И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом
Воины «захватили» его и «заставили» нести крест Иисусов: поручение тягостное и, при настоящих обстоятельствах, чрезвычайно бесчестное; а поэтому весьма вероятна догадка некоторых, что Симон был из числа последователей Иисуса Христа и при встрече с Ним подал какой-либо знак сострадания, из-за чего воины сами или по совету иудеев решились возложить на него крест. По крайней мере, три евангелиста (Мф. 27, 32; Мк. 15, 21) не без причины почли нужным передать потомству имя и род человека, который нес крест Господа, и причину эту следует искать в том, что Симон нес крест не по одному принуждению, а с любовью к Распятому на нем; или в том, что он впоследствии совершенно узнал цену креста Иисусова и носил его до конца своей жизни. Св. Марк упоминает еще, что Симон был отцом Александра и Руфа, которые, по крайней мере, во время написания Маркова Евангелия, принадлежали к числу христиан и были всем известны по своим добродетелям: иначе упоминание о них не имело бы никакого смысла. Руф, видимо, есть тот самый, которого ап. Павел в послании к Римлянам (16,13) называет избранным в Господе и которого память он столько уважал, что мать его именовал своей матерью. Такого семейства был главой Симон, удостоенный Провидением высочайшей и единственной чести – разделить с Господом тяжесть Его собственного креста!..
Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.
И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом
Не нз сострадания Иудеи заставляют Симона нести крест Спасителя, но из утончённой жестокости. Спаситель до того ослабел от претерпенных уже Им мучений, что колеблется на каждом шагу; так как изнеможение Его очевидно, то они принуждены были дать Ему пособие, но не за тем, чтобы смягчить для Него наказание, а за тем, чтобы продлить оное, ибо они боятся, как бы Он не умер прежде, нежели будет распят. Иисус знал их намерение, но как Он не отрицался нести бремя, долженствовавшее сокрушить Его, так не отказывается и от предлагаемого Ему пособия, хотя оно долженствовало только продлить Его томления. Так ли вы несёте крест свой? Так ли вы облегчаете тяжесть его? Успокоение от крестоношения имеет ли у вас целью то, чтобы сделать вас способными лучше служить Богу, Церкви и обществу? Не слишком ли вы снисходительны к себе и строги к другим, подобно фарисеям, которые возлагали на народ бремена тяжёлые и неудобоносимые, а сами и пальцем не хотели двинуть их.
Евангелие повествует, что Симон Киринейский был принуждён нести крест Иисусов. Это значит, что никто по природе не любит креста, но что должно делать над собой усилие и побеждать свое отвращение: — что Бог, по благости Своей, заставляет нас любвеобильными понуждениями обратиться к Нему; что для нашего именно спасения, даже когда мы оказываем сопротивление этому, — для спасения именно, Он даёт нам крест, посылает болезни, неприятности, слишком чувствительные и противные нашим склонностям огорчения. Иногда мир, видя как великий грешник оставляет его, и даже попирает его, чтобы возвратиться к Богу, думает, что он вступает на путь религии или от досады или от отчаяния: таково обыкновенно мирское суждение; но когда бы и так это было; то какая это блаженная досада! Какое святое отчаяние! Если и бывает это так, то скоро порыв досады проходит, а между тем человек незаметно предаётся служению Богу, и связуется узами любви, которая облегчает иго Христово, первоначально казавшееся превышающим наши силы. Ибо случается, что иной, по прихоти своего воображения, или, следуя коварным советам, выбирает такой род жизни, где все, по-видимому, сулит ему счастье, но дело кончается роковым разочарованием; тогда как другой, вопреки своей воле, но из послушания, вступает на путь жизни, противной его желаниям, и благоговеет пред Провидением, лобызает крест свой и несёт его охотно, и дело оканчивается тем, что в этом именно пути он усматривает путь своего спасения.
Избранные места из Священной Истории
Недоумение XLV. Почему Иоанн пишет, что Господь нёс Свой Крест, прочие же – что Симон Киринеянин (Ин. 19:17; Мф. 27:32; Мк. 15:21; Лк. 23:26)?
Разъяснение см. Ин. 19:17
И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом
См. Толкование на Лк. 23:6
И яко поведоша Его, емше Симона некоего Киринеа, грядуща с села, возложиша нань крест нести по Иисусе
По сказанию свв. еванг. Матфея (Мф. 27:27-31) и Марка (Мк.15:16-20), после осуждения Господа на крестную смерть Пилатом, воины в претории, т. е. в судебной палате римского правителя немало ругались над Ним: раздев Его, надели на Него багряницу – род одежды царей или знатных людей, красного цвета, и сплетши венец из колючего терна, возложили Ему на голову, и дали Ему в правую руку трость, как бы царский скипетр, и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! И плевали на Него, и взявши трость, били Его по голове, и уже после этих поруганий повели Господа на распятие, дав Ему Самому нести крест (Ин. 19:17).
Св. Златоуст замечает следущее по поводу этих и самых крестных страданий Спасителя: «Не одна часть, а все тело Его терпело страдания: глава от венца и трости, лице от ударов и заплеваний, ланиты от заушений, все тело от бичевания, наготы, одеяния хламидой и притворного поклонения, руки от трости, уста от поднесения оцта (уксуса). Что может быть сего тягчае и обиднее?»
Вот что говорит один из наших проповедников (Димитрий Архиеписк. Херсонский) в слове в Велик. пяток, в день страданий и смерти Иисуса Христа, вообще о страданиях Его. «Се пресвятая глава Его избита тростию, изъязвлена тернием за те преступные и нечестивые, горделивые и презорливые, самолюбивые и завистливые, безумные и богохульные помыслы и мечтания, которыми наполняется и кружится наша преступная глава. Се пречистые очи Его, тьмами тем светлейшия солнца, наполняются слезами и кровию, терпят нечистые оплевания и помрачаются сном смертным за те завистливые и зложелательные, бесстыдные и глумливые, соблазняющие и соблазняющиеся взоры, из которых мы сделали себе как бы некое лукавое искусство. Се пречистые уста Его, источавшие слово жизни и спасения, слово любви и утешения, слово милосердия и сострадания, сокрушенные ударениями злочестивых рук, запекшиеся кровию, сомкнулись смертию – за те безумные глаголы, за те праздные и гнилые слова, за те зложелательные и пересудливые речи, которые так легкомысленно, так непрестанно выходят из наших уст. Се пречистые руки Его, простиравшиеся токмо на благословения и благодеяния, на исцеление страждущих, на питание алчущих, на воскрешение умерших, пригвождены ко кресту, – за то, что наши нечистые руки простираются на мздоимство и лихоимание, на хищение и неправедные прибытки, на обиды и притеснение ближних. Се любвеобильное сердце Его, жаждавшее нашего спасения, жившее одною любовию к человекам, прободено копием – за те нечистые похоти и вожделения, корыстолюбивые и самолюбивые пожелания, за то ненавистное стремление к удовольствиям чувственным, за те бесстыдные ощущения и чувства, которыми живет и услаждается наше преступное сердце. Словом, – вся пречистая плоть Его изъязвлена, изранена, измучена; самая пресвятая душа Его была прискорбна даже до смерти, испытала все болезни адовы – за то, что мы, окаянные грешники и душу и тело свое делаем орудием греха.»
«Тому, Кто держит мир дланию, Кто носит все глаголом силы Своей, что стоило уничтожить наглых нечестивцев? замечает один из духов. писателей.
Но Господь все терпит безмолвно, Он давно предсказал, что предадут Его язычникам на поругание и биение. Среди всех поруганий Он являлся таким, каким предвидел Его за несколько веков Исаия пророк (Ис. гл. 50): ни одного стона, ни одного вздоха, ни одной жалобы не послышалось из Его пречистых уст. Какой чудный пример, как и мы должны переносить обиды и оскорбления, как бы несправедливы они ни были! Какой же после сего мы дадим ответ, мы, которые гневаемся на каждую обиду, нам наносимую?!» (Тр. Лист.).
«И как полезно для нас читать или размышлять о страданиях Господних, замечает другой проповедник: хотя бы ты был камнем, сделаешься мягче воска». – После того, как бесчеловечные воины достаточно насмеялись над Господом, сняли с Него багряницу, одели в собственные одежды и повели на распятие (Мф. 27:31; Мк. 15:20). Можно себе представить, какие мучения чувствовал Господь наш Иисус Христос, когда снимали с Него багряницу, которая, конечно, могла присохнуть к Его рукам и спине, и надевали на Него собственные одежды!
