С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения
Скорбь - несокрушимые узы, умножение любви, возбуждение сердечного сокрушения и богобоязненности. Послушай говорящего: если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению (Сир 2:1). И Христос сказал: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь (Ин 16:33); и опять: тесны врата и узок путь (Мф 7:14). Видишь, скорбь везде восхваляется, везде понимается как необходимая для нас. Если во внешних состязаниях без нее никто не получает венца, прежде чем не укрепит себя трудами, осторожностью в пище, соблюдением закона, бодрствованием и тому подобным, то тем более здесь.
Фрагменты.
С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения
Но войти в искушение не значит ли быть поглощенным искушением? Потому что искушение подобно некоему потоку, трудному для перехода. Следовательно, кто, находясь во искушениях, не погружается в них, те переплывают как искуснейшие пловцы, не оказавшись потопляемы ими. А которые не таковы, те, войдя, погружаются.
Мистагогические поучения.
С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения
Не просто говорит: «радуйтесь», но – «всяку радость имейте», говорит; не увещевает он нас к неощущению скорби, – ибо это и невозможно, но – советуя, чтобы имели богоугодное устроение души, более сильное, чем – чувство скорби. «Всякую» же сказал он, «радость», т.е. совершенную, величайшую, непрестающую, и особенно тогда, когда явятся многовидные искушения. Почему это? Потому что благодаря стойкости в искушениях мы укрепляемся и становимся более испытанными пред лицом Божиим. И не только это, но и более опытными становимся в искушениях; потому что это самое и Премудрость Соломонова говорит относительно Святых: «Яко Бог искуси их, и обрете их достойны Себе» (Премудр.3:5). Разве такое искушение не достойно – всякой радости?
Почему же он не сказал: «Радуйтесь, когда творите добродетель», но: – «когда найдетесь в искушениях»? – Потому что делание добродетели зависит от нас и находится в нашей власти; впасть же в искушения не от нас зависит. Поскольку же без них не бывает ни совершенства, ни обнаруживания веры в Бога, то поэтому когда человек стремящийся к совершенству веры, впадет в искушения, пусть радуется, как нашедший то, благодаря чему получит совершенство. Потому что искушения – полезны совершенным в вере ради проявления своего совершенства; но что еще удивительнее, так это – то, что искушения, нападая и на несовершенных, делают их совершенными.
Омилия 32, его же омилия на 9-е воскресное Евангелие по Матфею.
С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения
Искушения бывают двух родов: один род - приятный, а другой - болезненный, один - добровольный, а другой - невольный. Первый из них есть родитель греха, а потому мы должны молиться, чтобы не подвергаться ему… А второй род, наказывая грехолюбие наведением невольных страданий, является карателем греха. Если кто претерпит такое [искушение] и если он не будет пригвожден гвоздями порока, то услышит великого Иакова, явственно взывающего: с великою радостью принимайте; братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие (Иак 1:2-4).
Толкование на Молитву Господню.
С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения
Бог Слово <…> соделал нас презирающими все жизненные скорби и почитающими радостью все находящие [на нас] испытания.
Катехизис.
Всяку радость имейте, братие моя, егда во искушения впадаете [1] различна
Достойно удивления (толкует святой Митрофан) какой разум имеет брат Божий, он поступает здесь как искуснейший и премудрый врач. Так в самом начале послания, он хочет исцелить противное противным, что есть, ничто иное, как закон врачебного искусства. Вместо многообразных и различных скорбей и искушений, которые испытывали христиане из евреев, он вводит в их сердца крайнюю и всеобъемлющую радость. Он не сказал: великодушно терпите братья множество искушений, или: претерпевайте скорбная, но сказал – «Всяку радость имейте, братие моя, егда во искушения впадаете различна», потому что, эти самые искушения от которых вы страждете, братья мои, станут причиной крайней радости. Слово сие, не только совершенно оставляет душу чувствовать скорби и болезни, которые причиняют ей боль, но напротив, подвигает её к радости, несмотря на преизбыточествующую горечь искушений. Таким образом апостол показывает (по Феофилакту и Икумению), что похвальны и достойны радости те искушения, которые испытывают христиане по Богу и ради Бога. Таким образом они становятся крепчайшими узами и возрастанием любви к Богу. Поэтому, то же сказал премудрый Сирах «Чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение» (Сир. 2:1). Сказал же и Господь «в мире скорбни будете; но дерзайте (яко) Аз победих мир» (Иоанн. 16:33). Потому что, без скорбей и испытаний невозможно никому принять венцов, ни мирских, ни Божиих.
