Толкования на Пс. 142:11

Свт. Иоанн Златоуст

Имене твоего ради, Господи, живиши мя правдою твоею: изведеши от печали душу мою

Видишь ли, как он опять прибегает к Богу, а не на свою жизнь возлагает надежду? «По правде Твоей, изведешь от печали душу мою». Другой (Симмах): «мило­стью твоею» (ὲλεημοσύνη). Видишь ли, как справедливо то, о чем я выше сказал, т.е. что «правдою» он часто называет человеколюбие Божие? «Изведешь от печали душу мою», – потому что «молитесь, сказал Господь, чтобы не впасть в искушение» (Мк.14:38).

Беседы на псалмы. На псалом 142.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Имене твоего ради, Господи, живиши мя правдою твоею: изведеши от печали душу мою

Во имя Господа Иисуса даруется оживление душе, умерщвленной грехом. Господь Иисус Христос – жизнь (Ин. 11:25), и имя Его – живое: оно оживотворяет вопиющих им к источнику жизни, Господу Иисусу Христу. «Имене ради Твоего, Господи, живиши мя правдою Твоею»; «не отступим от Тебе: оживиши ны, и имя Твое призовем» (Пс. 79:19).

Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой.

Блж. Феодорит Кирский

Имене твоего ради, Господи, живиши мя правдою твоею: изведеши от печали душу мою

«Имени Твоего ради, Господи, живиши мя». Ты поставил меня царем; по Твоему определению помазан я на царство; и боюсь, чтобы когда буду презрен Тобою, не сделаться мне виною к хуле имени Твоего. Поэтому, не на мое воззри достоинство, но даруй мне спасение, чтобы благословлялось имя Твое.

«Правдою Твоею изведеши от печали душу мою». Разсудив меня со врагами, по справедливости избавишь меня от постигших бедствий.

Евфимий Зигабен

Имене твоего ради, Господи, живиши мя правдою твоею: изведеши от печали душу мою

Имене ради Твоего, Господи, живиши мя.

Ты, заключает, Господи, оживишь меня не за добродетель мою, но ради имени Твоего святого: потому что Ты называешься человеколюбивым и милостивым. И в 113м псалме также сказано: не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу.

Правдою Твоею изведеши от печали душу мою.

См. Толкование на Пс.142:12

Лопухин А.П.

Имене твоего ради, Господи, живиши мя правдою твоею: изведеши от печали душу мою

«Ради имени Твоего, Господи, оживи меня» - для того, чтобы быть достойным восхвалять Твое имя, оживи меня оправданием, внутренним очищением от моих недостатков. Здесь - признание Давидом некоторой своей нечистоты пред Богам во время бегства его от врагов, - один из признаков происхождения псалма в гонения от Авессалома, о чем мы говорили выше.

Этот псалом последний в шестопсалмии. Укрепивши человека в надежде на получение спасения (102 Пс), Церковь от лица верующих молит Бога указать ему путь деятельности (8 ст.), научить исполнять Его волю и удостоить его «земли правды» (ст. 10).

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 11–12 Имене Твоего ради, Господи, живиши мя правдою Твоею: изведеши от печали душу мою: и милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающыя души моей: яко аз раб Твой есмь

Сравнивая состояние своей бедственной и скорбной жизни с тем состоянием, какое человек испытывает во время осуждения его на смерть, и выразив раньше (в ст. 3-4), что враг втоптал в землю жизнь его, принудил его жить во тьме, как давно умерших, что вследствие всего этого дух его пришел в уныние, онемело в нем сердце, пророк говорит, что такая жизнь его стала похожа скорее на смерть, чем на жизнь.