О несении креста Симоном Киринейским повествуется и в Евангелиях Матфея (Мф. 27:32) и Марка (Мк. 15:21). Это было, когда Господь, выходя или только еще из претории Пилата, где был над Ним суд и где Он был так измучен от поруганий, или же – из города, когда Он изнемог до крайности, так что уже был не в силах продолжать несение креста Своего, и воины увидели необходимость снять с Него крест.
Симона некоего Киринея, т. е. происходившего из Киринеи или Кирены, африканского города в Ливии, на западе от Египта, который населен был во множестве евреями. Симон или был переселенцем оттуда, или пришел в Иерусалим только на праздник Пасхи. Он был отцем известных после в первенствующей христианской церкви Александра и Руфа (Мк. 15:21; Рим. 16:13). По всей вероятности, враги заметили в Симоне сострадание к Господу, и воспользовались, чтобы заставить его нести крест Христов.
Грядуща с села (шедшего с поля). Накануне Пасхи до известного времени, закон не запрещал заниматься обычными работами, и Симон, вероятно, проводил его в работах на поле до назначенного времени.
Возложиша нань (возложили на Него) крест нести по Иисусе (за Иисусом.) Распинаемые обыкновенно сами должны были нести кресты свои до места распятия. Так понес было Свой крест и Господь; но потом до такой степени ослабел, что не мог нести, преклонился под ним, и уже донес его Симон Киренеянин. Конечно, при этом преклонении Господа под крестом не обошлось без брани и ударов в отношении к Нему со стороны, жаждавших Его смерти, врагов.
Можно представить, с какою любовию нес крест Господа, взамен Самого Господа, Симон. О, если бы и мы носили с любовию и терпением, посылаемые нам от Господа, те или другие жизненные кресты?!
Толкование на Евангелие от Луки.
Ст. 26-32 И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? Вели с Ним на смерть и двух злодеев
Шествие Христа на Голгофу изображает так обстоятельно один евангелист Лука, только 26-й стих заимствован им у Марка (Мк.15:21). Евангелист Лука говорит, что за Христом шло немало «женщин, которые плакали» (ἐκόπτοντο; ср. Лк.8:52) и «рыдали о Нем», считая Его невинной жертвой злобы врагов. Господь, при виде этих знаков сочувствия, сказал им (впрочем, Меркc полагает, что в еврейском языке выражение «дочери Иерусалима» означало не одних женщин, а всех обитателей столицы), что их судьба также будет несчастна, даже еще бедственнее судьбы Христа (потому что Христа после смерти ожидает прославление, а их только мучительная и бесславная смерть). В особенности им тяжело будет смотреть на мучения, которым подвергнутся, очевидно, при разрушении Иерусалима их малые дети. В те дни будут считать счастливыми не имеющих детей и в ужасе будут обращаться к горам и холмам с мольбою, чтобы те поскорее упали на них и покончили их мучительное существование. Почему жители Иерусалима должны ожидать себе такой ужасной судьбы – это объясняет Господь в словах: «ибо если с зеленеющим деревом…» (стих 31). По обычному толкованию (см., например, у еп. Михаила в Толковом Евангелии) здесь Христос под «зеленеющим деревом» имеет в виду Себя, а под «сухим» – иудеев, которые будут истреблены римлянами. Но с таким толкованием нельзя согласиться, во-первых, потому, что у евангелиста Луки римляне вовсе не являются виновниками смерти Спасителя (в ней виновны только иудеи, которые, можно сказать, заставили Пилата произнести приговор над Христом), а во-вторых, если допустим, что римлян евангелист представляет «неправедным» судьею, осудившим Христа, то ведь это не может служить основанием к тому, чтобы надеяться, что этот «неправедный» судья, осудивший Праведника, отнесется также строго и к врагам Этого Праведника – нечестивым иудеям… Лучше поэтому принять толкование, предлагаемое Мерксом (1905, с. 491). Согласно ему, Господь говорит здесь о том развращении среди господствующих классов иудейского народа, которое повело за собою такую ужасную несправедливость по отношению ко Христу. Но чем дальше, тем это развращение будет больше. Чего же могут ожидать обыкновенные иудеи от таких начальников? Что придется испытать детям этих женщин, когда эти дети подрастут и станут под власть таких жестоких людей, как руководители иудейского народа?
«Вели с Ним на смерть и двух злодеев» (стих 32; ср. Мк.15:27).