Толкования на Соф. 2:13

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 13-14 И простру руку мою на север, и погублю Ассирианина, и положу Ниневию во изчезновение безводно, яко пустыню: и пожируют посреде ея стада и вси зверие земнии, и хамелеоны и ежеве во гнездах ея вогнездятся: и зверие возвыют в разселинах ея, и вранове во вратех ея

Воззрю, говорит, на жителей стран к востоку и северу и вместе с другими погублю и Ассириян, и к опустошенным городам присоединю и саму знаменитую Ниневию – главный город Халдеев. Она будет безводной, подобной непроходимым и ненаселенным землям. Вероятно, пророческое слово опять уподобляет водам множество ее жителей. Это – обычно Священному Писанию, и посему, предвозвещая нападение Ассириян, которое они сделали на Иерусалим, другой из святых пророков говорит: «се воды восходят от севера, и будут яко поток» наводняющий (Иер.47:2). Итак, когда говорит, что Ниневия будет безводной, то, по моему мнению, это значит, что она не будет иметь жителей. Далее уверяет, что по средине ее будут пастись стада и это, думаю, служит знаком всецелого ее запустения и полного отсутствия в ней жителей; ибо что растет на полях, не родится в городе, и если бы в городе стали произрастать травы, то это обстоятельство служило бы ясным доказательством, что оно совсем не имеет жителей. К этому присовокупляет немалое количество и других признаков (того же). В ней, говорит, будут отдыхать «вси зверие земнии, и хамелеоны и ежеве в гнездах вогнездятся», и в «разселинах», то есть, или в ямах, или в пещерах будут выть дикие звери и в башнях над вратами ее будут жить вороны. Для всякого здравомыслящего человека не подлежит сомнению, что ни ежи не живут в домах, ни звери не избирают места ночлега для себя среди города, и ночные вороны неохотно живут в воротах его, если в этих местах нет полного и весьма приятного спокойствия для существ с такой природой; потому что звери и другие животные, о которых идет речь, не любят жить вместе с людьми, но (ищут таких мест), где были бы возможны большое уединение и совершенно спокойная для них жизнь, и где обширная пустыня как бы доставляет им безопасность и избавляет их от всякого страха. А если к этому надо присовокупить еще что-нибудь, то мы должны охранять свое сердце и всеми силами остерегаться как бы чем-нибудь не оскорбить Бога, чтобы лишившись всякой добродетели не сделаться нам жилищем злых и неукротимых зверей, говорю, нечистых духов. А это, думаю, и есть то, что прекрасно и премудро устами Иеремии сказано было Израилю: «немощию и язвою накажешися, Иерусалиме, да не отступит душа моя от тебе, да не сотворю тя непроходну, землю необитанну» (Иер. 6, 8); если всецело овладеют умом и сердцем отвратительные и нечистые страсти, и как бы некие звери поселятся в ней, то вместе с ними вторгнется в них и сама дикая толпа нечистых духов.

Толкование на пророка Софонию.

Блж. Иероним Стридонский

И прострет Он руку Свою на север, и уничтожит Ассура, и обратит Ниневию в развалины, в место сухое, как пустыня

См. Толкование на Соф. 2:12

Лопухин А.П.

И прострет Он руку Свою на север, и уничтожит Ассура, и обратит Ниневию в развалины, в место сухое, как пустыня

на ассириян, столица которых Ниневия совершенно запустеет

Вся грозная речь пророка Софонии о близком опустошении Ассирии и Ниневии по содержанию и характеру напоминает пророчество Наума о том же предмете (см. Наум I:1, 14; II:2 сл. ; III:1-7 д.). Только в словах прор. Софонии как бы чувствуется непосредственная близость грядущей на Ассирию и Ниневию катастрофы: карающая рука Божия уже простерта над Ниневиею и Ассириею (13а), и роковые бедствия готовы ринуться на этот город и эту страну неудержимым потоком. «Воззрю… говорит, на жителей стран к востоку и северу и вместе с другими погублю и Ассириян и к опустошенным городам присоединю и самую знаменитую Ниневию - главный город халдеев. Она будет безводною, подобною непроходимым и ненаселенным землям… К этому присовокупляет немалое количество и других признаков…» (Св. Кирилл Ал., с. 367).