• Ветхий завет
    • Бытие
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
      • Глава 30
      • Глава 31
      • Глава 32
      • Глава 33
      • Глава 34
      • Глава 35
      • Глава 36
      • Глава 37
      • Глава 38
      • Глава 39
      • Глава 40
      • Глава 41
      • Глава 42
      • Глава 43
      • Глава 44
      • Глава 45
      • Глава 46
      • Глава 47
      • Глава 48
      • Глава 49
      • Глава 50
    • Исход
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
      • Глава 30
      • Глава 31
      • Глава 32
      • Глава 33
      • Глава 34
      • Глава 35
      • Глава 36
      • Глава 37
      • Глава 38
      • Глава 39
      • Глава 40
    • Левит
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
    • Числа
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
      • Глава 30
      • Глава 31
      • Глава 32
      • Глава 33
      • Глава 34
      • Глава 35
      • Глава 36
    • Второзаконие
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
      • Глава 30
      • Глава 31
      • Глава 32
      • Глава 33
      • Глава 34
    • Иисус Навин
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
    • Судьи
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
    • Руфь
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
    • 1-я Царств
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
      • Глава 30
      • Глава 31
    • 2-я Царств
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
    • 3-я Царств
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
    • 4-я Царств
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
    • 1-я Паралипоменон
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
    • 2-я Паралипоменон
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
      • Глава 30
      • Глава 31
      • Глава 32
      • Глава 33
      • Глава 34
      • Глава 35
      • Глава 36
    • Ездра
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
    • Неемия
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
    • 2-я Ездры
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
    • Товит
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
    • Иудифь
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
    • Есфирь
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
    • Притчи
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
      • Глава 30
      • Глава 31
    • Екклесиаст
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
    • Песня Песней
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
    • Премудрость Соломона
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
    • Сирах
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
      • Глава 30
      • Глава 31
      • Глава 32
      • Глава 33
      • Глава 34
      • Глава 35
      • Глава 36
      • Глава 37
      • Глава 38
      • Глава 39
      • Глава 40
      • Глава 41
      • Глава 42
      • Глава 43
      • Глава 44
      • Глава 45
      • Глава 46
      • Глава 47
      • Глава 48
      • Глава 49
      • Глава 50
      • Глава 51
    • Иов
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
      • Глава 30
      • Глава 31
      • Глава 32
      • Глава 33
      • Глава 34
      • Глава 35
      • Глава 36
      • Глава 37
      • Глава 38
      • Глава 39
      • Глава 40
      • Глава 41
      • Глава 42
    • Исаия
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
      • Глава 30
      • Глава 31
      • Глава 32
      • Глава 33
      • Глава 34
      • Глава 35
      • Глава 36
      • Глава 37
      • Глава 38
      • Глава 39
      • Глава 40
      • Глава 41
      • Глава 42
      • Глава 43
      • Глава 44
      • Глава 45
      • Глава 46
      • Глава 47
      • Глава 48
      • Глава 49
      • Глава 50
      • Глава 51
      • Глава 52
      • Глава 53
      • Глава 54
      • Глава 55
      • Глава 56
      • Глава 57
      • Глава 58
      • Глава 59
      • Глава 60
      • Глава 61
      • Глава 62
      • Глава 63
      • Глава 64
      • Глава 65
      • Глава 66
    • Иеремия
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
      • Глава 30
      • Глава 31
      • Глава 32
      • Глава 33
      • Глава 34
      • Глава 35
      • Глава 36
      • Глава 37
      • Глава 38
      • Глава 39
      • Глава 40
      • Глава 41
      • Глава 42
      • Глава 43
      • Глава 44
      • Глава 45
      • Глава 46
      • Глава 47
      • Глава 48
      • Глава 49
      • Глава 50
      • Глава 51
      • Глава 52
    • Плач Иеремии
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
    • Послание Иеремии
      • Глава 1
    • Варух
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
    • Иезекииль
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
      • Глава 30
      • Глава 31
      • Глава 32
      • Глава 33
      • Глава 34
      • Глава 35
      • Глава 36
      • Глава 37
      • Глава 38
      • Глава 39
      • Глава 40
      • Глава 41
      • Глава 42
      • Глава 43
      • Глава 44
      • Глава 45
      • Глава 46
      • Глава 47
      • Глава 48
    • Даниил
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
    • Осия
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
    • Иоиль
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
    • Амос
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
    • Авдий
      • Глава 1
    • Иона
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
    • Михей
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
    • Наум
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
    • Аввакум