Но может, скажут некоторые, если такие блага приносят искушения, то почему Христос нам повелевает говорить в молитве Отче наш «не введи нас во искушение» (Матф. 6:13)? Отвечает на сие богоносный Максим что, искушения бывают двух видов. Первое искушение есть вольное и в ведении душой содеваемое, которое приносит сласть телу, горечь же и мрак душе, по-иному сказать, содействует в совершении греха. Другое же невольное и независимо от душевного настроя бывает, которое с одной стороны приносит скорбь чувствам телесным, с другой же сладость в душу. Из сего следует, что Господь говорит о вольном искушении, приносящем сласть и грех и увещевает нас просить Бога, чтобы Он не попустил нам пасть в него, поскольку если отпадём от Благодати – подвергнемся мучениям. Брат же Его божественный Иаков говорит здесь о вынужденных скорбях, находящих на нас независимо от нашего ведения, знания и мнения, приносящих «скорбь и болезнь» в чувства телесные. По этой причине, с одной стороны Господь в конце молитвы Отче наш сказал нам, чтобы мы просили «но избави нас от лукаваго», потому что искушение сладострастное и греховное привносится лукавым дьяволом. Иаков же с другой стороны, говорит последовательно, что «искушение скорби соделовает терпение» (главы гностические 5-я сотн. 402).
Итак, причиной всякой радости и веселия являются невольные и скорбные искушения для ревностных и добродетельных, потому что, сколько страждет тело и «истлевает» (по причине скорбей), столько душа радуется и обновляется, как говорит Павел «но аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни» (2 Кор. 4:16), и это делается явным и для других. Испытание же, паки вводит в «дело совершенно», т.е. в совершенство добродетели.
Прибавляет же Феофилакт с Икумением и говорит, что одни искушения происходят от нас, другие же попускаются на нас Богом для упражнения и прославления нашего [2]. Искушения происходящие от нас, опять же бывают двух видов. Поскольку одни постигают нас, по причине неразумной и гордой храбрости, когда показываем, будто бы мы сильны и ввергаем сами себя в искушения. Эта неразумная храбрость называется дерзостью, от которой Господь нас учит беречься, говоря «Бдите и молитеся, да не внидете в напасть: дух убо бодр, плоть же немощна» (Матф. 26:41), потому что перед искушением, дух и душа человека ревностны, когда же бывает ввержен в искушение, угасает былая ревность и это не оканчивается добром [3]. Другие же искушения приходят на нас за содеянные нами грехи [4], как постигли воды потопа Исполинов и огнём были истреблены Содомиты за их грехи. Сих двух видов искушения, подобает братия мои избегать, сколько это возможно, и изначально не жить греховно, и не ввергать себя в искушения по дерзости и гордости. Если же они (т.е. искушения) постигнут нас, должно потерпеть это с благодарением как епитимию за грехи. Тех же искушений, которые приходят исключительно как испытание от Самого Бога (как было с Иовом и с Авраамом), не подобает избегать, поскольку они нас делают достойными приятия от Бога венцов и похвал. По этой то причине, брат Божий здесь говорит «искушения различна», по причине различия которое они имеют [5].