Потому и слова его: оживи мя, – надобно понимать в смысле мольбы его об избавлении от тяжких страданий, скорбей и напастей, доведших его до крайне угнетенного и мучительного состояния духа. Он умоляет Господа, чтоб избавил его от угрожающей ему смерти и тем дал ему возможность отдохнуть душою, испытать чувство безопасности, радости и свободы, без которых невозможна истинная жизнь. Эту мысль он яснее выражает в другом месте, говоря: «Ты посылал на меня многия и лютыя беды, но и опять оживлял меня, и из бездн земли опять выводил меня. Ты возвышал меня и утешал меня» (Пс. 70:20-21). Пророк умоляет оживить его ради имени Господа, то есть для славы Господа.

«Ты поставил меня царем, – говорит блж. Феодорит от лица пророка, – по Твоему определению помазан я на царство, и боюсь, чтобы, когда буду презрен Тобою, не сделаться мне виною к хуле имени Твоего. Поэтому, не на мое воззри достоинство, но даруй мне спасение, чтобы благословлялось имя Твое» [6, с. 666]. Почти такой же смысл заключается и в дальнейших словах: «ради правды Твоей выведи из напасти душу мою» (пер. с евр.); только здесь пророк умоляет Господа об избавлении от напасти во имя правды Божественной, т. е. Божественного милосердия, потому что правдою, по словам св. Иоанна Златоуста, он часто называет человеколюбие Божие, как это и было показано при объяснении первых двух стихов. Далее, как особой милости Божией, пророк просит истребления и погибели всех врагов его. Но не находится ли такая молитва пророка в противоречии с христианскою заповедию о любви ко врагам? Для выяснения сего противоречия мы должны принять во внимание, во-первых, то, что заповедь о любви ко врагам (Мф. 5:44) дана Господом Иисусом Христом во время проповеди новозаветного учения Его, и, во-вторых, то, что о врагах Давида говорится много раз в псалмах его, и Сам Господь дает неоднократно обещания избавить его от врагов (см. 2 Цар. 7:11; Пс. 88:23–24; Пс. 90 и др.). Вследствие сего, с таким дерзновением он и молится об истреблении врагов, надеясь на милость Божию и исповедуя себя рабом Божиим. И каждый человек есть раб Божий, но не каждый с искренне рабскою покорностью признает себя таковым, не каждый на месте царепророка Давида мог бы сказать: «Премилосердый Господи! я не могу допустить мысли, чтобы Ты предал в руки врагов того, кто на Тебя возложил упование, тебе предал душу свою и у Тебя ищет убежища и защиты; того, кого Ты Сам назвал рабом Своим и кому дал обетование сокрушать врагов и поражать ненавидящих его».

И мы, повторяя эти слова пророка: «враг преследует душу мою», «втоптал в землю жизнь мою», «истреби, Господи, врагов моих и погуби всех, угнетающих душу мою», – можем умолять Бога об избавлении нас от врагов видимых, если они есть у нас, но, главным образом, мы должны молить Бога об избавлении нас от пагубных страстей и, наконец, от беспощадных и незнающих жалости духов злобы. Борьба с последними бывает крайне тяжела и опасна для нас и непременно была бы выше наших сил и кончилась бы погибелью для нас, если бы в Господе мы не имели защитника и помощника себе.

«Сатана и все злые духи его, – говорит св. Тихон, епископ Воронежский, – неукротимую ярость на человека, а паче на истинного христианина, имеют и многоразлично восстают на него, и тщатся погубить его: то чрез себя, то чрез ложных христиан и прочих злых людей, служителей своих. Кто бы от наветов и стрел их мог сохраниться, аще не бы Господь щитом благости Своея и кровом благодатных крил Своих защитил Его? Воистину во едину минуту погибл бы! Воистину живых пожерли бы нас враги наши! «Благословен Господь, Иже не даде нас в ловитву зубом их» (Пс. 123:6). Поэтому, когда мы чувствуем, что изнемогают наши силы в борьбе с этими врагами, и в нашу душу начинает закрадываться дух уныния и отчаяния, тогда пусть каждый из нас вместе с Давидом вопиет ко Господу: ради славы имени Твоего, Господи, выведи из напасти душу мою, и по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех, угнетающих душу мою!

Объяснение священной книги псалмов.