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
    • Софония
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
    • Аггей
      • Глава 1
      • Глава 2
    • Захария
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
    • Малахия
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
    • 1-я Маккавейская
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
    • 2-я Маккавейская
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
    • 3-я Маккавейская
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
    • 3-я Ездры
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
    • Псалтирь
      • 1—10
        • Псалом 1
        • Псалом 2
        • Псалом 3
        • Псалом 4
        • Псалом 5
        • Псалом 6
        • Псалом 7
        • Псалом 8
        • Псалом 9
        • Псалом 10
      • 11—20
        • Псалом 11
        • Псалом 12
        • Псалом 13
        • Псалом 14
        • Псалом 15
        • Псалом 16
        • Псалом 17
        • Псалом 18
        • Псалом 19
        • Псалом 20
      • 21—30
        • Псалом 21
        • Псалом 22
        • Псалом 23
        • Псалом 24
        • Псалом 25
        • Псалом 26
        • Псалом 27
        • Псалом 28
        • Псалом 29
        • Псалом 30
      • 31—40
        • Псалом 31
        • Псалом 32
        • Псалом 33
        • Псалом 34
        • Псалом 35
        • Псалом 36
        • Псалом 37
        • Псалом 38
        • Псалом 39
        • Псалом 40
      • 41—50
        • Псалом 41
        • Псалом 42
        • Псалом 43
        • Псалом 44
        • Псалом 45
        • Псалом 46
        • Псалом 47
        • Псалом 48
        • Псалом 49
        • Псалом 50
      • 51—60
        • Псалом 51
        • Псалом 52
        • Псалом 53
        • Псалом 54
        • Псалом 55
        • Псалом 56
        • Псалом 57
        • Псалом 58
        • Псалом 59
        • Псалом 60
      • 61—70
        • Псалом 61
        • Псалом 62
        • Псалом 63
        • Псалом 64
        • Псалом 65
        • Псалом 66
        • Псалом 67
        • Псалом 68
        • Псалом 69
        • Псалом 70
      • 71—80
        • Псалом 71
        • Псалом 72
        • Псалом 73
        • Псалом 74
        • Псалом 75
        • Псалом 76
        • Псалом 77
        • Псалом 78
        • Псалом 79
        • Псалом 80
      • 81—90
        • Псалом 81
        • Псалом 82
        • Псалом 83
        • Псалом 84
        • Псалом 85
        • Псалом 86
        • Псалом 87
        • Псалом 88
        • Псалом 89
        • Псалом 90
      • 91—100
        • Псалом 91
        • Псалом 92
        • Псалом 93
        • Псалом 94
        • Псалом 95
        • Псалом 96
        • Псалом 97
        • Псалом 98
        • Псалом 99
        • Псалом 100
      • 101—110
        • Псалом 101
        • Псалом 102
        • Псалом 103
        • Псалом 104
        • Псалом 105
        • Псалом 106
        • Псалом 107
        • Псалом 108
        • Псалом 109
        • Псалом 110
      • 111—120
        • Псалом 111
        • Псалом 112
        • Псалом 113
        • Псалом 114
        • Псалом 115
        • Псалом 116
        • Псалом 117
        • Псалом 118
        • Псалом 119
        • Псалом 120
      • 121—130
        • Псалом 121
        • Псалом 122
        • Псалом 123
        • Псалом 124
        • Псалом 125
        • Псалом 126
        • Псалом 127
        • Псалом 128
        • Псалом 129
        • Псалом 130
      • 131—140
        • Псалом 131
        • Псалом 132
        • Псалом 133
        • Псалом 134
        • Псалом 135
        • Псалом 136
        • Псалом 137
        • Псалом 138
        • Псалом 139
        • Псалом 140
      • 141—151
        • Псалом 141
        • Псалом 142
        • Псалом 143
        • Псалом 144
        • Псалом 145
        • Псалом 146
        • Псалом 147
        • Псалом 148
        • Псалом 149
        • Псалом 150
        • Псалом 151
  • Новый завет
    • От Матфея
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
    • От Марка
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
    • От Луки
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
    • От Иоанна
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
    • Деяния
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
    • Иакова
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
    • 1-е Петра
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
    • 2-е Петра
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
    • 1-е Иоанна
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
    • 2-е Иоанна
    • 3-е Иоанна
    • Иуды
    • К Римлянам
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
    • 1-е Коринфянам
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
    • 2-е Коринфянам
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
    • К Галатам
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
    • К Ефесянам
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
    • К Филиппийцам
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
    • К Колоссянам
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
    • 1-e Солунянам
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
    • 2-e Солунянам
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
    • 1-e Тимофею
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
    • 2-e Тимофею
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
    • К Титу
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
    • К Филимону
    • К Евреям
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
    • Откровение
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22