[1] Смотри возлюбленный, что не сказал здесь брат Божий, чтобы мы сами по себе, входили в искушения и подвергали себя опасностям. Нет, но говорит, что подобает радоваться, когда впадаем в искушения, не подавая самим повода для этого. Научаемся же из этого трём спасительным урокам. Первый, то, что мы сами по себе не должны ввергать себя в искушения, но более будем молиться, да не придут на нас искушения бесовские, говорит святой Феофилакт толкуя «молитеся, да не внидете в напасть» (Лк. 22:40). «Ибо самим себя ввергать в искушения - значит отважничать и гордиться». И святой Митрофан говорит: «нам же, потребно не желать, никакого вида искушений». Второй, научаемся, что когда нас постигнут невольные и сатанинские искушения, должно и тогда просить Бога, чтобы Он нас не оставил, да не будем ими побеждены (так толкуется у того же Феофилакта на «да не внидете в напасть»). И третий, научаемся, что когда приходят невольные и сатанинские искушения, не подобает роптать и скорбеть, но будем благодарить и радоваться. Как говорит божественный Митрофан «случающиеся же с нами искушения, подобает со всякой готовностью принимать, и радоваться, как в день праздничный и всяким исполняться духовным веселием». Потому что без искушений, никто не причастен освящения, и кто избегает душеполезных искушений (даже сатанинских и приносящих боль), сей избегает жизни вечной. Как сказал один преподобный Старец, это премудрое изречение «Убери искушения – и никто не спасётся, бегущий от искушения спасительного – бежит от вечной жизни» (из Патерика). Почему же, с одной стороны Иаков здесь сказал «всяку радость имейте», Пётр же с другой, говорит «О немже радуйтеся, мало» (1Пет. 1:6), разрешение этого кажущегося противоречия, смотри в толковании на послание Петра.
[2] Достойно замечания, что все, или от Бога приходящие искушения, бывают трёх видов. По Его икономии, и только для испытания, как было с праведным Иовом и другими святыми, чтобы явились праведнейшими и светлейшими. Или по попущению, как было с Давидом и Петром, которые приходят для воспрепятствования и отсечения греха, который был или есть или может быть. Или по оставлению, что бывает к совершенной погибели человека по причине его греховной жизни и злого расположения, что было с Иудой. И ещё здесь добавим, что, или по нашей вине, или от Бога в целом приходящие, оба называются искушениями, так как, посредством их искушается, т.е. испытывается свободное произволение человека. Как сказал Великий Василий: «Два рода искушений, потому что, или скорби испытывают сердца, как золото в горниле, в терпении открывая их доброту, или нередко самое благоденствие жизни служит для многих вместо испытания» (слово на «Разорю житницы моя»). Говорит же и преподобный Марк «Как делание по Богу называется добродетелию, так и нечаянная скорбь называется искушением» (189, О тех, которые думают оправдаться делами). И ещё «Всякая скорбь обличает, куда преклоняется наша воля, на добрую или худую сторону. Посему случайная скорбь именуется искушением, ибо служит для подвергшегося ей испытанием сокровенных его желаний» (201, там же).
[3] Что и произошло с апостолом Петром, когда он услышал как Господь сказал «дух убо бодр, плоть же немощна», то не послушался этого как должно, но по гордости дерзнул сам по себе войти во двор первосвященический, и там, о горе! впал в великий ров отречения.
[4] Поэтому поводу сказал богоносный Максим: «случающиеся с нами скорби для научения нам бывают; или для очищения прошлых грехов, или нынешнего нерадения исправление, или будущих грехов преграждение. Мыслящий же, что искушения бывают по этим причинам, не раздражается, даже будучи, быв бием и онеправдован,или иные претерпевая скорби, размышляет о живущм в нём грехе. Не обвиняет он и того, через которого искушение приходит, так как, через него или через другого, имеет он пить чашу божественных судеб, но к попустившему это Богу взирает он, с благодарением, с готовностью же принимает наказание, себя считая виновником».
