфы висели на деревьях

«При реках Вавилона» - разумеются реки Тигр и Евфрат, с их притоками и искусственными каналами, проведенными вавилонянами для орошения своих полей.

Прот. Григорий Разумовский

Давиду Иеремием

Разные списки сего псалма несогласны в своих мнениях о надписании сего псалма. Греческие списки, в том числе LXX толковников, и римская Псалтирь читают только: «Псалом Давида», никакого другого надписания в других старинных Псалтирях не читается. У иных имеется: «Псалом Давида, Иеремием», или для употребления Иереемии. У иных же: «Псалом Давида, написанный, или продиктованный, Иеремием». Еврейский и халдейский списки не знали никакой другой надписи. В том же удостоверяют и списки блж. Феодорита. Сей Феодорит, которому следует и древний греческий Парафраст, обвиняет в безрассудстве и излишней смелости тех, которые присовокупляют на сем месте имя Иеремии, когда совершенно известно, что он не был в Вавилоне и потому не мог составить такого псалма, в котором рассказано о людях, в том городе пребывающих, как засвидетельствовано в этих словах: На реках Вавилонских, там мы сидели. На основании всего сказанного, думают, что сей псалом написан в Вавилоне кем-либо из пленных иудеев, а имя Иеремии (если только было в надписании псалма) поставлено потому, что сей пророк предсказывал о бедствиях вавилонского плена.

А потому и надписание в нашей Псалтири: Давиду Иеремием – нужно понимать так: песнь сия, изображающая состояние иудеев в плену вавилонском, предсказанном пророком Иеремием, должна быть причислена к таким же песням пророка Давида.

Ст. 1–2 На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона: на вербиих посреде его обесихом органы нашя

Бедственное состояние иудеев, отведенных в плен, обращенных в рабство и лишенных всякой свободы, увеличивалось еще более при воспоминании о Сионе, о храме и о совершаемых в нем богослужениях. Сознание потери и лишения всего этого повергало их в глубокую скорбь. Вавилон расположен был на обоих берегах реки Евфрата, который разветвлялся на множество каналов, как и другая река Вавилонского царства – Тигр. Евреи, как пленники, пребывали вне городов, т.е. на местах пустых, почему, часто выходя на берега рек, уединенно сидели там и, отягченные трудами, иногда отдыхали, причем, воспоминая отечество, неутешно плакали, особенно те из них, которые любили Сион и храм, и совершаемые там богослужения.

По словам блж. Феодорита, «находящиеся в печали обыкновенно занимают более уединенные места и там оплакивают свое бедствие. Так и они, сидя на берегах рек (а под реками должно разуметь потоки Евфрата) и рассуждая об опустении своего главного града, проливали много слез, уподоблявшихся струям рек» [7, с. 1069]. Бог всегда так поступает с презрителями благ Его, и тех людей, которые не чувствуют и не знают своего благосостояния, лишает оных, чтобы, по словам св. Иоанна Златоуста, привесть их в чувство и в воспоминание об оных. Он так говорит: «Когда, наслаждаясь благами Его, мы того не чувствуем, тогда Он поселяет в пустыне, где нет благ, чтобы, вразумившись чрез лишение их, мы стали опять желать наслаждения ими» [7, с. 1069].

Органы наша, то есть те музыкальные инструменты, на которых мы пели и прославляли Бога, живя в Иерусалиме, – там, на берегах рек вавилонских, как уже ненужные и бывшие без употребления, мы повесили (обесихом) на вербиих, т.е. на кустах, росших там же, на берегах рек. «Органы тогда, – по словам блж. Феодорита, – были без употребления: потому что Закон повелевал только в одном месте – Иерусалиме – совершать богослужение и пение» [7, с. 1070].

Объяснение священной книги псалмов.