Инструменты пользователя

  • Войти
Помочь проекту ×

Толкования Священного Писания

Содержание

  • Толкования на Лк. 18:13
    • Свт. Иоанн Златоуст
    • Свт. Григорий Палама
    • Свт. Игнатий (Брянчанинов)
    • Свт. Филарет (Дроздов)
    • Прп. Нил Синайский
    • Блж. Феофилакт Болгарский
    • Еп. Михаил (Лузин)
    • Прот. Иоанн Бухарев
    • Лопухин А.П.
предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание

Толкования на Лк. 18:13

Свт. Иоанн Златоуст

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику

Между тем нет ничего хуже мытаря; это – крайний предел нечестия, как и Христос объявил, часто приводя в пример крайнего зла блудниц и мытарей; это – дерзкое насилие, безнаказанное грабительство, бесстыдный род корыстолюбия, бессчетное любостяжание, бесчестная торговля; и однако, тот, который жил в таком нечестии, мог простыми словами смыть свой позор и получить более, чем просил. Он молился, говоря: «Боже! будь милостив ко мне грешнику», а Бог не только был милостив, но и оправдал его больше фа­рисея. Вот почему и говорит Павел: «Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф.3:20). Но ведь и фарисей молился, и стоял в храме, и при­зывал того же Бога, и сказал больше слов, и начал молитву благодарением; почему же он потерял и те блага, какие имел, а тот получил и дерзновение, которого не имел? Потому, что у них был неодинаков образ молитвы. Этот был исполнен тщеславия, надменности и гордости, а тот великой скромности; поэтому-то тот, будучи обременен бесчисленными грехами, все сло­жил с себя и получил оправдание, а этот, привезши корабль, наполненный добрыми делами, и милостыней, и постом, и уда­рив его как бы о какую-нибудь скалу, о тщеславные и гордые помыслы, потерпел кораблекрушение в самой пристани, потому что повредить себе в молитве значит (то же, что) потерпеть кораблекрушение в пристани. Но это произошло не от свойства молитвы, а от воли его самого.

Беседа о том, что никому не должно отчаиваться.


«Боже, милостив буди мне грешному» , взывал мытарь, и вышел из храма оправданным паче фарисея (Лк. 18:13). И вышло, что слова явились выше дел, и речения превзошли деяния. Тот выставлял свою праведность, пост, десятины; а этот одни сказал слова (без дел), и стяжал прощение всех грехов. Почему так? Потому, что Бог не одни слова слушал, но паче внимал чувству, с каким они произнесены, – и, нашедши его сокрушенным и смиренным, помиловал и возчеловеколюбствовал. Это говорю я, не да согрешаем, но да смиренномудрствуем. Ибо если мытарь, человек последней худости, не возсмиренномудрствовав (ибо что за смиренномудрие у того, у кого все худо?), а только возблагоумствовав, и грехи свои высказав, и исповедав себя тем, чем был, такое привлек к себе Божие благоволение: то сколь большую привлекут себе Божию помощь те, которые, наделав много добрых дел, нимало высоко о себе не думают! Посему-то я всегда и прошу, и молю, и заклинаю всякого из вас, как можно чаще исповедывать грехи свои пред Богом. Я не вывожу тебя пред публику, как на зрелище, и не принуждаю открывать грехи свои пред людьми. Пред Богом открой совесть свою. Ему покажи раны свои и у Него проси уврачевания. Ему покажи, не поношающему, но уврачевание подающему (Иак. 1:5). Он уже все видит, хоть ты и молчишь. Выскажись же, – и получишь пользу. Выскажись, чтобы сложив все бремя грехов здесь, туда перейти чистым без всяких ран греховных, – и избавишься от нестерпимого опубликования их (на Страшном Суде). Три отрока душу свою предали за исповедание единого истинного Владыки всяческих и Бога, и в пещь огненную ввержены; однако же после стольких и толиких доблестей, говорят: «несть нам отверсти уст: студ и поношение быхом рабом твоим и чтущим Тя» (Дан. 3:33). – Так зачем же вы отверзаете уста свои? – Чтоб это одно, говорят, сказать, что «несть нам отверсти уст», и этим одним умилостивить Господа.