[5] Видишь же, что сказано, различные искушения, а не безмерные и выше сил, поскольку Бог хоть и оставляет христиан впадать во многие искушения, но не в те, что превышают их силы. Вместе с искушениями, тайно подаёт христианам и силу, их терпеть, как свидетельствует Павел говоря: «верен же Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести» (1Кор 10:13), сказал и авва Макарий: «как скудельник, когда кладёт сосуды в огонь, в меру разжигает печь, и не слишком много, чтобы обжигаемые долее надлежащего времени сосуды не дали трещин, и не слишком мало, чтобы, оставшись не прожжёнными, они не пропали даром… и ум человеческий умеет соразмерять тяжести с силами вьючного скота, или верблюда, или другого какого животного, какую именно тяжесть понести может: так кольми паче Бог, Который знает крепость сосудов человеческих, в разных мерах попускает действовать сопротивной силе» (Беседа 26). И святой Исаак говорит: «Не приходит искушение, если душа не приимет сперва втайне величия, паче меры своей… благодать прежде искушения, однако же ощущение искушений, для испытания свободы, непременно предшествовало ощущению благодати. … Благодать предваряет в уме, но замедляет в чувстве» (Слово 78).
Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.
Всяку радость имейте, братие моя, егда во искушения впадаете различна
Искушения и печаль ради Бога апостол признает похвальными и достойными радости, потому что они – самые крепкие узы и возращение любви и сокрушения, почему и сказано: Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению (Сир. 2, 1), и Христос сказал: в мире будете иметь скорбь; но мужайтесь (Ин. 16, 33), ибо без подвигов нельзя получить венцов ни в мире, ни от Бога.
Называет их не детьми, но братьями – по смиренномудрию. Искушения доставляют рачительным всякую радость потому, что через них обнаруживается испытание таковых, а испытание приводит к совершенному действию. Но тогда кто-нибудь скажет: если таково действие искушений, то как Христос научает нас в молитве просить Бога и не введи нас в искушение (Мф. 6, 13)? Отвечаем: искушения бывают двоякого рода. Одни происходят от нас, а другие посылаются на нас Богом для упражнения и прославления нашего. И от нас происходящие искушения двоякого же рода. Одни бывают от нерассудительной храбрости, которую мы называем дерзостью и от которой заповедует нам Господь беречься, потому что хотя и бодр дух, но во время подвигов бодрость угасает, почему храбрость та не оканчивается добром для имеющих ее. Другие искушения, как, например, гибель содомлян (Быт. 19, 13), посылаются за грехи. Этих искушений всеми силами должно избегать через жизнь безгрешную; искушений же от Бога, каковы были Иову, Аврааму, не только не должно избегать, но, если возможно, нужно привлекать их терпением и благодарением, потому что они удостаивают прославления и венцов. Сказал искушения различна потому, что одни искушения, как объяснили мы, бывают от Бога, а другие от нас.
Толкование на соборное послание апостола Иакова.
С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения
В сетях искушений мы ведем очень опасный образ жизни, потому что мы - люди.
Послания.
С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения
Совершенная радость подобна закону мира, который ведется через многие испытания зимы, и холода, и весны к цветущему лету. Так человек, бесспорно, через многие скорби приходит к награде вечной жизни, как говорит Павел: многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян 14:22). Тремя способами создаются искушения: увещеванием, увеселением, согласием. Увещевает дьявол. Веселится плоть. Соглашается дух.
Трактат на семь Кафолических посланий.
С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения
Ты порождаешь радость, если посчитал все [это] радостью, когда впал в различные искушения, и приносишь эту радость в жертву Богу.
Гомилии на Книгу Бытия.
С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения
Никто не отнимет радости у подвергающихся гонениям, потому что, хоть они и претерпели преследования за имя Христово и подверглись пыткам, они понесли все это добровольно, воспламененные надеждой на воскресение и видением своего Господа, - более того, считали возможность претерпеть различные испытания совершенной радостью.
Гомилии на Евангелия.
Апостол начинает с обращения к более совершенным, чтобы постепенно перейти [к увещанию] погибших, которых, как он видел, нужно исправить и устремить к верху совершенства. Следует также заметить, что он не говорит только «Радуйтесь», либо же «Радостью считайте», но говорит: всякой радостью считайте, когда впадаете в различные искушения. Считайте себя удостоенными всякой радости, когда вам случается терпеть искушения за веру Христову. Это благодать, если кто по совести, ради Бога, терпит, страдая несправедливо, как говорит Пётр (1Пет 2:19). И апостол Павел [добавляет]: Страдания нынешнего времени несравнимы с наступающей (будущей – Vlg.) славой, которая откроется в нас (Рим 8:18). И все апостолы шли от лица синедриона, радуясь, что удостоились претерпеть бесчестие за имя Иисуса (Деян 5:41). Итак, мы должны скорбеть не когда подвергаемся искушениям, но когда бываем побеждены искушениями.
Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.
С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения
Благочестивым искушения приносят всяческую радость, поскольку, [впадая] в них, они подвергаются явному испытанию.
Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.
С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения
Различные искушения: понятие искушения, по употреблению его в Священном Писании, весьма обширно, то есть имеет много значений. Общее его значение – испытание, дознание; более обычное частное значение, собственно в области нравственной жизни, – склонение к чему-либо не нравственному, порочному, греховному (ср. Мф. 4:1; Мф. 6:13 и прим.), то же, что соблазнение, или соблазн, только несколько шире. Всякие предметы, действия и обстоятельства, подвергающие испытанию веру и правила нравственности христианской, суть искушения. Конечно, не по существу своему они суть искушения, но по отношению к ним человека: для одного служит искушением то, чем совсем не искушается другой, и наоборот, и так далее. Таковых искушений для христианина, внимательного к своему нравственному совершенствованию, весьма много, и внутренних – в мыслях и желаниях, и внешних – в разных неблагоприятных обстоятельствах жизни: утратах, бедствиях, преследованиях и т. п. И чем более христианин стремится к нравственному усовершенствованию и внимательнее к состоянию своей нравственной жизни, тем более он примечает таких искушений, и тем, так сказать, различнее эти искушения для него. Силы человеческие так слабы, что человек волею или неволею впадает в такие искушения, и, опять, чем более христианин внимает своему нравственному совершенствованию, тем более примечает, что впадает в такие искушения; невнимательный и не заметит своего впадения в искушение, от внимательного оно не скроется. Бессилие человека освободиться от таких многоразличных искушений так велико, что человек мог бы иногда вдаться в малодушие и дойти до отчаяния, если бы Слово Божие не указало ему высшего значения и назначения этих искушений в жизни и тем не успокаивало и не укрепляло его в перенесении таковых искушений. Одно из самых сильных, успокаивающих и укрепляющих указаний есть рассматриваемое изречение апостола Иакова. Всякое искушение, по сим словам апостола, христианин должен принимать не с печалию, не с малодушием, не с отчаянием, а напротив – с великою радостию, с подлинника сильнее – с полною, совершенною радостию. Это такая высота в созерцании апостолом законов нравственного развития, до какой не восходили самые высокие умы языческой древности и на какую можно восходить и возводить только в христианстве, не только указавшем, но и дающем человеку благодатные силы восходить на такую высоту. Сопоставленное с заповедию Господа о молитве христиан к Богу Отцу – и не введи нас во искушение (Мф. 6:13 и парал.; ср. прим.), наставление апостола значит: должно молиться Отцу Небесному, чтобы Он не вводил нас во искушение, не подвергал нас испытанию не в меру сил наших; но если Ему, по премудрым Его целям, благоугодно попустить, чтобы мы впадали в искушения различные, то христианин должен принимать эти искушения с полной и совершенной радостию, имея в виду их великое значение в нравственной жизни (Иак. 1:3-4), если мы переносим их, при помощи благодати Божией, как должно по христианскому закону. Самому не надобно напрашиваться на искушения, напротив – помня свое бессилие, молиться об избавлении от них; но если, по воле Божией, они постигли нас и мы впали в них, то должно принимать их с великою радостию. «Искушения и печаль по Боге апостол признает и похвальными и достойными радости потому, что они – самые крепкие узы и возращение любви и сокрушения, почему и сказано: чадо, когда приступаешь ты служить Господу, то приготовь душу твою ко искушению (Сир. 2:1), и Христос сказал: в мире будете иметь скорбь, но мужайтесь (Ин. 16:33), ибо без подвигов нельзя получить венцов ни в мире, ни от Бога» (Феофилакт).
Толковый Апостол.
Ст. 2-4 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка
Пожелание радости (ст. 1) в устах Апостола означает его глубокое христианское воззрение на жизнь. Этим воззрением св. Апостол освещает для читателей их собственную, по-видимому обильную печалями, жизнь. «Искушение и печаль ради Бога апостол признает и похвальными, и достойными радости, потому что они – самые крепкие узы и возращение любви и сокрушения, почему и сказано: «чадо! когда приступаешь ты служить Господу, то приготовь душу свою к искушению» (Сир 2:1), и Христос сказал: «в мире будете иметь скорбь, но мужайтесь» (Ин 16:33). Ибо без подвигов нельзя получить венцов ни в мире, ни от Бога» (Блаж. Феофил.). Искушение (греч. πειρασμός, евр. масса) на языке Священного Писания, кроме общего значения: испытание, проба, опытное дознание (см., напр., Быт 22:1 ст.; Втор 8:2 и др.), обычно имеет более тесное и частное значение собственно в области нравственной жизни: склонение, соблазнение к чему-либо порочному, дурному, греховному (напр., Мф 4:1; Лк 4:2), причем это соблазнение или склонение человеческой воли может идти со стороны злой воли диавола или людей, а так равно проистекает из стечения обстоятельств и разнообразных предметов. «Всякие предметы, действия и обстоятельства, подвергающие испытанию веру и правила нравственности христианской, суть искушения. Конечно, не по существу своему они суть искушения, но по отношению к ним человека: для одного служит искушением то, чем совсем не искушается другой» (Епископ Михаил). Апостол в данном случае под «различными искушениями» разумеет, по-видимому, ближе всего внешние бедствия читателей послания: тягости бедности, соблазны богатства, преследования с разных сторон и т. д. Всякое подобное искушение христианин, по Апостолу, должен встречать и принимать не только без малодушия, ропота, уныния, но даже с полною, беспримесною радостью. «Искушения доставляют рачительным великую радость потому, что через них обнаруживается испытание таковых, а испытание приводит к совершенному действию» (Блаж. Феофил.). По глубоко верному замечанию преосвящ. Михаила, «это – такая высота в созерцании апостолом закона нравственного развития, до которой не восходили самые высокие умы языческой древности и на какую можно восходить и возводить только в христианстве, не только указавшем, но и дающем человеку благодатные силы восходить на такую высоту». Для полноты представления об искушениях следует лишь сопоставить с наставлением апостола (ст. 2 и дал.) заповедь Христа Спасителя о молитве христиан к Богу Отцу: «не введи нас в искушение» (Мф 6:13; Лк 11:4). Очевидно, кроме искушений внешнего, так сказать, стихийного характера, есть искушения чисто душевные или духовные, представляющие великую опасность духовного падения и духовной смерти. Такое свойство искушений хорошо известно и св. Апостолу Иакову, как показывают слова его в I:13-15. Итак, если искушения, посылаемые Богом, мы должны принимать с полною покорностью Его воле и полною радостью и благодушием, то от искушений, угрожающих нашей вере и нравственности, мы должны ограждаться как безгрешностью своей жизни, так и молитвою к Отцу Небесному об отражении их от нас, под условием, если, разумеется, на то будет воля Господня. Но при таком различии искушений, «терпение полезно в каждом их роде» (блаж. Феофил.). О таком свойстве испытаний и скорбей согласно говорят и Апостол Иаков ст. 3, и Ап. Павел (Рим 5:3). Терпение, ὑπομονὴ, означает постоянство в добродетели и образует существенное условие истинного христианского совершенства. Посему и говорится далее, ст. 4: «терпение же дело совершенно да имать, да будете совершени и всецели, ни в чем же лишени». Только терпением устраняются препятствия на пути к нравственному совершенству, и только при условии терпения объединяются и получают прочность в душе человека все отдельные добродетели, и христиане в таком случае могут иметь надежду, что они будут «совершенны» (τέλειοι) - вполне достигнут цели бытия своего, «во всей полноте, без всякого недостатка» (ὁλόκληροι, ἐν μηδενί λειπόμενοι).