Святые отцы о молитве и трезвении.

Свт. Григорий Палама

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику

Видите, какое смирение, вера и самопорицание? Видите ли, как с молитвой сего Мытаря сочеталось крайнее смирение помыслов и чувств, вместе же и – сокрушение сердца? Так, восшед в церковь, моля об отпущении своих согрешений, он привел с собою прекрасных посредников к Богу: веру, которая не постыждает, самопорицание, освобождающее от осуждения (на суде Божием), сокрушение сердца, не подлежащее уничижению, и возносящее смирение. С молитвой же прекрасно сшествовало и терпение. Ибо говорится: Мытарь тот «стоя вдали»; не сказал Христос – «став», как говорится относительно Фарисея, но говорится – «стоя», – тем самым являя стояние в течение длительного времени, также как и длительность молитвы и слов умилостивления: ибо ничего иного не прибавляя и не измышляя, он внимал только себе и Богу, повторяя вновь и вновь только это кратчайшее моление, что является наиполезнейшим видом молитвы.

Итак, стоя вдали, Мытарь не дерзал даже глаз поднять на небо. Само стояние его обозначало и терпение и покорность, и не только – жалкого раба, но и – состояние осужденного. Представляет же этим и освобожденную от грехов душу, но далекую от Бога, ибо не стяжала она еще к Нему дерзновения, приобретаемого добрыми деяниями. Ожидается же, что душа сия приблизится к Богу, так как оставила она грехи свои и имеет доброе предрасположение. И вот, стоя т.обр. вдали, Мытарь не желал даже глаз поднять на небо, являя и поведением своим и видом осуждение себя и самопорицание: ибо считал себя недостойным ни неба, ни земного храма. Посему он стоял в притворе, не дерзал даже на небо взирать, а тем более, куда больше, – поднять глаза к Богу небес. Но от сильного сокрушения, ударяя себя в грудь и представив себя достойным здесь ударов, глубоко скорбя и воссылая стенания, и свесив голову, как бы осужденный, он называл себя грешником и с верою добивался милости, говоря: «Боже, милостив буди мне грешнику». Он поступал так, потому что верил говорящему: «Рех, исповем на мя беззаконие мое Господеви: и Ты оставил еси нечестие сердца моего» (Пс.31:5).

Омилия 2. В Неделю притчи Господни о мытаре и фарисее.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику

Достойно внимания и то, что такая краткая молитва услышана Богом, и то, что она произносилась в храме во время общественного Богослужения, во время чтения и пения псалмов и других молитвословий. Молитва эта одобряется Евангелием, выставляется в образец молитвы: благочестивое рассмотрение ее делается нашим священным долгом.

Почему мытарь не избрал для излияния сердца своего пред Богом какого-либо величественного и умилительного псалма, но обратился к столь краткой молитве, и повторял ее одну во время всего Богослужения? Отвечаем, заимствуя ответ у святых Отцов (свт. Тихон Задонский). Когда прозябнет в душе истинное покаяние, когда явится в ней смирение и сокрушение духа по причине открывшейся очам ее греховности: тогда многословие делается для нее несвойственным, невозможным. Сосредоточась в себе, устремив все внимание на бедственное положение свое, она начинает вопиять к Богу какою-либо кратчайшею молитвою.

Какое имеет значение во всех этих молитвах глагол помилуй или милостив буди? Это -сознание человеком погибели его; это - ощущение той милости, того сожаления к себе, которые Господь заповедал нам ощущать к себе, и которые ощущаются очень немногими; это - отвержение собственного достоинства; это - прошение милости Божией, без которой нет надежды спастись погибшему. Милость Божия есть ни что иное, как благодать Всесвятого Духа; мы, грешные, должны непрестанно, неотступно просить ее у Бога.


Мытарь же издалеча стоя, - повествует Евангелие, - не хотяше ни очию возвести на небо: но бияше перси своя, глаголя: Боже, милостив буди мне грешнику. Евангелие научает нас в этих словах, что при молитве смиренному устроению души должно соответствовать положение тела. В храме должно избирать место не впереди, невидное, но скромное, которое не представляло бы поводов к развлечению. Не должно попускать глазам свободы: пусть они будут постоянно устремлены к земле, чтоб ум и сердце могли быть устремлены беспрепятственно к Богу. Мытарь имел вид согбенного: так живо он ощущал бремя грехов своих. И всякий, кто живо ощутит это угнетающее душу бремя, невольно примет вид согбенного и сетующего, как сказал святый Давид: пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах: яко лядвия моя наполнишася поруганий и несть исцеления в плоти моей (Пс. 37.7-8). Нельзя не заметить, что избранное место в храме мытарем, в глубине храма, указано Евангелием в противоположность месту, избранному фарисеем, который, конечно, стал впереди, чтоб послужить назиданием собравшемуся народу и привлечь его внимание к себе для пользы его же, народа. Так обыкновенно оправдывает и прикрывает свои действия тщеславие. Положение, принятое телом мытаря сообразно его сердечным помышлениям, выставлено в противоположность положению, которое дал своему телу фарисей также сообразно душевному движению, произведенному помыслами гордости.

Аскетическая проповедь.

Свт. Филарет (Дроздов)

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику

Мытарь, вошед в церковь, стоит вдали, ближе к дверям храма, нежели к его внутренней святыне.

Что значит мытарево стояние вдали? – Страх Божий пред святынею Божиею, чувствование своего недостоинства. И мы да стяжем и да сохраним сии чувствования! – О Боже святыни и славы! Тот, котораго Ты оправдываешь, не дерзает приближиться к святыне Твоей: как же дерзаю я, достойный тысячекратнаго осуждения, входить во внутренность Твоего святилища, прикасаться к святыне Твоей, которой Ангелы со страхом служат, приступать к таинствам Твоим, в которыя Ангелы желают приникнуть? Даруй мне страх и трепет и самоосуждение, да не осудит меня мое дерзновение.

Мытарь не хочет и очей возвести на небо. Чтo сие значит? – Смирение. Итак, имей смирение в молитве: и будешь иметь молитву оправдывающую.

Мытарь биет себя в перси. Чтo сие значит? – Сокрушение сердца о грехах и покаяние. Итак, имей и ты сии чувствования. – Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.

Чтo ознаменовалось видимыми образами молитвы мытаревой: то же выражают и слова: Боже, милостив буди мне грешнику. Мытарь не опирается на свои дела, подобно фарисею, но уповает на милосердие Божие. С биением себя в перси называя себя грешником, он чрез сие исповедует, что правосудие Божие требует добродетели, и осуждает грех; что он, как грешник, признает себя достойным осуждения, и уже чувствует свое осуждение; что желает избавиться от греха, и вместе сознает свое безсилие избавиться от онаго. Когда же, вместе с сим, просит у Бога милости, не представляя ни права, ни побуждения: то сим исповедует веру в безконечное милосердие Божие и в благодать, по вере оправдывающую и спасающую грешника, возраждающую и возсозидающую человека на дела благая, да в них ходит.

Таким образом, молитва мытаря есть молитва покаяния и смирения, и, вместе, молитва веры и упования.

Слово в неделю мытаря и фарисея и на память Святителя Алексия. 1850 г.

Прп. Нил Синайский

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику

Научившись у Соломона, говоришь: «кто похвалится чисто имети сердце» (Притч. 20:9)? Но не столько страшно то, что не имеешь такого сердца, сколько то, что, и не имея чистого сердца, не прибегаешь к Владыке Христу, Который может соделать его чистым, не прибегаешь, имея нужду принять сей дар. Ибо Христос, если захочет, может очистить сердце Духом Святым, чего и взыскал некто из древних, молитвенно взывая: «сердце чисто созижди во мне, Боже» (Пс. 50:12). Вернее же сказать, Бог хочет с прочими благами подать нам и сей дар, но ожидает от нас хотя бы малого повода к тому, чтобы несомненно увенчать нас. Ибо что было грешнее мытаря? Но когда он сказал: «Боже, милостив буди мне грешному» (Лк. 18:13), вышел из храма оправданным более фарисея. Сколько же силы заключалось в этом изречении? Но чистым соделало его не изречение, а расположение, с каким он произнес сие изречение, и более того – Божие человеколюбие, которое не хочет нашей погибели, но побуждает нас обратиться к покаянию.

Письма на разные темы. Ходатаю по делам Генефлию.


Познай, что ты согрешил, и загладишь грехи свои. Соделайся обвинителем себя самого, бей в перси и говори: «Боже, милостив буди мне грешному» (Лк. 18:13), – и улучишь спасение. Примем и исповедь твою, и смиренномудрие твое.

Письма на разные темы. Заседателю Фессалию.

Блж. Феофилакт Болгарский

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику

См. Толкование на Лк. 18:9

Еп. Михаил (Лузин)

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику

Мытарь же и пр.: во всем мытарь представляет при молитве совершенную противоположность фарисею; на сколько в том выражается гордость и самодовольство своей праведностью, на столько в этом видно глубокое смирение и сознание своего недостоинства пред Богом. Это смирение выражается в том, во-первых, что он стал вдали от святилища, сознавая себя даже недостойным приблизиться в святому месту, к которому вероятно подошел близко считавший себя праведным фарисей. — Потом, он не смел глаз поднять на небо и ударял себя в грудь: молились обыкновенно с воздетыми руками и поднимали очи к небу (1 Тим. 2:8, Пс. 123:1—2), а мытарь в глубоком смирении не дерзает делать ни того ни другого (ср. Езд. 9:6), а смотрит в землю и, в знак печали и скорби, ударяет себя руками в грудь. Наконец, самая молитва его — образец смиренной сосредоточенной (и по внешности даже краткой) молитвы: будь милостив ко мне грешнику, Боже. Он сознает себя величайшим грешником (ср. 1 Тим. 1:15), не видит в себе ни одной добродетели и молит только об одном — помиловать его, не взыскивать с него за грехи его, простить их ему. В понятии милости заключается вместе и понятие благодати.

Толковое Евангелие.

Прот. Иоанн Бухарев

Мытарь же издалеча стоя, не хотяше ни очию возвести на небо: но бияше перси своя, глаголя: Боже, милостив буди мне грешнику

Совершенную противоположность молитве фарисея представляет молитва мытаря. Насколько в первой выражается самомнение и похваление своею праведностью, настолько в последней – смирение, сознание своего недостоинства пред Богом и самоосуждение.

Издалеча (вдали) стоя. Это значит, что мытарь, сознавая себя недостойным стать близко к святилищу в храме, как месту святому, стал вдали от него, ближе ко входу, не то, что фарисей (Лк. 18:11). «Пусть другие, идя мимо меня, думает он, указывают на меня, как на известного всем грешника. Т. е. теперь не скрывать грехи я пришел, а открывать пред Богом. И много ли значит, что люди будут смотреть на меня, как на грешника?»

Не хотяше ни очию возвести (не смел даже поднять глаз) на небо. Евреи обыкновенно молились с воздетыми кверху руками и поднимали очи к небу (1 Тим. 2:8; Пс. 123:1, 2); мытарь же в глубоком смирении не дерзает делать ни того, ни другого. Он считает себя недостойным взирать на небесное жилище Божие и поднимать туда свои руки. Он стоит, как осужденный.

Бияше перси своя (ударяя себя в грудь). В сердце кающийся грешник обыкновенно чувствует мучения своей совести, тут преимущественно отзываются болезни души его, и вот мытарь ударяет себя в грудь – в знак сокрушения и скорби о своих грехах. Со стороны можно принять это за выражение отчаяния, но мытарь не поддался отчаянию, а с сокрушенным сердцем взывает к Господу о своем помиловании: Боже, милостив буди мне грешнику. Ничем не извиняет себя мытарь, ничем не умаляет тяжести своих грехов, не видит он в себе ни одной добродетели, хотя быть может он и делал что-нибудь доброе, но сознает себя величайшим грешником, и молит Бога только об одном – помиловать его и простить его. «Я грешник, – помилуй меня, Господи! как бы так говорил мытарь. Я грешник, – и более ничего не вижу в себе, нет во мне ничего, за что бы мне ожидать пощады. Прибегаю к Твоему бесконечному милосердию: оно одно может спасти меня. Будь ко мне милостив. Так же точно молился и каявшийся царь Давид: «помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей».

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику

Мытарь в это время стоял вдалеке от фарисея (доселе речь шла только о фарисее, значит и расстояние указывается по направлению от него). Он не смел выступить на видное место, где, без сомнения, смело встал фарисей, и молился Богу только о том, чтобы Бог был милостив к нему, грешнику. При этом он ударял себя в грудь — в знак печали (ср. Лк.8:52). Он думал только о себе, ни с кем себя не сравнивал и ничем себя не оправдывал, хотя, конечно, и мог бы сказать что-нибудь в свое оправдание.

предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание
new/lk/18/13.txt · Последние изменения: 2022/04/13 11:43 — serafim

Группа Вконтакте
участников проекта

© 2010–2025
Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь